Автор: Сагакьян Татьяна Николаевна
Пусть будут умелыми ручки.
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Развитие руки тесно связано с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память и внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложенной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. В дошкольном возрасте важна подготовка к письму, а не обучению ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, а также не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: завязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц.
Чем же можно заниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Сжимать и разжимать кулачки.
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
- Складывание матрешек.
- Игра с вкладышами.
- Игры с песком, водой.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Резать ножницами.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки.
- Рисование в воздухе.
Работа по развитию движения рук должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Удачи Вам!
Сагакьян Татьяна Николаевна, педагог-психолог
МБДОУ ЦРР д/с № 17 "Петушок", М.О. г. Ивантеевка