Статья РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ. Автор: Дзюбан Анастасия Сергеевна

Автор: Дзюбан Анастасия Сергеевна
Дошкольное детство - наиболее сенситивный возраст для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится преобладающей функцией и проходит большой путь в процессе собственного становления. Ни в каком другом возрасте ребенок не запоминает материал с такой легкостью.


Автор: Дзюбан Анастасия Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Дзюбан Анастасия Сергеевна

Воспитатель дошкольных групп

МБОУ «Лицей им Г.Ф. Атякшева»

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Югорск 2019г.

Дошкольное детство – наиболее сенситивный возраст для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится преобладающей функцией и проходит большой путь в процессе собственного становления. Ни в каком другом возрасте ребенок не запоминает материал с такой легкостью.

Дошкольники обладают огромным потенциалом для интенсивного развития памяти. Сегодня, говоря о современных детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «дети бурного прогресса», в то же время можно констатировать факт роста числа детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов мозга, интеллектуально-пассивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с замедленным развитием психических процессов.

Возросли нагрузки на формирующийся детский организм. Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Чтобы воспроизвести информацию, ребенку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе.

Рассматривая особенности задержки психического развития в дошкольном возрасте, нельзя не отметить, что выделить ее в этом возрастном периоде – задача достаточно сложная. Связано это с тем, что при задержке психического развития наблюдаются проявления отставания в развитии разных функций, сходные с наблюдаемыми при умственной отсталости [].

Исследователи, которые занимались проблемой развития памяти детей дошкольного возраста с ЗПР, выявили, что такие дети характеризуются не только сниженной активностью в поиске новой информации, но и умением ее применять.

К особенностям дошкольников с ЗПР относятся чрезмерность или недостаточность в поведении или деятельности, характеризующиеся временным или постоянным характером. Трудности, испытываемые дошкольниками данной категории, обусловлены специфическими особенностями их развития, что в общем виде выражается в недостаточной личностной, эмоционально-волевой, интеллектуальной готовности.

Память детей с ЗПР отличается малым объемом, низкой продуктивностью произвольной памяти. В связи с особенностями развития психических процессов возникают трудности в запоминании материала и последующем его воспроизведении. Дети с ЗПР склонны к механическому бездумному запоминанию материала. Но данный способ для них тоже имеет ряд трудностей, поскольку механизмы памяти у них ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания.

Дети с ЗПР значительно хуже воспроизводят и словесный материал, при этом тратят много времени на его припоминание. Именно такое запоминание требует от ребенка понимания и логических приемов переработки информации. Непроизвольное запоминание также ниже границы нормы [].

Дошкольный возраст можно считать важнейшим периодом жизни человека. В это время формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Дети активно познают мир и отражают его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Изобразительное творчество представляет для раскрытия потенциальных возможностей личности детей наиболее яркие возможности. Изотерапия – одно из направлений арт-терапии, психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Пассивная форма изотерапии – это использование готовых произведений искусства. Активная – создание своих работ [].

После анализа психолого-педагогической литературы была проведена экспериментальная работа.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1. Констатирующий этап – проведение диагностики детей с целью выявления исходного уровня развития зрительной памяти у дошкольников.

2. Формирующий этап – разработка и апробация коррекционной программы развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

3. Контрольный этап – проведение повторной диагностики детей, сравнение полученных результатов диагностики детей с результатами исходной диагностики и вывод об эффективности разработанной и проведенной нами программы развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

База исследования: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»» г. Югорск.

Описание выборки: в исследовании приняли участие группы детей в возрасте 6-7 лет. Первая группа – 12 детей с условно нормальным уровнем развития (НУР), эти дети посещают группу общеразвивающей направленности. Вторая группа – 12 детей с диагнозом ЗПР, в возрасте

6-7 лет. Эти дошкольники посещают группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Исследование проводилось в феврале - апрель 2018 года; в групповом варианте; в естественных условиях.

В процессе проведения констатирующего эксперимента нами были использованы методики, предложенные М.А. Рыбаковым и

Л.Н. Блиновой на изучение объема зрительной памяти и характера наблюдательности, обусловливающей уровень зрительного запоминания.

В ходе констатирующего эксперимента было обследовано 24 детей (6-7 лет), 12 детей имеют логопедическое заключение ЗПР и 12 детей с условно нормальным уровнем развитием.

По результатам обследования мы получили следующие показатели развития зрительной памяти у детей с ЗПР: высокий уровень – 0%; средний уровень – 41,7%; низкий уровень – 58,3%.У детей с условно нормальным уровнем развития показатели распределились следующим образом: высокий уровень составил 33,4%; средний уровень – 66,6%; низкий уровень – 0%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что зрительная память у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР уровня развита недостаточно.

Нами была разработана программа развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, с которой в качестве средства арттерапии используется оригами. Оригами является эффективным коррекционным средством развития зрительной памяти детей с ЗПР, так как в ходе создания фигурок из бумаги дети должны запоминать последовательность складывания листа бумаги, то, на что похож лист бумаги при каждом его складывании, запоминать целостный образ фигурки из бумаги. Техники оригами важны для дошкольников с ЗПР, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Результаты контрольного среза показали положительную динамику в развитии зрительной памяти у детей с ЗПР.

Дошкольники с ОВЗ – это дети, с какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. К особенностям дошкольников с ЗПР относятся чрезмерность или недостаточность в поведении или деятельности, характеризующиеся временным или постоянным характером. Трудности, испытываемые дошкольниками данной категории, обусловлены специфическими особенностями их развития, что в общем виде выражается в недостаточной личностной, эмоционально-волевой, интеллектуальной готовности. Возможности памяти дошкольников с ЗПР ограничены и отличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Существует необходимость постоянной тренировки различных видов памяти детей с ЗПР, так как это имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе.

Арттерапия создает предпосылки для становления многих психических процессов, в том числе и памяти. Художественная деятельность стимулирует восприятие ребенка с ЗПР, тренирует умение наблюдать и анализировать объект. Творческая деятельность способствует развитию интеллекта ребенка, его мыслительных операций. Дошкольники с ЗПР с помощью арттерапии охотнее выходят на контакт с педагогами, психологами. Занятия помогают раскрыть потенциал ребенка, вдохновить его, открыть для него новые возможности.

Разработанная нами программа развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами оригами «Бумажная сказка» была апробирована. Был проведен формирующий эксперимент в группе детей с ЗПР. Артерапевтичесий метод оригами объединяет в себе приемы других арттерапевтических направлений: сказкотерапии, игротерапии, терапии средствами драмы и куклотерапии, терапию средствами музыки, терапию цветом.

Результаты контрольного среза показали положительную динамику в развитии зрительной памяти у детей с ЗПР: не осталось детей с низким уровень развития зрительной памяти. Количество дошкольников со средним уровнем увеличилось на 16,6% (2 детей). Появилось 41,7% (5 детей) с высоким уровнем развития зрительной памяти.

Таким образом, уровень зрительной памяти дошкольников с ЗПР значительно повысился, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что использование арттерапии способствует повышению уровня памяти у дошкольников с ЗПР.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что использование арттерапии способствует повышению уровня памяти у дошкольников с ЗПР, нашла свое подтверждение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. – М:

Аркти

, 2001. - 346 с.

Хританцов

, Н.А. Проблемы семей, имеющих детей с психофизическими особенностями, в контексте социально-педагогической деятельности// Информация как двигатель научного прогресса: материалы Международной научно-практической конференции /

Н.А.Хританцов

. - 2017. - С. 185-188.

Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2010. - 263 с.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x