Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие мыслительных процессов с помощью загадок | Екатерина Вячеславовна Семенова. Работа №239368

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Екатерина Вячеславовна Семенова
           Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь; доставить радость от самого процесса отгадывания. Загадка - это находка для развития многих качеств у малыша.

     Работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко на, казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребенок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения.

Начав анализировать, почему так происходит, я пришла к выводу, что причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание (в основном у детей развит визуальный тип восприятия), они не могут сконцентрировать свое внимание, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгадывания.

Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок

 

Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь; доставить радость от самого процесса отгадывания. Загадка - это находка для развития многих качеств у малыша.

Работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко на, казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребенок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения.

Начав анализировать, почему так происходит, я пришла к выводу, что причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание (в основном у детей развит визуальный тип восприятия), они не могут сконцентрировать свое внимание, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгадывания.

Я решила заниматься гимнастикой для ума с ребятами ежедневно. Ведь для них это обучающая игра.

Определила, какие бывают загадки:

- С описанием свойств и признаков;

- Загадки-противопоставления;

- Загадки с описанием действий;

- Загадки-вопросы.

Так как загадки бывают разных видов, я решила идти по принципу от простого к сложному: скрупулезно подбирала задачи по возрасту, исходя из жизненного опыта детей, постепенно их усложняя. Начинать логично с того, что им близко и понятно: животные, игрушки, предметы, используемые в повседневной жизни, а уже затем касаться таких тем, как природные явления, буквы, цифры, части тела человека…

Также сперва я решила загадывать загадки, где в концевой рифме уже заложен ответ. Перед загадыванием накануне читала ребятам о том или ином объекте, предмете, явлении; проводила рассматривание иллюстраций, обсуждение, обследовательские действия с целью приобретения детьми определенных знаний. И только на следующий день загадывала загадки, чтобы дети могли активизировать свою память. Например, прежде чем загадать загадку про белку (лексическая тема «Дикие животные»):

- рассмотрела с детьми картину с изображение белок, которые

делают запасы на зиму;

- прочитала рассказ Г. Скребицкого «Белочка – хлопотунья»,

провела обсуждение;

- перед изобразительной деятельностью предложила

обследовать игрушку Белка.

После такой подготовительной работы загадала загадку:

Все в дупле ее успехи —

Ягоды, грибы, орехи!

В холод зимний, в летнем зное

Все мелькает в пышной хвое!

Что за рыженькая стрелка?

Ну, конечно, это… (Белка).

Помня о том, что у многих детей лучше развита зрительная память, всегда использовала демонстрационный материал.

По такой же схеме я стала подготавливать детей к разгадыванию других загадок, более сложных. Здесь необходима более серьезная подготовительная работа:

Проведение игр на развитие логического мышления: «Какой предмет лишний?», «Чего не хватает?», «Как назвать одним словом?» , «Назови свойства предмета»…;

Проведение игр–экспериментов, в которых дети опытным путем получают ответы на поставленные задачи;

Расширение кругозора посредством чтения художественной литературы и обсуждения прочитанного; обучение пониманию смысла образных выражений, сравнений;

Придумывание рифмы к словам;

Обсуждение необычных ситуаций, решить которые можно различными способами: «Что делать, если на улице пошел дождик, а ты забыл взять зонт?», «Как помочь плачущему малышу?»...

Хочу отметить, что дети с нетерпением стали ждать момента, когда я буду загадывать им загадки. У них появился азарт, желание первым дать правильный ответ.

В подготовительной группе, когда у детей жизненный опыт становится богаче, можно предложить воспитанникам загадки из разных областей без предварительной подготовки. Например, про зеркало: «Рта нет, а про всякого правду скажет». Очень интересно наблюдать, как дети сначала высказывают просто какие-то слова-предположения (человек, радио, компьютер…). В сложных случаях я даю детям подсказку, но не явную, например: это предмет или это относится к живой природе… В данном случае подсказка не понадобилась, т.к. один ребенок сказал слово «глаза». Я ответила, что глаза играют большую роль для отгадки, они нам помогают что-то увидеть. Тут дети назвали и газету, и книгу, и вдруг… правильный ответ!

В дальнейшем мы с детьми стали сами придумывать загадки, зарисовывать их и предлагали родителям принять участие в их разгадывании. Здесь интересны такие виды загадок, где используется сравнение или противопоставление. Для этого ребятам необходимо вспомнить цвет, форму, размер, различные функции объекта или предмета, провести сравнительный анализ… Например, я предложила создать загадку про апельсин. Результатом совместного творчества детей получилась следующая задачка для родителей: «Круглый, как колобок; яркий, как солнце; сочный, как арбуз; ароматный, как лимон; кожица, как у лягушки. Что это?» А вот загадка с отрицанием про воздушный шарик: «Летит, а не ракета; упругий, а не мячик; легкий, а не перышко; цветной, а не радуга».

Отгадывание загадок, придумывание их - очень увлекательный процесс. Хочется привлечь и родителей к этому занимательному действию совместно с детьми. Это поможет развить у ребят логическое мышление и, кроме того, даст возможность лишний раз пошутить и посмеяться, поднять настроение.

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

Загадка: - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.
Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь; доставить радость от самого процесса отгадывания. Загадка - это находка для развития многих качеств у малыша.

Работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, можно заметить, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко на, казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребенок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения.

Причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание (в основном у детей развит визуальный тип восприятия), они не могут сконцентрировать свое внимание, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгадывания.

Отгадывание загадок, придумывание их - очень увлекательный процесс. Хочется привлечь и родителей к этому занимательному действию совместно с детьми. Это поможет развить у ребят логическое мышление и, кроме того, даст возможность лишний раз пошутить и посмеяться, поднять настроение.
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении. Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки. Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок. Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания. Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак. Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×