Статья «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках ОБЖ посредством организации групповой формы работы». Автор: Рыжков Александр Викторович

Автор: Рыжков Александр Викторович
Развитие познавательной активности обучающихся на уроках ОБЖ посредством организации групповой формы работы.


Автор: Рыжков Александр Викторович

Статья по теме:

«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках ОБЖ посредством организации групповой формы работы»

Преподаватель – организатор ОБЖ

Филиала МБОУ «Солнечная СОШ №1»

«Локосовская средняя школа - детский сад им. З.Т.Скутина»

Рыжков Александр Викторович

 

В настоящее время безопасное поведение является одним из важнейших условий обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом. Формирование способов безопасного поведения – процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Особое значение в этом процессе принадлежит периоду обучения в школе, поскольку именно этом возрасте закладываются основы здоровья и личности человека. Одним из основных предметов по формированию личной безопасности отводится предмету ОБЖ. Таким образом, на общеобразовательную школу ложится ответственность не только за обучение детей и подростков, но и за формирование у них культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся один раз в неделю, поэтому очень важно постоянно поддерживать у детей интерес к данному предмету. Для осмысленного усвоения знаний и умений обучающимися необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее — важнейшая задача учителя.

Для развития и поддержания познавательного интереса необходимо педагогу использовать активные формы работы. Одной из каких форм, является групповая. Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.

Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

-осознание обучающимися коллективной ответственности за данное учителем задание и его выполнение;

- организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под  руководством учителя;

- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя  в общей деятельности;

- осуществляется взаимный  контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:

объяснение цели предстоящей работы;

комплектование групп;

комментарий к заданиям для групп;

контроль за

ходом групповой работы;

попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;

после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы.

И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, тем профессиональнее будет наша работа.

 

 

 

План-конспект урока ОБЖ в 6 классе

Учебно-методическое обеспечение предмета «ОБЖ», 6 класс

Программа:

Смирнов А.Т. ОБЖ. 6 класс. М.: Просвещение, 2009 г.

Учебник:

«Основы безопасности жизнедеятельности»: 6

кл

.: Учебник для школ./ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: «Просвещение», 2009.

Тема урока: «Ориентирование на местности»

Тип урока:

1. По основной дидактической цели: комбинированный.

2. По способу проведения и этапам учебного процесса: проблемно-исследовательский.

Методы и методические приёмы:

частично-поисковый, практический, словесный, наглядный .

Формы организации учебно – познавательной деятельности:

групповая, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, практическая.

 

Цель урока:
- создание условий для самостоятельной деятельности учащихся при усвоении знаний о способах ориентирования, расширения кругозора учащихся и формирования безопасного пребывания в природных условиях.

Задачи урока:

Образовательная задача: расширить знания учащихся о способах определения сторон горизонта.

Познавательная задача: использовать дополнительные учебные ресурсы (литература, ресурсы сети Интернет) для реализации межпредметных связей и развития интереса учащихся.

Воспитательные задачи: воспитывать толерантность, коммуникативность, умение работать в группе, выступать перед аудиторией, содействовать воспитанию культуры поведения и культуры умственного труда.

Развивающая задача: развивать навыки критического мышления, самостоятельной работы, способности к рефлексии.

 

Оборудование: Ноутбуки с выходом в Интернет, ватман с маркерами, дополнительная литература (энциклопедии, карта звездного неба, толковые словари), набор компасов, географический атлас 6 класса, иллюстрации для практической работы.

Основные понятия: “ориентирование”, “компас”, «азимут», «местные признаки».

 

Методы обучения:

По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

По степени взаимодействия учителя и учащегося: учебный диалог, рассказ, самостоятельная работа.

В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала, применение, закрепление, обобщение нового материала.

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

 

Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: брифинг, рефлексия, самооценивание.

 

 

Структура урока:

1.Организационный момент (1 мин).

2. Актуализация знаний (8 мин).

3. Определение темы и постановка цели урока (2 мин).

4. Этап усвоения новых знаний (14 мин).

5. Этап закрепления нового материала (3 мин).

