РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ КАК РЕЗЕРВ ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Автор: Сергиевская Светлана Константиновна

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

КАК РЕЗЕРВ ПОВЫШЕНИЯ                ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

 

УЧИТЕЛЬ I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МОАУ «СОШ №8»

Г. ОРЕНБУРГА

СЕРГИЕВСКАЯ СВЕТЛАНА КОНСТАНТИНОВНА

 

 

 

2016 г.

Каждый из нас отдает немало сил формированию у учащихся навыков грамотного письма, но полной отдачи получает не всегда. Почему? Вероятно, потому, что мы, учителя, используем

 не все способы усвоения орфографии при изучении той или иной программной темы.

Часто можно наблюдать такую ситуацию. На доске написано слово в…сна:

- Какая буква пропущена в слове? - спрашивает учитель.

-Буква е, - отвечает ученик.

-На какое это правило?

-На правописание безударной гласной, проверяемой ударением.

-Надо подобрать проверочное слово, где гласная будет под ударением. Слово вешние.

Как видим, ученик умеет определять вид орфограммы, знает правило, умеет подбирать проверочное слово. Более того, выполняя подобные задания на вставку пропущенных букв, он не делает в них ошибок. А вот диктант и творческие работы пишет безграмотно. Даже если разрешить ученику спрашивать о написании того или иного слова, он не станет этого делать, потому что он считает, что ему все ясно. Почему встречаются ошибки в работах учащихся?

Дело в том, что в вышеупомянутой ситуации внимание ученика было направлено на решение орфографической задачи: выделить орфограмму. А это самый главный шаг в решении этой задачи, и делать его ученик обязан научиться сам. Только тогда, когда ученик сам обнаружит расхождение между правописанием и произношением, ответит на вопрос, написание каких букв надо проверить, в какой части слова оно находится, он сможет самостоятельно написать грамотно, т. е. без ошибок.

Многие орфографические ошибки объясняются не столько незнанием правил,  сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, в несоответствии звуков и букв, в неумении различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

 

ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА

 

Соотношение звуков и букв - один из важнейших способов усвоения орфографии, овладение которыми начинается в период обучения грамоте.

На уроках обучение грамоте мы с детьми делаем звукобуквенный анализ по следующему плану:

1.Прочитай слово.

2.Сколько в слове букв?

3.Сколько в слове звуков?

4.Назови гласные звуки. Сколько их?

5. Назови согласные звуки. Сколько их?

6. Дай характеристику каждому звуку.

Дети должны хорошо знать и различать гласные и согласные звуки и буквы.

Так, чтобы запомнить глухие согласные, вспоминаем предложение:

- С т е п к а,   х о ч е ш ь   щ е ц?

- Ф и!

Все согласные буквы здесь обозначают глухие согласные звуки, их 10.     

Для запоминания гласных букв, влияющих на мягкость согласных, привлекаем другое предложение:

И   я   л ю б л ю   е е!

Во время фонетического разбора применяем стихотворный рифм для запоминания согласных, обозначающих всегда твердые и мягкие согласные

звуки:

[щ]ука [ч']ует [й']од

В воду не идет.'

[Ж]или  [ш]естеро [ц]ыплят,

Все они пшена хотят.

Понимая, что такие маленькие детали помогают детям прочнее и быстрее запомнить материал, использую несколько стихотворных рифм на эту тему:

- Мягкий знак и твердый знак.

Не дают нам звук никак.

И как хочешь их крути,

Звука в них нам не найти.

 

 

- Буквы е, е, я, ю

В слове звука два дают:

В начале слога – по-ет и ел-ка,

После твердого знака – съемка,

После мягкого знака – льет,

Правила знаешь – тебе повезет!

 

по – ет        ел – ка       съемка       льет

 

- е –[й']   [о]

 

 

-Буквы е, е, я, ю

Только звук один дают.

Если находятся после согласных,

Усилий не трать, ты, при этом напрасных.

