Развитие мотивации учащихся на уроках английского языка посредством информационно-коммуникативных разновидностей.

Автор: Кротова Ольга Сергеевна

Развитие мотивации учащихся на уроках английского языка посредством информационно-коммуникативных разновидностей.

          Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учёбе. Они не заинтересованы в обучении. Причины: перегруженность образовательной программы, оторванность изучаемого материала от жизни, трудный контингент подростков и многое др. Поэтому приходится ставить перед собой цель – поддерживать интерес учащихся к учению.

       Как я это делаю? Я ищу эффективные методики и технологии в современных печатных изданиях и Интернет-ресурсах, анализирую, отбираю те, которые подходят конкретно для моих учащихся, учитывая личностные особенности учащихся, их возраст, интересы, уровень подготовки т.е. учитываю особенности коллектива, в котором он будет использоваться.

          В качестве приоритетной образовательной технологии была определена технология коммуникативного обучения - обучение на основе общения.

          Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных

технологий обучения иностранному языку.

          Из четырёх составляющих, на которых держится любой языковой тренинг (чтение, письмо, разговорная речь и восприятие речи на слух), повышенное внимание уделяется именно двум последним.

          В общих чертах коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение английскому языку как средству общения. Коммуникативный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения.

Принципы организации содержания обучения

         1. Речевая направленность - обучение иностранным языкам через общение. Это означает практическую ориентацию урока.  Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать - слушая, читать - читая. Прежде всего, это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В    речевых упражнениях происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией; не допускается ни одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях реального общения.

          2. Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны:

лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления). Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые единицы. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу - подтверждает мысль, сомневается в услышанном,

спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию, в процессе чего усваивает необходимые слова или грамматические формы.

          3. Ситуативность. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Необходимость обучать на основе ситуаций. Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

          4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это, прежде всего, новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию - оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

          5. Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), набором определенных чувств и эмоций, своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе (классе). Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т.д.

          6. Коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.

          7. Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде.

         

Вывод:

Как видно из вышеизложенного, технология коммуникативного обучения английскому языку представляется наиболее эффективной. На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что дает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к использованию его на практике как полезного инструмента.

 

Используемая литература:

1. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. 
Справочное пособие. — 9-е изд., стереотип. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004. — 522 с. — ISBN 985-06-0956-7.

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 1993.

3.Панов Е.М. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.,1997.

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x