«Развитие музыкальной памяти учащихся» | Людмила Юрьевна Виричева. Работа №357792
Музыкальная память «как и память вообще, играет важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддаётся искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы». Однако большая часть ученого сообщества склонялась к мнению, что музыкальная память, как и остальные виды памяти человека, поддается развитию, и существуют эффективные методы, дающие положительный результат при регулярном использовании.
Управление культуры администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей
«Сыктывкарская детская музыкально-хоровая школа»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«Развитие музыкальной памяти учащихся»
Составитель: Виричева Л.Ю.
Сыктывкар, 2020 г.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ
«Кладовая» знаний и навыков – память,
которая сохраняет слуховой опыт,
знания музыки и сведений о музыке.
С.Савшинский
В последние годы проблема развития музыкальной памяти учащихся, становится все более актуальной. Педагогическая практика, показывает, что быстрое и эффективное выучивание на память музыкальных произведения является сложной задачей для многих учащихся. Б. Теплов дает такое определение музыкальной памяти: «музыкальная память представляет собой способность к запоминанию, сохранению (кратковременному и долговременному) в сознании и к последующему воспроизведению музыкального материала». Ее функцией является накопление, сохранение и практическое использование в игровых актах того художественно-ценного, что было в исполнительском опыте.
I. Основные виды музыкальной памяти
Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.
Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций эмоций и переживаний человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.
В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти – двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.
В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.
Слуховая память - это память на музыкально-слуховые представления, это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Двигательно-моторная память включает в себя память на игровые движения и действия. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. В действительности пальцы не обладают памятью, а лишь имеют известную способность к автоматизации, которая возникает благодаря частому повторению музыкального произведения.
Музыкально-логическая память проявляется в осмыслении музыкального материала и установлении логически оправданных внутренних связей между отдельными разделами произведения. Этот вид памяти способствует сознательному воспроизведению в последующих исполнениях представлений об образном строе, жанре сочинения, особенностях его формы, фактуры, тональных, динамических, гармонических, ритмических построений и т. д.
Английская исследовательница проблем музыкальной памяти Л. Маккиннон также считает, что «музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не существует. То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек – это память уха, глаза, прикосновения и движения». По мнению исследовательницы, «в процессе заучивания наизусть должны сотрудничать, по крайней мере, три типа памяти: слуховая, тактильная и моторная. Зрительная память, обычно связанная с ними, лишь дополняет в той или иной степени этот своеобразный квартет».
Б. Теплов подчеркивал, что слуховой и двигательный компоненты музыкальной памяти – основные. Все остальные составляющие памяти являются ценными, но вспомогательными. Слуховой компонент музыкальной памяти является ведущим, однако автор подмечает, что в практической деятельности широко распространенно чисто двигательное запоминание исполняемой на фортепиано музыки
II. Методы развития музыкальной памяти.
Развитию музыкальной памяти способствуют следующие факторы:
- постоянное выучивание наизусть новых музыкальных произведений;
- подключение к процессу заучивания разнообразных ассоциаций, к которым прибегает музыкант для нахождения большей выразительности исполнения, например, ассоциирование заучиваемого материала с различными цветами, движениями, зрительными образами;
- практика записывания нотного текста на память;
- подбор по слуху на музыкальном инструменте разнообразных мелодий, гармонических последовательностей и т.д.
В.И. Муцмахер разработал методы развития памяти, заключающиеся в приемах интеллектуальной деятельности человека, помогающих запомнить музыкальный текст:
Смысловая группировка. Сущность приема заключается в делении произведения на отдельные фрагменты, эпизоды, каждый из которых представляет собой логически завершенную смысловую единицу музыкального материала. И если происходит забывание, память опирается на значимые, смысловые моменты, что помогает воспроизвести в сознании музыкальный тест целиком, связав между собой части.