6. Практическая часть (7 мин).

7. Домашнее задание (1 мин).

8. Итог урока (2 мин).

9. Рефлексия. Оценки за урок (2 мин).

 

 

Ход урока.

 

Каждый ученик перед уроком получает номер (№ 1-3 ) по уровню усвоения учебного материала (1 – высокий уровень; 2 – средний; 3 – низкий), (данной информацией владеет только учитель!), а также столы пронумерованы(№ 1-3). В соответствие с полученным номером учащиеся занимают свое место.

1. Организационный этап.

Задача этапа:

-подготовить учащихся к работе на уроке.

На данном этапе осуществляются взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку (рабочее место); организация внимания.

.

2. Этап актуализации знаний

Задачи этапа: сосредоточить внимания учащихся, создать ситуацию значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку, а также подготовка учащихся к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

На этом этапе активизируются многие компоненты внутренней структуры урока: учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема.

Осуществляется проверка домашнего задания по пройденному, на прошлом уроке, материалу в форме фронтального опроса:

Что такое окружающая среда?

Почему человек должен беречь окружающую среду?

Почему в последнее время стал так популярен активный отдых на природе?

Перечислите основные трудности, с которыми встречается неподготовленный человек в природных условиях.

(После опроса учащиеся делятся различными ситуациями, которые случаются с человеком в природных условиях из собственных «Дневников безопасности»).

Таким образом, опрос домашнего задания логично переходит в изучение нового материала.

Этап определения темы и постановки цели урока

Задачи этапа:

организовать и направить учащихся к самостоятельному определению темы и цели урока;

активизировать познавательную деятельность учащихся.

Учитель задает вопросы, которые направлены на определение темы урока:

Как вы думаете, что такое ориентирование?

Для чего нужно уметь ориентироваться?

В каких ситуациях ориентирование является актуальным?

Таким образом, учащиеся самостоятельно определяют тему урока и ставят перед собой цель и задачи.

4. Этап изучения нового материала

Задачи этапа:

углубить знания учащихся об элементах и способах определения сторон горизонта;

на основе самостоятельно приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

На этом этапе урока учащиеся знакомятся с заданиями групп, повторяют правила работы в группе, определяют руководителя, дополнительные образовательные ресурсы, способ презентации (доска, мультимедийная презентация, ватман).

1 группа – Основные элементы ориентирования на местности.

(задание: Что такое ориентирование на местности? Раскрыть основные элементы, определяющие умение человека ориентировать на местности?)

2 группа – Способы определения сторон горизонта.

(задание: Раскрыть значимость каждого способа. Какой способ наиболее приемлем к нашей местности?)

3 группа – Определение сторон горизонта по Полярной звезде.

(задание: Узнать и раскрыть данный способ).

После самостоятельной работы каждая группа представляют свои задания.

 

5.Этап закрепления изученного материала

Задачи этапа:

- закрепить знания и умения необходимые учащимся для самостоятельной (практической) работы по новой теме;

- добиться осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Закрепление материала происходит в форме брифинга. Каждая группа по цепочке задает по одному вопросу другой группе. Таким образом, выясняем насколько учащиеся в процессе самостоятельной работы усвоили новый материал.

Вопросы к брифингу:

Что такое ориентирование?

Что такое компас?

Что такое азимут?

Каков порядок пользования компасом?

Для чего необходимо уметь ориентироваться на местности?

Назовите местные признаки по определению сторон горизонта?

Как можно определить стороны горизонта по солнцу и часам?

Как определить стороны горизонта на карте?

В каких случаях компас «обманывает»?

 

Практическая часть:

Задачи этапа:

- отработать полученные навыки на практике;

- выполнить практическую работу по определению сторон горизонта».

На данном этапе учащиеся продолжают работать в своих группах. Они получают карточку с заданием.

1 группа – Определить азимут до указанных на карте объектов. Используется географический атлас 6 класса, автор О.В.Крылова

 

 

 

 

 

 

 

2 группа – Определить азимут предметов в кабинете (доска, шкаф, окно, дверь).

