Статья Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. Автор: Гаврилова Светлана Ивановна

Автор: Гаврилова Светлана Ивановна
Орфографическая зоркость- это умение замечать орфограммы при письме.Факторы формирования орфографической зоркости: зрительный, слуховой, рукодвигательный, проговаривание, комментирование. Орфографическая зоркость развивается при чтении, при письме диктантов, при списывании. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся, а это в свою очередь ведет к эффективности усвоения норм правописания, развивает орфографическую зоркость учащихся.


Автор: Гаврилова Светлана Ивановна

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка» 

 

  Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму.

     Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание.

    Как и многих учителеq начальных классов меня волнует проблема: безграмотное письмо учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 • Как добиться грамотного письма у детей?

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи:   изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;  изучить и применять на уроках русского языка приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся;  разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающие формирование грамотного письма;

              Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
        1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. 
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

            2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 
        3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 
        4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. 

5. Комментирование. Это объясняющее рассуждение в процессе записи слов или предложений.
           В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

      Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

     

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

 1.     Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

·       Внимательно прочитай предложение.

·       Повтори его не заглядывая в текст.

·       Подчеркни в предложении все орфограммы.

·       Прочитай предложение орфографически.

·       Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·       Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

·        Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

     Время для списывания я отвожу практически на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста;  выпиши побудительное, вопросительное или повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

Спиши слова определённой части речи.

Выпиши словосочетания.

2.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.     Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

 4.     Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

 5.     Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

 6.     Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

7.     Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

 8.     Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

·        Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
·        «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

·        Словарный диктант.

. Орфографические минутки

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости, которые я провожу на своих уроках русского языка.
1. Прочитайте пословицу: 
Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы. 
2. Предлагаю составить предложения по сюжетной картинке. Затем прошу поставить знаки ударения, подчеркнуть гласные, которые нужно проверить (запомнить). 
3. Часто повожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. (Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.) 
4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода
5. Провожу различные игры. 
*Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е. 
*Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды. 
Объясни, почему вставили такие буквы. 
*Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. 
Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному? 
Часто использую следующие виды работ: 
- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной. 
- При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагала детям написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, я открывала доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывали те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные.
- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске с помощью красного маркера, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске. 
- Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения). Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чем заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат. 
- Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. 
Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. 
Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся, прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества. 
Начатую во 2 классе работу по развитию орфографической зоркости продолжаю по сей день.
Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например: 


Безударный гласный звук причиняет много мук! Как писать г(о,а)ра, тр(а,о)ва и слова м(о,а)ря, д(е,и)ла? Чтобы не было сомненья, ставим звук под ударенье: Горы, травы, море, дело! Вот теперь напишем смело.

Правописание ЖИ-ШИ: 
Лыжи, мыши и ужи 
Шины, ёжики, чижи, 
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ- 
С буквой И всегда пиши.

 

Мягкий знак – показатель мягкости. 
Мягкий знак, мягкий знак – Станут «пенками» «пеньки», 
Без него нельзя никак! «уголками» - «угольки», 
Без него не написать «банька» в «банку» превратится. Тридцать, двадцать, десять, пять. Вот, что может получиться, 
Вместо «шесть» получим «шест», Если будем забывать 
Вместо «есть» получим «ест». Мягкий знак в словах писать. 


Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника,  способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

Словарная работа.

 В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.

На каждом уроке я провожу словарную работу, используя разнообразные виды заданий. Вот некоторые из них: 
1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по доске, открывая спрятанные орфограммы
2. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о). 
3. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?). 
4. Выписать слова, в которых два слога (три слога). 
5. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» и так далее. 
6. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось. 
7. Ответить на вопросы. Кто живет в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д. 
8. Дописать предложение. Весело чирикает ……. (воробей. Дети катаются на ……. (коньках). 
9. Отгадать загадку: 
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз) 
Жидко, а не вода, бело, а не снег.(молоко) 

10. Регулярно перед домашней работой дети прописывают заданный на дом блок словарных слов, выделяя при этом орфограммы.
Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания. 
Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты. 
Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. 
Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками.

Наша работа не ограничивается применением только вышеперечисленных упражнений. Я регулярно ищу новые и новые способы развития у детей орфографической зоркости. Например, буквально на днях, я узнала о «Дневнике грамотности», который планирую ввести в практику в ближайшее время. Это дневник, в котором ученик проводит анализ своих ошибок и работает над ними. Ошибки классифицируются по принципу отношения к объекту запоминания в процессе обучения: слова, которые надо запомнить - словарные слова, слова на правила, которые надо знать и применять на практике, т. е. при письме; ошибки на невнимательность.

Вот так выглядит «Дневник грамотности».

№ п/п

Типы ошибок

Количество ошибок

Число и месяц проведения проверочной работы

 

 

 

 

На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, ученики выписывают конкретные слова, в которых они сделали ошибки в диктанте. Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же повторяются правила, проводится орфографическое проговаривание; учащиеся должны научиться быстро вспоминать нужные слова, тем самым показывая языковую «готовность памяти».

Повторно сделав ошибку в том же слове, ученик делает отметку о таком повторе. После 3-4 таких отметок ученики практически запоминают верное написание. На страницах, где фиксируются ошибки на правило, дети пишут кратко название правила или «строят» это правило в памятке и около него делают пометку о количестве сделанных ошибок.

На страницах же «Ошибки на внимание» фиксируется количество ошибок на пропуск, замену, вставку других букв и прочих ошибок, а затем их общее число переносится на первую страницу в «Дневник грамотности».

Надо помнить, что «Дневник грамотности» заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками.

 

Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x