Развитие навыков театрализованной игры у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Шмакова Елена Александровна

 

 

Развитие навыков

 

театрализованной игры

 

 у детей

 

младшего дошкольного возраста

Актуальность выбранной темы можно объяснить следующим:

 

1. В современной дошкольной педагогике воспитательное и обучающее значение игры признается всеми. Но в повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остается времени. Специалистов психологов и педагогов беспокоит то, что дети стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает.

 

2. Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Как результат освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность, и потребности в ней.

 

- через использование в практической деятельности, выяснить развивающие возможности используемых форм и методов, способствующих формированию навыков театрализованной игры;

 

Потенциал театрализованной игры для развития детей и недостаточный уровень его использования в частности с детьми младшего дошкольного возраста определил цель работы – это развитие навыков и умений театрализованной игры у детей младшего дошкольного возраста, и задачи работы.

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выяснить основные понятия темы:

 

Театрализованная игра – это творческая

 

 игра по мотивам литературных произведений.

 

1. Театрализованная игра является разновидностью сюжетно-ролевой игры, так как в ней есть сюжет, роли и воображаемая ситуация. Театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет ведет за собой игру. Игра простроена на основе литературного произведения.

 

2. Виды театрализованных игр:

 

- настольные театрализованные игры:

 

             настольный театр игрушек.

 

             настольный театр картинок

 

- стендовые театрализованные игры:

 

             теневой театр

 

             игры-драматизации с пальчиками.

 

             игры-драматизации с куклами бибабо.

 

- игры-импровизации.

 

 Основные условия для развитиянавыков

 

театрализованной игры

 

1.    Учет возрастных особенностей

 

2.    Организация предметно-развивающей среды

 

3.    Индивидуальный подход

 

4.    Всеобщее участие

 

5.    Свобода выбора

 

6.    Систематичность и последовательность

 

7.    Постепенное усложнение

 

 

 

У детей младшего дошкольного возраста

 

- отсутствуют навыки театрализованной игры;

 

-дети в основном играют в одиночку, рядом;

 

-началом игры является игрушка;

 

-речь только формируется, поэтому словарь не богат.

 

-Дети не всегда могут проявить свою эмоциональность.

 

Поэтому были определены основные условия для развития навыков театрализованной игры.

 

С детьми этого возраста педагогическая работа состоит в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

 

Был составлен перспективный план руководства развитием театрализованной игры во II младшей группе.

 

В содержание плана включены необходимые умения и навыки, обозначены формы театрализованной деятельности при использовании произведений разного жанра, перечень необходимого материала и оборудования.

 

Вначале знакомство с произведением происходило в совместной деятельности с взрослым: чтение, пересказ, прослушивание грамм записи, просмотр мультфильма. Особое внимание было уделено развитию у детей положительного эмоционального настроя, воспитанию эмоционально-образного восприятие содержания сказки. В этом помогал определенный литературный материал, музыкальное сопровождение, игрушки, элементы костюмов, простейшая перестановка мебели в групповой комнате.

 

Особый интерес у детей вызвал настольный театр, игры с пальчиками. При этом происходило формирование навыков «слушателя». Речь воспитателя служила образцом выразительности и навыков исполнительского искусства.

 

При подготовке к театрализованным играм детям ненавязчиво предлагалось поиграть в «сказку». Иногда дети сами выбрали литературное произведение. Работа проводилась как индивидуально (над определенными движениями, дикцией), так и небольшой группой и фронтально. Знакомство с сюжетом сказки и способами выразительных средств передачи характера и состояния персонажей, позволяло перейти от игр-имитаций и драматизации к играм – импровизациям. Затем работа переносилась в самостоятельную деятельность.

 

Без участия родителей невозможно представить результативный педагогический процесс: Родители принимали активное участие в организации и пополнении игровой среды, сами участвовали в спектаклях вместе с детьми.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Работа по развитию у детей театрально-игровых навыков стимулировала у детей интерес к игровому творчеству и импровизации, привела к обогащению игрового опыта детей, а также развитию специальных игровых умений.

 

Таким образом, проведенная работа позволила прийти к следующему выводу:

 

- работа по развитию у детей театрально-игровых навыков стимулировала у детей интерес к игровому творчеству и импровизации, привела к обогащению игрового опыта детей;

 

- постепенное вовлечение детей в театрализованную деятельность, обучение их способам художественно-образной выразительности, систематичность работы способствовала активизации детей, развитию интереса к театрализованным играм, развитию самостоятельных игр детей;

 

- эффективное развитие навыков театрализованной игры возможно при создании для этого условий: сам воспитатель должен проявлять интерес к театрализованной деятельности через ознакомление детей с различными видами театра, через творческий подход к организации работы с детьми; через организацию предметной среды для самостоятельного игрового творчества и привлечение родителей к педагогическому процессу.

 

Если учесть эти условия, то проведенная работа повлияет на развитие не только игровых умений и навыков, но позволит решить многие проблемы, связанные с художественным образованием и воспитанием детей: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

 

Список литературы:

 

1.     Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

 

2.     Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

 

3.     Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

 

4.     Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления. М.: Гном и Д, 2006

 

5.     Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2011.

 

6.     Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М.:ТЦ Сфера, 2005

 

7.     Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: 2004

 

8.     Щеткин А.В. «Театрализованная деятельность в детском саду». М.: Синтез, 2007.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x