Статья Развитие математического мышления детей посредством логико-математических игр. Автор: Склярова Елизавета Николаевна

Автор: Склярова Елизавета Николаевна
Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования развивающих, занимательных, дидактических игр, задач, головоломок. Логико-математические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме.


Автор: Склярова Елизавета Николаевна

Развитие математического мышления детей посредством логико- математических игр.

 

Переход от дошкольного детства к школьному – это не только изменение образа жизни ребенка, но и серьёзный психологический перелом в его сознании, связанный с формированием новых психологических свойств и способностей. Одно из важнейших мест среди них занимает логическое мышление.

Проблема развития детского мышления в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Результаты исследований Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, Е. А. Михайловой показали, что специально разработанная система обучения позволяют сформировать у старших дошкольников уровень мышления, соответствующий школьному возрасту.

Сегодня особо остро ощущается необходимость решения проблемы развития логического мышления во всей системе образования. Поэтому я решила изучить особенности развития мышления у детей 5-7 лет и определить возможность активизации и развития логического мышления путём создания необходимых условий. Выбор данной возрастной категории определяется положением возрастной и педагогической психологии о том, что в этот период имеются широкие возможности для развития логического мышления детей в связи с формированием психических новообразований, как произвольность, внутренний план действий, а также положением о том, что именно в этот период устанавливаются наиболее тесные связи с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система мышления.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

В игре привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования развивающих, занимательных, дидактических игр, задач, головоломок, логических упражнений и развлечений. Логико- математические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Развивающие логико- математические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка в школе.

В школе наиболее трудным, а для некоторых детей нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению.

Наряду с различными технологиями (методами и приёмами, а также использованием разнообразия дидактических материалов, одним из эффективных средств побуждения живого интереса к математике являются логико- математические игры и упражнения.

Математический материал для детей определяется с учётом возрастных возможностей и поставленных задач, которые активизируют умственную деятельность, расширяют и углубляют математические представления. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями. В своей работе мы используем разнообразные дидактические средства, например наглядность. Правильно подобранный наглядный материал вызывает интерес у детей, повышает эффективность обучения, облегчает усвоение изучаемого материала.

Эффективным дидактическим средством являются задачи-шутки, головоломки, ребусы, логические задания и упражнения. Дети очень активно воспринимают их. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна детям, у них складывается положительно эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Детям интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать предмет, решить задачу и т. д. И вся эта деятельность увлекает их. При этом они пользуются двумя видами поисковых проб: практическими – это когда подбирают нужную фигуру, перекладывают её, считают и т. д. и мыслительными – когда они обдумывают ход, предугадывают результат, предполагают его решение. В ходе поиска, выдвижения гипотез, дети проявляют и догадку, то есть как бы приходят к правильному решению.

Для развития логико-математического мышления, творческих способностей мы даём детям схемы, предлагаем анализировать занимательную задачу и дети в конечном результате находят правильный ответ. Правда не каждому ребенку это удается сразу. Таким детям сначала мы даём несложные упражнения по образцу, чтобы не угасал интерес к играм. Эти упражнения вызывают интерес у детей, особенно тогда, когда ребенок справляется с задачей сразу. Для того, чтобы вызвать интерес мы даём комплекты разнообразных не сложных предметов «снеговиков», «лодочек», «роботов» из геометрических фигур.

Затем предлагаем разнообразные разрезные предметы на составление целого через игру «Собери целое», «Собери предмет», «Собери картинку» добиваясь результата. Полезно вести разговор с ребенком в процессе поиска правильного варианта решения задач. Как лучше составить фигуру или предмет? Из каких частей она получилась?

Очень важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры, например, что при составлении силуэтных изображений используются целиком весь комплект, детали геометрического конструктора должны при этом плотно присоединяться друг к другу.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребенка большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур перекладывании палочки и другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Занимательный математический материал используется как на занятиях по математике, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей. Такой материал можно включить в основную часть по непосредственно-образовательной деятельности или использовать в его конце, когда наблюдается снижение умственной активности у детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятия оправдывает себя использование не сложных занимательных задач в качестве умственной гимнастики.

Одним из видов занимательного материала являются логические задачи и упражнения. Логических задач создано много. Они направлены на развитие умения последовательно мыслить, обобщать, изображать предметы по признакам, находить отличия, продолжить ряд или найти недостающую фигуру в ряду. Для решения этих задач мы изготовили такие игры, как «Подбери фигуру», «Найди недостающую фигуру», «Заштопай одеяло» и т. д.

Любимыми играми у ребят являются такие игры, как «Танграмм», игра-головоломка «Пифагор», «Колумбово яйцо», которые развивают творчество, фантазию, пространственное представление, смекалку и воображение.

Таким образом я считаю, что использование развивающих игр и игровых упражнений с математическим содержанием являются основным средством умственного воспитания и математического развития. При систематическом использовании игр с математическим содержанием как на непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности у детей формируются математические способности, формируются более сложные формы мышления. Это даёт возможность повысить познавательную активность детей и готовность их к обучению в школе.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x