3 группа – определить стороны горизонта по местным признакам на иллюстрации.

Далее учащиеся объясняют ход работы и комментируют полученный результат.

Этап информирования учащихся о домашнем задании

Задачи этапа:

- сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения;

- мотивировать на исполнительность.

На данном этапе учащиеся записывают домашнее задание, отмечают особенности его выполнения.

Домашнее задание:

Обязательно:

§ 1.2, ответить на вопросы после параграфа (устно).

По выбору:

Определить дома при помощи компаса, в какую сторону горизонта выходят окна вашей квартиры.

В школьном дворе или на прогулке определить стороны горизонта по местным признакам, по солнцу и часам, сверьте полученные результаты с показаниями компаса и определите погрешность двух способов.

Итоги урока

.

Задачи этапа:

Развивать умения соотнести цель и результаты своей учебной деятельности;

оценить эффективность своей работы на уроке.

На данном этапе урока учащиеся вспоминают, выявляют и осознают основные компоненты деятельности на сегодняшнем уроке, анализируют свою деятельность. В результате учащиеся приходят к выводу, что при определении сторон горизонта лучше использовать несколько способов, чтобы избежать большой ошибки, но самый надежный способ – компас.

 

9. Рефлексия. Отметки за урок.

Задачи этапа:

Развивать способность учащихся к рефлексии;

Формировать осознание ценности совместной деятельности.

На данном этапе учащиеся оценивают собственную работу при помощи листов самооценивания:

Испытывал (а) затруднения

Активно работал, у меня все получалось

Работал (а) в полную силу, но требуется помощь учителя.

Озвучиваются и комментируются оценки ребят за работу руководителями групп на уроке, учащиеся подводят итоги проделанной работы. При помощи сигналов обратной связи выражают свое мнение об эффективности урока.

На основе собственных наблюдений, индивидуального оценивания учащихся и руководителей групп, учитель выставляет только положительные отметки, благодарит за работу.

 

Технологическая карта урока ОБЖ

6 класс

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Тема урока: Ориентирование на местности

Тип урока:

1. По основной дидактической цели: комбинированный.

2. По способу проведения и этапам учебного процесса: проблемно-исследовательский.

Представление о результатах:

- личностные:  воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

- метапредметные: использовать дополнительные учебные ресурсы (литература, ресурсы сети Интернет) для реализации межпредметных связей и развития интереса учащихся.

- предметные: - расширить знания учащихся о способах определения сторон горизонта.

Цель урока: - создание условий для самостоятельной деятельности учащихся при усвоении знаний о способах ориентирования, расширения кругозора учащихся и формирования безопасного пребывания в природных условиях

Технология: проблемно-поисковая.

 

Этап                              

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                     

Универсальные действия

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Приветствие учителя; проверка готовности учащихся к уроку.

 

  

Подготовка класса к работе.                

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Создание ситуации значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку, а также подготовка учащихся к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

 

Воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Этап определения темы и постановки цели урока

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; 

Логические ормулирование проблемы.

4. Этап изучения нового материала

 

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

знакомятся с заданиями групп, повторяют правила работы в группе, определяют руководителя, дополнительные образовательные ресурсы, способ презентации; работают в группах по теме.

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Этап закрепления изученного материала

 

Устанавливает осознанность ситуации.

Закрепляют изученный материал виде брифинга

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Практическая работа

 

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

7. Информирование домашнего задания.

Сообщает о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения.

Записывают домашнее задание, отмечают особенности его выполнения.

Регулятивные: выбор домашнего задания.

8.Итог урока

Приводит к выводу по изученной теме.

вспоминают, выявляют и осознают основные компоненты деятельности на сегодняшнем уроке, анализируют свою деятельность

Регулятивные: развитие умения соотносить цель и результаты своей учебной деятельности.

9.. Рефлексия деятельности 

Организует рефлексию.

оценивают собственную работу при помощи листов самооценивания:

Испытывал (а) затруднения

Активно работал, у меня все получалось

Работал (а) в полную силу, но требуется помощь учителя.

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование.

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x