Смысловое соотнесение. В основе этого приема лежит использование мыслительных операций - сравнивание, противопоставление характерных черт гармонического плана, мелодии, тональности, аккомпанемента. Особенно эффектно при запоминании произведений, написанных в трехчастной форме и форме сонатного allegro, в которых третья часть подобна первой, а реприза повторяет экспозицию.
III. Методы заучивания наизусть по формуле И. Гофмана
И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она состоит из 3 частей:
1.Работа без инструмента. На этом этапе изучается нотный текст, происходит мысленное восприятие музыки, которое осуществляется за счет определения основного настроения мелодии, и с помощью чего оно выражается, ключевой идеи произведения, позиции автора и своей собственной позиции относительно этой музыки. Этот этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.
2.Работа за инструментом. Ее суть в проигрывании произведения в определенном темпе, но не обязательна точность исполнения. На этом этапе начинается отработка музыкального произведения, определяются смысловые части, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа.
3.Работа наизусть (без текста). В процессе исполнения произведения наизусть происходит дальнейшее укрепление его в памяти - слуховой, двигательной, логической. Исполнение игры наизусть полностью поглощает музыканта, именно поэтому данный навык является важным в развитии музыкальной личности. При этом сам исполнитель по желанию и потребностям сосредотачивается на разных сторонах произведения. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Также, связь с ассоциациями - один из принципов развития памяти в целом.
Когда произведение выучено, необходимо регулярное повторение с целью закрепления в памяти. И чем старше человек, тем больше необходимо осуществить повторений, так как возможности памяти с возрастом уменьшаются. Повторение рекомендуется делать осмысленно, искать новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.
Огромную пользу для запоминания произведения приносит игра в медленном темпе, которой не должны пренебрегать даже учащиеся с хорошей памятью. Это помогает, как указывает болгарский методист А. Стоянов, «освежить музыкальные представления, уяснить все, что могло с течением времени ускользнуть от контроля сознания».
Быстрое заучивание пьесы наизусть позволяет не только рациональнее использовать время урока, но и сохранить пьесу в памяти в дальнейшем. Однако не рекомендуется делать слишком большие перерывы при заучивании – в этом случае оно может превратиться в новое выучивании наизусть.
4.Работа без инструмента и нот. Этап, который является самым сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному показателю мастерства. Сопровождается он развитием слуховых образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость, большую погруженность исполнителя.
Определяющее значение имеет не сам по себе результат запоминания, а мыслительная деятельность во время процесса запоминания.
На прочность памяти положительно влияют те действия, которые мы совершаем с изучаемым материалом. Известно, что при разучивании наизусть трудного музыкального текста сложные в техническом отношении фрагменты запоминаются лучше, чем более простые эпизоды. Такие места приходится по многу раз повторять, продумывать аппликатуру, в результате чего трудный текст составляет в памяти более глубокие следы. Из этого следует, что чем больше разнообразных действий мы сможем предпринять с выучиваемым материалом, тем больше у нас шансов его быстрее запомнить.
IV.Заключение
Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.
Развивать способности к музыке намного проще в раннем возрасте. В этом возрасте ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго.
Но для полноценного развития музыкальной памяти важно не забывать и про другие стороны личности ребёнка, прямо или косвенно связанные с музыкальными способностями.
Римский-Корсаков считал, что музыкальная память «как и память вообще, играет важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддаётся искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы». Однако большая часть ученого сообщества склонялась к мнению, что музыкальная память, как и остальные виды памяти человека, поддается развитию, и существуют эффективные методы, дающие положительный результат при регулярном использовании.
Исходя, из выше сказанного можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития - регулярность.
Список литературы:
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1974;
Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. – М.: Искусство, 1961;
Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: Музыка, 1967;
Маклаков А.Г. Общая психология. – С.-П.: Питер, 2001;
Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. – М., 1984;
Немов Р. С. Общие основы психологии. Москва, 1995.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997;
Пугач Ю.К. Развитие памяти. Система приемов. – Краснодар, 2004;
Савшинский С.И. Пианист и его работа. Советский композитор. – Л., 1961;
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947;