Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие музыкальных способностей у гиперактивных детей на уроках фортепиано» | Сибирякова Галина Александровна, Калёнова Анжелика Анатольевна. Работа №275852

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сибирякова Галина Александровна, Калёнова Анжелика Анатольевна
«Проблемы раннего развития музыкальных способностей

у гиперактивных детей на уроках фортепиано»

Проблема гиперактивных детей, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в настоящий период приобретает все большую актуальность. В последнее время вследствие широкой распространенности СДВГ является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. «Стабильными» статистическими показателями, в России насчитывается порядка 4-18% гиперактивных детей.

МБУ ДО Детская школа искусств № 5 г.Краснозаводск
Сергиево-Посадского городского округа
Московской области
Методический доклад на тему:
Проблемы раннего развития музыкальных способностей
у гиперактивных детей на уроках фортепиано
Разработчики: Сибирякова Г.А.
Каленова А.А. Преподаватели специального фортепиано
г.Краснозаводск 2021г.
Введение
Проблема гиперактивных детей, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в настоящий период приобретает все большую актуальность. В последнее время вследствие широкой распространенности СДВГ является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Стабильными статистическими показателями, в России насчитывается порядка 4-18% гиперактивных детей [2].
СДВГ проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью или непроизвольностью поведения. Длядетей с этим синдромом характерна неспособность управлять своими действиями, контролировать их. Главной чертой произвольного поведения является его осознанность. Импульсивность и неуправляемость поведения гиперактивных детей объясняется его неосознанностью. Симптомы СДВГ всегда отмечаются окружающими ребенка взрослыми в возрасте до 7 лет, обычно начиная с 4-летнего возраста.
Феномен гиперактивности изучается учеными медицинских наук (Г. Гофман, Ю. С. Шевченко, Н. Н. Заваденко), психологами (Н. Н. Поддьяков, Л. С. Цветкова, Е. Д. Хомская, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец и др.), педагогами (Е. В. Касатикова, Л. А. Ясюкова, Л. С. Цветкова, Т. М. Грабенко и др.).
Проблема произвольности поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста рассматривается в трудах А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина, З. В. Мануйленко, Е. Д. Хамской, Е. О. Смирновой и др. Ими установлено, что в норме произвольность поведения возникает как новообразование на границе дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель нашего сообщения: выявить, средства, формы работы, способствующие развитию музыкальных способностей у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста на уроках фортепиано.
Ранее музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функции мозга и, в частности, абстрактного мышления. С его помощью можно корректировать задержки психомоторного развития, лечить аутизм и помочь гиперактивных детям.
Совершено определенно, доказано, что тренировка пальцев рук с помощью точных координированных движений является мощным средством активации коры головного мозга. Движение кисти руки в значительной степени ускоряют созревание не только сенсомоторных зон коры мозга, но и центры речи, а так же способствуют интеграции деятельности мозга.
1.Понятие гиперактивность
Рассмотрим основные понятия и диагностические критерии, на которые мы опирались в сообщении.
Гиперактивность - это состояние, при котором активность и возбудимость человека превышают норму [1].
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) - неврологическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, проявляющееся в чрезмерной активности (гиперактивности), слабом контроле побуждений (импульсивность и нарушения внимания).
Импульсивные действия - это класс малоосознанных действий, регулируемых установками - подсознательными побуждениями, общей личностной направленностью.
Импульсивность, по Л. С. Выготскому, - это особенность поведения человека (или - в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций [3].
Произвольность - это психические процессы или формы поведения, находящиеся под контролем (под управлением) со стороны коры головного мозга, которые считаются анатомо-физиологическим образом связанными с волей, сознанием и мышлением человека; произвольность поведения - это новообразование дошкольного возраста [4].
Основными диагностическими критериями СДВГ выступают:
– нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность;
– проявление и развитие симптомов в возрасте младше 7 лет;
– сохранение симптомов на протяжении как минимум 6 месяцев;
– проявления недостаточной адаптации в различных ситуациях [5].
Основными средствами формирования произвольности поведения у гиперактивных детей дошкольного возраста являются речь, внеситуативное общение с взрослыми, а основные формы организации внеситуативного общения с взрослыми - это дидактические игры и упражнения; беседы с детьми для планирования и подведение итогов дня; речевое общение, включенное в художественно-предметную деятельность детей [6].
1.1 Причины заболевания СВДГ
Причины заболевания Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) закладывается еще до появления ребенка на свет. Причины возникновения патологии у детей кроются в неблагоприятных факторах во время протекания беременности:
угроза прерывания;
гипоксия плода;
курение;
неправильное питание;
стрессы.
