Развитие навыков театрализованной игры у детей младшего дошкольного возраста ☼
Автор: Шмакова Елена Александровна
Развитие навыков
театрализованной игры
у детей
младшего дошкольного возраста
Актуальность выбранной темы можно объяснить следующим:
1. В современной дошкольной педагогике воспитательное и обучающее значение игры признается всеми. Но в повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остается времени. Специалистов психологов и педагогов беспокоит то, что дети стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает.
2. Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Как результат освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность, и потребности в ней.
- через использование в практической деятельности, выяснить развивающие возможности используемых форм и методов, способствующих формированию навыков театрализованной игры;
Потенциал театрализованной игры для развития детей и недостаточный уровень его использования в частности с детьми младшего дошкольного возраста определил цель работы – это развитие навыков и умений театрализованной игры у детей младшего дошкольного возраста, и задачи работы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выяснить основные понятия темы:
Театрализованная игра – это творческая
игра по мотивам литературных произведений.
1. Театрализованная игра является разновидностью сюжетно-ролевой игры, так как в ней есть сюжет, роли и воображаемая ситуация. Театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет ведет за собой игру. Игра простроена на основе литературного произведения.
2. Виды театрализованных игр:
- настольные театрализованные игры:
• настольный театр игрушек.
• настольный театр картинок
- стендовые театрализованные игры:
• теневой театр
• игры-драматизации с пальчиками.
• игры-драматизации с куклами бибабо.
- игры-импровизации.
Основные условия для развитиянавыков
театрализованной игры
1. Учет возрастных особенностей
2. Организация предметно-развивающей среды
3. Индивидуальный подход
4. Всеобщее участие
5. Свобода выбора
6. Систематичность и последовательность
7. Постепенное усложнение
У детей младшего дошкольного возраста
- отсутствуют навыки театрализованной игры;
-дети в основном играют в одиночку, рядом;
-началом игры является игрушка;
-речь только формируется, поэтому словарь не богат.
-Дети не всегда могут проявить свою эмоциональность.
Поэтому были определены основные условия для развития навыков театрализованной игры.
С детьми этого возраста педагогическая работа состоит в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
Был составлен перспективный план руководства развитием театрализованной игры во II младшей группе.
В содержание плана включены необходимые умения и навыки, обозначены формы театрализованной деятельности при использовании произведений разного жанра, перечень необходимого материала и оборудования.
Вначале знакомство с произведением происходило в совместной деятельности с взрослым: чтение, пересказ, прослушивание грамм записи, просмотр мультфильма. Особое внимание было уделено развитию у детей положительного эмоционального настроя, воспитанию эмоционально-образного восприятие содержания сказки. В этом помогал определенный литературный материал, музыкальное сопровождение, игрушки, элементы костюмов, простейшая перестановка мебели в групповой комнате.
Особый интерес у детей вызвал настольный театр, игры с пальчиками. При этом происходило формирование навыков «слушателя». Речь воспитателя служила образцом выразительности и навыков исполнительского искусства.
При подготовке к театрализованным играм детям ненавязчиво предлагалось поиграть в «сказку». Иногда дети сами выбрали литературное произведение. Работа проводилась как индивидуально (над определенными движениями, дикцией), так и небольшой группой и фронтально. Знакомство с сюжетом сказки и способами выразительных средств передачи характера и состояния персонажей, позволяло перейти от игр-имитаций и драматизации к играм – импровизациям. Затем работа переносилась в самостоятельную деятельность.
Без участия родителей невозможно представить результативный педагогический процесс: Родители принимали активное участие в организации и пополнении игровой среды, сами участвовали в спектаклях вместе с детьми.
Заключение.
Работа по развитию у детей театрально-игровых навыков стимулировала у детей интерес к игровому творчеству и импровизации, привела к обогащению игрового опыта детей, а также развитию специальных игровых умений.
Таким образом, проведенная работа позволила прийти к следующему выводу:
- работа по развитию у детей театрально-игровых навыков стимулировала у детей интерес к игровому творчеству и импровизации, привела к обогащению игрового опыта детей;
- постепенное вовлечение детей в театрализованную деятельность, обучение их способам художественно-образной выразительности, систематичность работы способствовала активизации детей, развитию интереса к театрализованным играм, развитию самостоятельных игр детей;
- эффективное развитие навыков театрализованной игры возможно при создании для этого условий: сам воспитатель должен проявлять интерес к театрализованной деятельности через ознакомление детей с различными видами театра, через творческий подход к организации работы с детьми; через организацию предметной среды для самостоятельного игрового творчества и привлечение родителей к педагогическому процессу.
Если учесть эти условия, то проведенная работа повлияет на развитие не только игровых умений и навыков, но позволит решить многие проблемы, связанные с художественным образованием и воспитанием детей: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Список литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
4. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления. М.: Гном и Д, 2006
5. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2011.
6. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М.:ТЦ Сфера, 2005
7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: 2004
8. Щеткин А.В. «Театрализованная деятельность в детском саду». М.: Синтез, 2007.