 

лето – [э]                    мята – [а]

 

рюкзак – [у]               лен – [о]

  

      Систематическая работа по развитию фонематического слуха подготавливает учеников к усвоению понятия «ударенные и безударные гласные». Для решения орфографической задачи надо научиться самостоятельно определять, в каких случаях надо проверять себя, чтобы не ошибиться при письме. Вот по каким ступенькам проводилась вся работа по теме:

1.     Ударение. Этот навык был взят под контроль сразу, как только дети познакомились с понятием «ударение». При ежедневных упражнениях уже к концу обучения грамоте он был доведен до автоматизма.

2.     Ударные и безударные гласные. Дети ежедневно находили в словах ударные и безударные гласные.

3.     Воспитание внимания к звучащему слову. Учащиеся устанавливали в словах несоответствие между написанием и произношением.

4.     Понятие корня.

5.                          Правило проверки безударных гласных.

6.     Приемы проверки безударных гласных в корне слова.

 

       Упражнения проводились систематически. Дети на слух распознавали гласные, обозначение которых на письме вызывало орфографические трудности. Всем нравилось произносить и слушать себя. Ученикам становилось ясно, написание каких букв надо проверить. В процессе этой работы у детей возникали трудности другого полрядка – подбор проверочных слов, мы для проверки старались подбирать как можно больше слов, подходящих для этого случая. Убедилась: если ученик знаком с различными способами проверки, то тогда он легче подбирает проверочные слова.

      Аналогично проводилась  работа над орфограммой «парные звонкие и глухие  согласные,   в основе которой тоже лежит умение соотносить звук и букву. Для осознанного решения орфографических задач необходимо научить проговаривать все орфограммы, что в дальнейшем дает положительные результаты.

      Письмо под диктовку в 1 классе я провожу следующим образом:

  г а л у п к а   н и с л а   в э т к у

-Дети диктуют и записывают предложение графически.

-Дети диктуют себе второй раз, определяя количество слогов и ударение в каждом слове.

-Затем мы обозначаем опасные места:

Г а л у п к а  -  ударение падает на 2-ой слог. Опасное место-буква гласного звука в 1-ом слоге. Опасное место-буква гласного звука в 3-ем слоге.

н е с л а  -  ударение падает на 2-ой слог. Опасное место-буква гласного звука в 1-ом слоге.

в е т к у  -  ударение падает на 1-ый слог. Опасное место-буква согласного звука во 2-ом слоге. Опасное место-буква гласного звука во 2-ом слоге.

-Потом я читаю орфографически, а дети заполняют окошки».

-Затем под схемой записывают самостоятельно предложение:

 

Голубка несла ветку.

 

      При обучении орфографии необходимо развивать логическое мышление учащихся, так как только в этом случае можно сформировать у них прочный орфографический навык. Для этого я использую модель- схему М. Р. Львова.

1-ый этап-определение места, где возникла в слове орфографическая задача, и определение, к какой группе правил относится данная орфограмма - начало любой орфографической задачи.

2-ой этап-определение способа решения орфографической задачи в зависимости от типа орфограммы. Здесь важно вооружить ученика алгоритмом (под алгоритмом понимается путь рассуждения по применению правил на практике).

3-ий этап-запись слова в соответствии с решением орфографической задачи.

Предлагаю несколько алгоритмов решения орфографических задач.

 

Правописание е и  и в окончаниях имен существительных

 

1.     Определите место, где возникла орфографическая  задача

2.     Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

3.     Определите, в какой части слова находится орфограмма.

4.     Определите, к какой части речи относится слово.

5.     Определите склонение.

6.     По вопросу и предлогу определите падеж.

7.     Напишите слово в соответствии с правилом.

 

Правописание ь на конце имен существительных после шипящих 

 

1.Определите место, где возникла орфографическая задача.

2.Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограм-

ма.

3.Определите, на что оканчивается данное слово.

4.Определите, к какой части речи относится данное слово.

5.Определите род.

6.Напишите слово в соответствии с правилом.

 

Алгоритм записывается учащимися в тетради, с тем, чтобы на первых порах ученик мог им пользоваться при выполнении упражнений. Целесообразно, чтобы алгоритмы были составлены на все изучаемые орфограммы.

 

 

Чтобы довести орфографические навыки детей до автоматизма, нужна постоянная тренировка в применении полученных знаний. Для формирования орфографического навыка использую различного вида упражнения.

Диктант-это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух.

