«РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ».

Автор: Шеломанова Любовь Викторовна

 

  Язык мой - друг мой.

Можно ли представить себе дом без фундамента? Конечно, нет.  Фундамент- основание, служащее опорой для стен и здания, и если оно не прочно, то и всё сооружение будет не долговечным. Так и начальная школа является базой, основой образования человека, конечным результатом, которой являются знания и умения учеников.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач  изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном общении.

Что же такое орфографическая зоркость?

С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Звук в сильной позиции однозначно обозначается буквой по слуху  (кроме орфограмм сильных позиций), а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами при одном и том же звучании.

В сильной позиции стоят: гласные звуки под ударением и звук [у], сонорные согласные и парные согласные перед сонорными и [в],  [в'], а также все согласные звуки перед гласными. В слабой позиции находятся безударные гласные звуки, парные согласные на конце слова, согласные звуки перед другими согласными (кроме сонорных и [в],  [в']).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Попробуем разобраться, как же применить знание признаков слабых и сильных позиций на примере. Запишем четыре     строчки  стихотворения:

Ветерок спросил пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

Посчитаем, сколько орфограмм в этих строчках? Более 30. И это почти только орфограммы слабых позиций. А теперь попытаемся ответить на вопрос: что такое орфограмма? В определённых случаях «графика допускает несколько написаний для известного звука или звукосочетания», из которых орфографически верным является лишь один, другие признаются ошибочными. Такое написание буквы или буквосочетания, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определённому правилу, и называется орфограммой. Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения «видеть» и «слышать» орфограмму при письме и знать, как найти способ её проверки. Умение «видеть», а затем и «слышать» орфограмму у школьников формируется в процессе выполнения орфографического действия. Что есть это действие, каковы его шаги?  Орфографическое действие – это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Из чего (каких шагов – этапов) складывается это действие?

Профессор М. Р. Львов выделяет  6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1.               увидеть орфограмму в слове;

2.               определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;

3.               проверить слабую позицию способом: измени слово или подбери слово с той же морфемой в сильной позиции;

4.               действовать по закону русского письма, т.е. обозначить звук в слабой позиции по звуку в  сильной позиции в той же части слова;

5.               написать слово в соответствии с решением задачи;

6.               осуществить самопроверку.

В наиболее обобщённом виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяются две  ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно решить орфографическую задачу, а  чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа, самоконтроль. Ещё методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие.

В I классе создается основа для выработки навыка правописания безударных гласных. Поэтому задача учителя в период обучения грамоте научить детей безошибочно и быстро делить слово на слоги, определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой. В начальной школе нужно обязательно учить детей различать фонетическое членение слова (слогоделение: пи-сьмо) и деление слова на части для переноса: пись-мо. Такой принцип слогоделения, когда граница слога проходит после гласного перед согласным, предупреждает усеченное произношение гласных (мр-ковь, кр-ман), что, естественно, отразится на письме, и тем самым формирует грамотное письмо.

 

Таким образом, от того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x