Статья Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста. Автор: Старовойтова Ольга Александровна

Автор: Старовойтова Ольга Александровна
Статья о том, как правильно научить петь детей дошкольного возраста.


Автор: Старовойтова Ольга Александровна

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Автор: музыкальный руководитель Старовойтова О.А.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Колокольчик» гокситогорска», Ленинградская область, г.Бокситогорск

«Хотите научиться петь, учитесь у детей и птиц».

Мусин Алмат Жумабекович

 

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство, развивает духовные силы ребёнка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки …»

В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.

Пение – древнейшее искусство, которое улучшает самочувствие, снимает боль и даже продлевает жизнь. Оказывается, петь не только приятно, но и полезно.

Пение — наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Дети очень любят петь, поют охотно, с удовольствием. Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой обогащаются переживания ребенка, успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке».

Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является составляющей основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения, оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Следовательно, занимаясь дыхательной гимнастикой на занятиях, ребенок укрепляет своё здоровье.

  Доказано, что в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Передо мной, как музыкальным руководителем дошкольного учреждения, стоит ответственная задача — научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. Отсюда вытекает цель - научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками на музыкальных занятиях.

Для выполнения цели мной были поставлены задачи:

1. Создать условия для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

2. Развивать музыкальные способности дошкольников (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма).

3. Воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности.

4. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности дошкольников.


Обучение пению должно начинаться с определения диапазона звучания, типа и особенности голоса ребенка.

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Не малую роль в развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста для меня играет подбор музыкального репертуара. Это самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, и самое главное - была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подбираю интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков.

С подбором репертуара начинается вокально-хоровая работа:

Правила певческой установки.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Рис.1 Певческая установка.

 

Правила пения:

сидеть (стоять) ровно;

не сутулиться;

корпус и шею не напрягать

голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание

крикливого

звука;

нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Вокально-хоровые навыки:

Дыхание

Звукообразование

Дикция

Чистота интонирования

Ансамбль

 

Работа над дыханием.

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают различные упражнения:

- дыхательные упражнения без звука;

- звуковые дыхательные упражнения;

- упражнения под музыку.

Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Пение позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Эмоции ребёнка тесно связаны с дыханием, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать у детей эмоциональное состояние.

Работа над певческим дыханием - это сложный и длительный процесс. Для этого на начальном этапе обучения я ориентируюсь на овладение плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. 

Чтобы научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч я в своей работе очень часто использую упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»).

  В последующей своей работе над дыханием задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

В своей работе использую игры на развитие речевого и певческого дыхания из сборника «Игровая методика обучения детей пению» О.В.Кацер.

Рис.2 Упражнения на дыхание.

Следующий этап –

звукообразование

– это процесс образования певческого голоса, то есть звука определенной высоты, силы и тембра.

На занятиях я добиваюсь, чтобы голос у детей был естественным, звонким и лёгким. Дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Работая над звукообразованием необходимо напоминать детям, чтобы они пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Работу по звукообразованию целесообразно начинать с детьми младшей группы. Учить детей протягивать отдельные звуки, окончания музыкальных фраз. Так в своей работе я использую песню «Петушок», «Корова» М.Раухвергера. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.