Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. | Бабаева Нина Михайловна. Работа №302557

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     Развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера.

 

 На уроках учитель должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учить анализировать задачи, делать чертежи, схемы и т.д). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: учащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его получения, т.е. учатся мыслить логически.

Развитие логического мышления учащихся на уроках математики.

Процесс обучения предполагает целенаправленное управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учеников в их умственном развитии. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать условия соответствующей деятельности, нужно показывать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения. Как результат - ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения.

Развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера.

На уроках учитель должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учить анализировать задачи, делать чертежи, схемы и т.д). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: учащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его получения, т.е. учатся мыслить логически.

Основным средством развития математических способностей учащихся являются задачи. В школьном курсе математики необходимы задачи, направленные на отработку того или иного математического навыка, задачи иллюстративного характера, тренировочные упражнения, выполняемые по образцу, но не менее необходимы задачи, направленные на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебной деятельности математического характера. Необходимы специальные упражнения для обучения школьников способам самостоятельной деятельности, общим приёмам решения задач, для овладения ими методами научного познания реальной действительности и приёмам продуктивной умственной деятельности.

На уроках необходимо систематически использовать задачи, способствующие развитию творческого мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют наблюдательности, творчества и оригинальности.

Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, кроссвордов и т.п.

В качестве средств развития логического мышления могут выступать занимательные задачи. Такой материал многообразен, его объединяет следующее : -способ решения занимательных задач неизвестен. К их решению приводит метод проб и ошибок;

-занимательные задачи способствуют поддержанию интереса к математике;

-задачи составлены на основе знаний законов мышления.

Для решения таких задач характерен процесс поисковых проб. Появление догадки говорит о развитии смекалки и сообразительности. Смекалка - это особый вид проявления творчества, она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых решающий задачу приходит к выводам, обобщениям. Смекалку и сообразительность нужно развивать в процессе обучения.

В любом случае догадке, как способу решения задачи, предшествует анализ: выделение существенных признаков, свойств и т.п. Но для решения занимательных задач метод проб и ошибок ненадёжен и нерационален. Более эффективен способ- показать учащимся те приёмы умственной деятельности, которые необходимы : анализ, сравнение, аналогия, классификация. Предлагая занимательные задачи, мы формируем у у учащихся способность выполнять эти операции и одновременно развиваем их.

Задачи не должны быть слишком лёгкими, но и не должны быть слишком трудными, т.к. учащийся, не решив задачу или не разобравшись в решении, предложенном учителем, может потерять веру в свои силы. Не надо предлагать задачу, если нет уверенности, что она будет решена.

Решение нестандартной задачи чень сложный процесс, для успешного осуществления которого учащийся должен уметь думать, догадываться. Необходимо также хорошее знание фактического материала, владение общими подходами к решению задач, опыт в в решении нестандартных задач. В процессе решения задачи надо чётко разделять четыре ступени:

-изучение условия задачи;

-поиск плана решения и его составление;

-оформление решения;

-изучение полученного решения- анализ результата решения и отбор полезной информации.

Чтобы помочь учащимся найти путь к решению задачи, учитель должен уметь поставить себя на место ученика, попытаться понять источник затруднений, направить его усилия в правильном направлении. Умелая помощь , оставляющая ему разумную долю самостоятельности, позволит развить математические способности, накопить опыт, который в дальнейшем поможет находить путь к решению новых задач. Хорошим средством обучения решению задач, средством для нахождения плана решения являются вспомогательные задачи. Умело поставленные вспомогательные вопросы, вспомогательная задача или система вспомогательных задач помогут понять идею решения. Надо стремиться к тому, чтобы учащийся испытал радость от решения трудной для него задачи.

Логическое мышление развивается интенсивнее, если на уроках создавать атмосферу уважения, поощрять инициативу и стимулировать творчество учащихся.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×