Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с объектами живой природы. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Суслова Марина Михайловна

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

 

Маленький ребёнок познаёт всё долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют воспитателю правильно организовать два вида взаимодействия с ними. Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребёнка (сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через наблюдение конкретные растений и животных детского сада.

     Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой её является непосредственный контакт с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

     

             Таким образом, особое место в развитии познавательной активности, занимает непосредственное общение с живой природой – наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знания.  Наблюдение – важнейший метод познания животного мира – характеризуют следующие особенности:

·        его можно организовать в обстановке, естественной для живых объектов;

·        наблюдение позволяет отметить динамику жизни, и развития и поведения живых объектов, которые становятся объектом длительного наблюдения;

·        оно предоставляет возможность непосредственного общения с живыми объектами.

                          

                         Примерный перечень тем для наблюдений.

 Осень. Наблюдение за  цветами на клумбе (какие цветы отцвели, а какие ещё цветут), за опадением листьев, за образовавшимися семенами, плодами. После таких наблюдений можно провести следующие игры: «Найди по описанию», «Найди, от какого дерева этот листочек», «Детки на ветке», «Путаница». «Какие птицы остались?» (зимующие птицы). В старшей группе организовать сравнительное наблюдение  за голубем и воробьём.  

Зима. «Птичья столовая» (обратить внимание детей на необходимость кормить птиц зимой),  «Какие птицы появились?» (перелётные птицы – снегирь, синица), «Как едят воробьи?» (наблюдение за поведением птиц возле кормушки),  «Деревья зимой», «Знакомство с обитателями аквариума».

 Весна. Наблюдение за набухшими почками (сезонные изменения). «Птицы вернулись» (перелётные птицы), «Муравьи любят сладкое» (наблюдение за муравейником, если туда положить кусочек сахара).

 

 

Лето. «Цветочная мозаика»  (многообразие цветов на клумбе), «Клумбы для бабочек» (наблюдение за насекомыми), «Где прячется кузнечик?» (защитные функции насекомых), «Обыкновенная календула» (лекарственные свойства календулы), «Ласточкино гнездо» (заботы птиц летом).

 

   Для развития познавательной активности дошкольников необходимо создать условия для самостоятельного экспериментирования самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в её процессе. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а  вот всё что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».  Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.   

                                             Примерная тематика.

«Огород на окне» - посадка лука в стакане с водой (наблюдение за появлением корней, листьев) и в землю (наблюдение за появлением зелени), «Проращивание семян» (появление корней и листочков).

 

Исследовательская, поисковая  активность – естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию рождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее. Но желание исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования.

·        Частично - поисковый метод. Например «Почему в кормушках остаётся корм?». Сообщить детям, что стало тепло, появилось много насекомых. Обратить внимание детей на то, что на кормушке, последнее время, остаётся корм. Почему?

·        Исследовательский метод.

Подготовить карточки с изображением тем будущих исследований и тематические карточки. Подобрать необходимую литературу. Приготовить листочки. Папку исследователя.

Начинается занятие с выбора темы для исследования. Получив всё необходимое (папку исследователя, листочки, карандаши), дети приступают к работе. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить и подготовить собственный рассказ. Затем прослушивается готовый доклад.

 

Пожалуйста, подождите.
x
×