У ребенка может развиться синдром гиперактивности в результате неблагоприятных факторов при родах:
недоношенность (рождение ребенка до 38-й недели);
стимуляция родов;
стремительные роды;
затяжные роды.
Причины патологии могут быть в совершенно иных факторах:
наличие у малыша неврологических патологий;
постоянные конфликты или сложные отношения в семье;
чрезмерная строгость по отношению к ребенку;
отравление организма тяжелыми металлами (к примеру, свинцом);
неправильный рацион питания малыша.
Если у ребенка сочетается сразу несколько факторов, то риск возникновения синдрома гиперактивность у ребенка увеличивается.
Очень важно знать, как проявляется и в каком возрасте детская гиперактивность. Однако родители должны понимать, что большинство признаков могут характеризовать совершенно другую патологию, например неврастению. Поэтому самостоятельно диагностировать или делать выводы категорически запрещается. При подозрении на гиперактивность у ребенка следует обратиться обязательно к врачу (специалисту).
Как проявляется гиперактивность?
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом [7].
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице [8].
Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.
2.Развитие музыкальных способностей
Необходимо выделить общие способности шестилетних детей: Гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста теснейшим образом связано с их способностями - особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности. К числу таковых относятся познавательные способности, включающие в себя:
– сенсорные (восприятие предметов и их внешних свойств);
– и интеллектуальные способности - обеспечивают относительно легкое и продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами.
– познавательные способности ребенка проявляются, например, в точности, чувствительности его восприятия к различиям предметов, умении вычленить наиболее характерные их свойства, отличия друг от друга, умении разбираться в сложных ситуациях, задавании вопросов, уверенном использовании в речи логико-грамматических конструкций (причина - следствие, противопоставление и т. д.), наблюдательности, смекалке [12]. Важным условием развития этих способностей является тяга к умственным усилиям, отсутствие равнодушия или нежелания умственного напряжения.
– способности к изобразительной деятельности. В шестилетнем возрасте дети начинают сочинять сказки, стихи, рассказы;
– как способность к художественно-театральной деятельности;
– практических способностей, таких, как организаторские, конструктивно-технические. Дети с организаторскими способностями выступают инициаторами игр, распределяют роли, оценивают игру других, меняют сюжет игры;
– способности к конструктивной деятельности проявляются, например, в умении легко устанавливать пространственные отношения между элементами предмета, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкции, в умении внести изменения в решение конструкторско-технической задачи [9].
Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у наших шестилетних, во многом зависит от воспитателя, учителя, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать.
При этом важно вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребенка самим процессом творчества. Педагогу важно знать, по каким показателям можно судить о наличии творческого начала в художественной деятельности детей.
В музыкально – педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются следующие:
– музыкальный слух,
– чувство ритма,
– музыкальная память.
Музыкальный слух, в свою очередь, предполагает развитие двух его основных форм: мелодический и гармонический слух. В отношении музыкальной памяти А. Д. Алексеев подчеркивает: Действительно важно, чтобы у пианиста были развиты, по крайней мере, три вида памяти – слуховая, логическая и двигательная.
В определении музыкальных способностей мне близко мнение Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте. Они включают в себя ряд компонентов(музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое).
Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.
Музыкальные способности можно обнаружить уже в раннем возрасте. Но бывает и так, что у некоторых шестилетних детей они еще незаметны. Однако не следует этих ребят сразу относить к числу бездарных в области музыки. Исследования показывают, что ход развития музыкальных способностей очень индивидуален и слабое развитие одной из музыкальных способностей может тормозить проявление других. Удаление же этого тормоза влечет развитие и других способностей, если, конечно, ребенок включен в музыкальную деятельность.
Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности. Нередко приходится раскапывать, отыскивать их. Это нелегкий труд, однако, он необходим, ибо каждый человек может проявить дарование в одной или нескольких видах деятельности при правильном определении его интересов и развитии его способностей. Необходимо изучить внутренний мир маленького человека, его склонности, интересы, познать возможности, силы ребенка в разных видах деятельности. Это поможет обнаружить ту область знаний, вид деятельности, к которому наиболее способен ребенок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого [11]. В работе по изучению интересов, способностей детей должны объединить свои усилия все: и учитель, и воспитатель, и родители. Каждый из них имеет возможность наблюдать ребенка в разных ситуациях, разных видах деятельности. Результатами своих наблюдений следует обязательно обмениваться, обсуждать их совместно. Тогда и границы видения каждого из взрослых, причастных к воспитанию, расширятся, и личность ребенка представится в более полном виде.