По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов  -  научить детей правописанию, основная же цель контрольных диктантов – проверка уже усвоенных знаний.

Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные.

 

              ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫМ называется ДИКТАНТ, при проведении которого диктуемый учителем текст (иногда лишь трудные с точки зрения правописания слова) подвергаются орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись). Некоторые методисты (Н. П. Каноныкин, Н. А. Щербакова и др.) различают два вида предупредительных диктантов: зрительные (разбираемый текст учащиеся видят на доске или в книгах) и слуховые (объяснение написания орфограмм ведется устно).

Предупредительный диктант использую после изучения той или иной темы. Он развивает зрительную и слуховую память.

 

      При ОБЪЯСНИТЕЛЬНОМ ДИКТАНТЕ сначала происходит записдиктуемого, а   потом даются объяснения. Такой диктант провожу на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного.

По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности. Объяснительный диктант также, как и предупредительный, может быть либо зрительным, либо слуховым, в зависимости от того, видят ли учащиеся сами написанное или нет.

 

      Особое место на уроке русского языка отвожу КОММЕНТИРОВАННОМУ ДИКТАНТУ, при проведении которого ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма. Такой вид работы учит учащихся видеть орфограмму и объяснять ее правописание.

 

          Под СВОБОДНЫМ ДИКТАНТОМ  понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.

Ценность свободного диктанта в том, что он способствует выработке навыка запоминания диктуемого; при проведении свободного диктанта у учеников воспитывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.

Методика проведения этого диктанта такова: учитель сначала выразительно читает текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда. Когда все учащиеся напишут предыдущую.

 

             В методической литературе ТВОРЧЕСКИМ ДИКТАНТОМ принято называть работу, состоящую в составлении детьми связного текста по опорным словам с последующей записью в тетрадях. Различают несколько видов творческого диктанта. Рассмотрим их.

1. Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста). Речь идет только о распространении текста второстепенными членами предложения. Перед проведением диктанта указываю, какие именно слова дети должны дополнительно внести в текст. Ученики лучше запоминают правописание вставленных слов, потому что на них фиксируется внимание.

 

2. Творческий диктант с изменением слов, т. е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указанием учителя. Например, учитель диктует текст, в котором употреблены глаголы 1-го лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица.

             

ДИКТАНТ  «ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ».

Этот вид работы, приучает школьника задумываться над грамотностью своего письма, помогает видеть орфографические трудности, вырабатывает навык самоконтроля. Отличие его от обычного: пропуск букв, представляющих трудности в их написании. Диктую слово. Дети произносят его орфоэпически и записывают, пропуская трудные орфограммы. Когда все дети запишут, отвечаем на вопросы.

-Какой буквой надо обозначить гласный в корне в слове скворечник?

-Какой буквой надо обозначить согласный в приставке в слове отдохнул?

Так постепенно от слов мы переходим к предложению. Дети настолько привыкли обращать внимание на написание слов, что спрашивали о нем (если, конечно, оно им встречалось и вызывало затруднение в написании) на любом уроке, по любому предмету ( кроме контрольных ). Безусловно, чтобы спросить грамотно, надо иметь очень хорошую теоретическую подготовку и практические навыки. Значит, этот вид диктанта ценен еще и тем, что он учит не только контролировать свое письмо,  но и закрепляет на практике полученные знания.

 

Текущий контрольный диктант проводится для проверки знаний учащихся по изученным темам или отдельным вопросам их. Итоговый контрольный диктант предполагает, проверку усвоения детьми материала, изученного в течение длительного времени, например четверти или полугодия.

 

Большое значение для развития орфографической зоркости имеет СПИСЫВАНИЕ. Двигательная и зрительная память служат основой для формирования грамотного письма и языкового чутья. Мышцы руки должны быть не только органом движения, но еще и органом познания, т. к. письмо дополнительно дает возможность ощутить «телом» переход мысли в словесное оформление и запомнить зрительный образ – слово. Наряду с этим проверяются: умение списывать с рукописного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения. Устанавливать части текста; выписывать ту или иную часть текста.

 

Слова с непроверяемым написанием изучаются в каждом классе начальной школы. Они определены учебной программой и включены в «Словарь», который помещен в конце учебника «Русский язык». В этих словах дети зачастую допускают ошибки. Поэтому работу над СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.

Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, стараюсь использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.

 

1.     Выписать слова на тему «Школа»; название птиц или животных.

2.     Выписать 5-6 слов, начинающихся с буквы  п или с буквы в.

3.     Выписать 5-6 слов с безударной гласной о или а.

4.     Выписать слова с ь знаком в середине слова.

5.     Составление маленьких рассказов на темы: «Учебные вещи». (Я беру свои учебные вещи. Карандаш и ручку кладу в пенал. Тетради лежат в папке). «Наш класс». «Наши друзья».

6.     Загадки на темы: «Учебные вещи», «Одежда», «Растения», «Посуда», «Животные» и др.

7.     Игры: - «Первый слог потерялся» …радь, …нал, …бака, …хар ( тетрадь, пенал, собака, сахар)

                  - «Угадай слово» (для этой игры использую слоговые карточки).

     Игра проводится так: показываю карточку с первым слогом нужного для

     усвоения слова: мо…(учащиеся пишут слова мороз или молоко) и т. д.

     - «Из каких слов выпали гласные?»: м…ш…н…, з…в…д…,

      д…р…г… (машина, завод, дорога)

8.     Расположи слова в алфавитном порядке.

9.     Выписать слова, отвечающие на вопрос кто? или что?

10.                       Карточка – картинка (дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной и записывают его по памяти).

11.                       Подобрать однокоренные слова с приставками.

12.                       От имен существительных образовать имена прилагательные.

13.                       Заменить развернутое определение одним словом (четвертый день недели – четверг; прием пищи в середине дня – обед и т. д.).

14.                       Комментированное письмо.

15.                       Разгадайте кроссворд.

 

          В своей работе я использую систему П. С. Тоцкого – это орфографическое и орфоэпическое чтение. Система называется «ОРФОГРАФИЯ БЕЗ ПРАВИЛ». Обучение проводится путем четкого проговаривания слов. Предложений текстов.

       Я работаю по этой системе всего год, но уже вижу положительные стороны такого обучения. Хоровое   проговаривание не оставляет незамеченным ученика, который делает ошибки. Детям очень нравиться отвечать на вопросы хором. Даже слабые ученики участвуют в обучающем процессе. На каждом уроке проводится работа по развитию речи. Дети с удовольствием составляют предложения, небольшие рассказы, пишут сочинения. На уроках стало традиционным проведение орфографических минуток, где закрепляется умение находить орфограммы. Для детей это не утомительный процесс, а увлекательная игра.

       Вопросы: сколько орфограмм в предложении? Сколько орфограмм с безударной гласной, проверяемой ударением? Сколько орфограмм с непроверяемой гласной? И др.

 

        Важное место в системе обучения правописанию занимает РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.

Систематическая и целенаправленная работа воспитывает у детей орфографическую зоркость. Ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.

 

        Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.

        Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса. От умения учащихся работать самостоятельно и других условий. К этим приемам относятся:

1)         самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях;

2)         самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;

3)         подбор проверочных слов к данным словам;

4)         выбор слов из «Словаря» для сопоставления и проверки написания их;

5)         взаимопроверка работ учащимися;

6)         подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;

7)         подбор примеров, противоположных по написанию;

8)         письменный орфографический разбор по составу слова;

9)         выписывание слов или словосочетаний из текста диктанта с определенными орфограммами и составление с ними предложений и связных рассказов и др.

       При этом не следует забывать о том, что работа над ошибками должна быть обучающей, т. е.  являться продолжением деятельности учеников по усвоению орфографических правил.

Основным содержанием урока работы над ошибками должно быть:

а) ознакомление учащихся с результатами письменной работы;

б) повторение соответствующего теоретического материала;

в) показ учителем приемов работы над ошибками;

г) упражнения в закреплении данных орфограмм;

д) задание на дом.

      Чтобы  не притуплялось орфографическое внимание учащихся, необходимо применять такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать.

       Полезной формой работы над ошибками является ведение детьми индивидуальных словариков с разделом «Мои ошибки» или «конвертов» со словами, где ими были допущены ошибки. Такие слова необходимо включать в тренировочные упражнения, творческие и контрольные работы.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x