3.Проблемы и пути их решения у гиперактивных детей
Как выше было сказано, что ребенок с СДВГ (неврологическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, проявляющееся в чрезмерной активности (гиперактивность), слабом контроле побуждений (импульсивность и нарушения внимания)).
В подготовительном классе индивидуальное занятие длится 30 минут, раз в неделю со второго полугодия данного курса. А для детей с СДВГ урок это очень долго и мучительно, так как они постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые. Эти дети на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца это очень сложная задача для них. Учителя они “не слышат”, все теряют, все забывают [12].
Просидеть за роялем 30 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 5-7 минут после начала занятия гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть спокойно. Этому способствует малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке. Педагогу нужно построить форму работы на уроке так, что бы была смена деятельности ребенка (например, открыли инструмент, показали, рассказали, после этого двигательные упражнение, на расслабление мышц и т.д.). На первых уроках должны присутствовать родители, что бы помочь ребенку и педагогу наладить контакт.
Конечно, 30 минут за неделю, это очень мало, и поэтому, чтобы не забыть все полученные знания на уроке, родители должны заниматься (помогать) ребенку в этом интересном деле. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу детской музыкальной школы при условии контроля родителей.
Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний. Так, гиперактивные дети (а особенно старшие дошкольники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены.
Следующая проблема это прикосновения к клавишам. Необходимо поставить задачу внимательного вслушивания в длительность, протяженность звука, слушания, по возможности, до конца, умения различать и реагировать на качество извлекаемого звука. Необходимо объяснить ученику связь результатов звучания с целесообразными движениями рук. В этот период и намечается приспособление рук к игре на рояле, зарождается способность слышащей руки (С. Савшинский). Таким путём подводят к подбиранию отдельных звуков, мелодий, песен. Правильное построенное подбирание по слуху является на первоначальном этапе обучения основой музыкального развития, поскольку требует наличия музыкально – слуховых представлений и умения оперировать ими [10].
Самая главная задача установить контакт между ребенком и учителем и родителями. Родителям надо объяснять что, игра на музыкальном инструменте помогает формировать у ребёнка такие качества как: усидчивость, заинтересованность, трудолюбие, эмоциональную отзывчивость, волю, стремление к успеху, умение добиваться конечного результата, борьба с ленью и другие. Именно эти качества влияют на формирование личности ребёнка, помощь к школе.
У каждого ребенка свои путь развития, мы должны индивидуально подходить к любым детям, и с любыми диагнозами. Учить их понимать музыку, слушать и исполнять.
Заключение
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.
Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.
Учитывая характерную для дошкольников непосредственность и чуткость, можно с уверенностью сказать, что без умения создать контакт, атмосферу тепла и доверия не может быть успеха в работе с ними. Обстановка, в которой ребёнок испытывает настоящий интерес к музыке, имеет решающее значение. Это отмечается как психологами, так и музыкантами – практиками. Профессор Б. Рейнгбальд, педагог Э. Гилельса, обучавший его в детстве, пишет: Залог успехов учеников – их интерес к занятиям. Этот интерес надо поддерживать всегда. Важно увлечь ученика, научить его дорожить музыкой, ценить всё лучшее в гениальных творениях, научить любить самый процесс работы. Музыкальная практика даёт и отрицательные примеры: немало детей, которых не сумели заинтересовать, отошло от музыки навсегда из-за скучных занятий.
Прежде всего, ученику должна быть ясна цель: для чего он должен добиваться плавного перехода от звука к звуку, ровности, красивого звучания. Зная, какова цель каждого задания, ученик будет более осознанно к нему относиться, имея побудительный стимул к выполнению упражнения, которое в противном случае может казаться скучным, монотонным.
Поэтому, при тщательно продуманной методике, неторопящейся педагогике, создании творческой, заинтересовывающей детей обстановки можно с успехом воспитывать и обучать на инструменте детей старшего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / ред. Пассольт; сост. П. Альтхерр [и др.]. – М. : Академия, 2004. – 160 с.
БРЯЗГУНОВ И.П., КАСАТИКОВА Е.В.Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2003.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. : Союз, 1997. – 256 с.
Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М. : Академия, 2005. – 256 с.
Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М. : Академия, 2005. – 256 с.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : Питер Ком, 2000. – 130 с.
Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М., 2008. – 208 с.
Заваденко Н.Н.Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1997. – № 1.– С. 58-61.
Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование/ под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М, 1978.
Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты –XXIвек, 2004, 496 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. Для учителя, - М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
Шарапановская Е. В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. – М., Сфера, 2005. – 96 с.
Содержание:
Введение
Понятие гиперактивность
Причины заболевания СВДГ
Как проявляется гиперактивность
Развитие музыкальных способностей
Проблемы и пути их решения
Заключение
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×