Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении разговорного якутского языка через историю и культуру народа саха

Автор: Генеров Дмитрий Николаевич

Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении разговорного якутского языка через историю и культуру народа саха

 

На территории Республики Саха (Якутия) государственным языком является  язык саха (якутский), язык нации саха, основного коренного населения края, давшего имя республике. Народ саха осуществляет государственную защиту  языка саха и проявляет заботу о расширении его общественных и культурных функций.

Народ саха создал свой яркий, как пламя костра, задушевный, как лирическая песня, язык, один из наиболее выразительных из тюркских языков, что неоднократно отмечали исследователи. Так, С.В. Ястремский, создавший в самом начале 20 - го века капитальные труды по якутской грамматике и фольклору, убежденно считал якутский язык «прекрасным, звучным и стройным». А Э.К. Пекарский, совершивший научный подвиг своим полувековым трудом по изучению якутской лексики, писал, что он «утвердился в мысли» о том, что «якутский язык неисчерпаем, как море». С удовлетворением можно отметить, что у нас гибкий, выразительный, прозрачный и чистый живой родной язык.

Республика наша многонациональна. Здесь проживают более 90 национальностей. И сегодня встают вопросы местного и пришлого населения, взаимодействия их языков, сохранения национальной культуры, языка, быта и обычаев, интернационального воспитания.

Знание языка народа, с которым живешь, - это первый признак интеллигентности и один из факторов, сближающих людей разных национальностей. Овладение местным языком дает возможность приобщиться к познанию культуры его народа, истории, литературы, традиций и обычаев. Все накопленное за столетия духовное наследие отражается, прежде всего, в языке, фольклоре, литературе и искусстве народа. Еще древние мудрецы говорили: « Узнаешь язык друга - познаешь его душу».

Не секрет, что многие русскоязычные жители нашей республики не владеют вторым государственным языком - якутским. Хотя, многие из людей некоренной национальности понимали еще раньше, и сейчас понимают необходимость обоюдного двуязычия.

В 1992 году в Республике Саха (Якутия) был принят «Закон о языке». Начиная с этого периода в школах республики началось обучение разговорному якутскому языку для русскоязычных школьников в качестве эксперимента.

В Быковской СОШ якутскому разговорному языку обучаются с 2-го по 9 класс, работаем по базисному учебному плану Республики Саха, по программе начального обучения якутскому языку в русскоязычных школах. (Авторы Петрова Т. И., Избекова Л.К.).

Любое назначение любых иностранных языков как предметной области -выпустить личность, свободно владеющую изученным языком, понимающую разговорную речь, умеющую общаться как устно, так и письменно. Кроме этого, очень важно привить учащимся уважительное отношение языку, к чужой культуре, обычаям, традициям. В связи с этим академик Л.В. Щерба справедливо указывал, что основная функция языковых предметов - суть коммуникативная и имеет образовательно - воспитательные задачи. Воспитательное воздействие оказывают и сами занятия языком. Изучение иностранного языка открывает возможность расширить филологическое образование, сформировать у учащихся правильное представление о языке как средстве общения.

Таким образом, изучение другого языка оказывает большое влияние на учащихся.

Цель: Воспитание личности средствами иноязычной культуры.

Задачи: Привить учащимся понимание того, что не только результат овладения языком важен для общего образования и воспитания, но и сам процесс овладения языком представляет большую ценность;

Обучить понимать мысли других людей и выражать собственные мысли в устной и письменной форме;

Ознакомить учащихся с бытом, обычаями, историей народа изучаемого языка (подбор и работа с тематическими и краеведческими тестами, введение национально - регионального компонента).

Успех любой деятельности, в том числе и учебной, во многом зависит от наличия положительных   мотивов   обучения.   Мотивацию   надо   формировать,   развивать   и стимулировать.

Среди мотивов учения присутствует мотив познавательного интереса. В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем отчетливо выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию, к которому школьник стремится

Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений, событий, окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что познавательный интерес, являясь сильным и значительным мотивом, существенно влияет на познавательную деятельность школьника. Так, учитель может под влиянием познавательного интереса добиться вполне успешной деятельности у детей со слабой успеваемостью, ленивых и малоактивных.

Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучению любых языков, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, удовлетворяющее творческую и самостоятельную поисковую деятельность школьников.

Имеющий многовековую историю развития урок, дошедший до наших дней, совершенствуются методистами, учителями - практиками в целях эффективности обучения.

Нестандартный урок проводится в любой интересной, занимательной форме, не теряя при этом таких обстоятельств: непосредственные дидактические задачи,    которые  стоят перед учебным процессом в данное время, конкретным уроком; характер, объем, трудности содержания; возраст, уровень подготовки, наличие    опыта познавательных возможностей и сил учащихся; время, отведенное на выполнение данной учебной задачи.

Виды нестандартных уроков.

1.   Урок - спектакль.

Ученики разыгрывают на уроках сказки, диалоги, сочиняют свои собственные диалоги, сценарии;

2.   Урок - игра.

Игра со всеми атрибутами, переодеванием, костюмами, актерством. Темы: « В Саха театре», « В сельском магазине» и т. д.

3.      Урок - фантазия.

Дети   садятся   в   круг,   учитель  начинает,   и  затем   по   кругу  дети продолжают придумывать рассказ на определенную тему. Песенка. Дети рисуют и описывают рисунок по определенным темам.

4.      Урок - пресс-конференция.

Этот урок обычно завершает изучение темы и проводится двумя способами:

Несколько учащихся готовятся к проведению пресс - конференции, класс задает вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый ответ (по теме).

Учащиеся задают вопросы на пресс - конференции самому учителю, а специальное жюри проставляет оценки учителю и учащимся за вопросы и ответы.

5. Урок - сказка. Инсценировка якутских народных сказок. Рассматривают
иллюстрации сказки и отвечают на вопросы, придумывают дальнейший
сюжет сказки и т. д.

Привлечь детей к изучению разговорного якутского языка помогают также внеклассные мероприятия: КВН, викторины, научно - практические конференции. Все эти мероприятия проводятся с использованием краеведческого материала, после большой подготовительной работы. В течении нескольких лет были проведены следующие внеклассные мероприятия, которые вызвали большой интерес у школьников:

Интеллектуальная игра для 7-х классов на знание истории якутского края и языка: Краеведческая игра «Якутия - край родной»; Игра «Знаю, люблю родную Якутию»; Путешествие по городам Якутии; Литературная игра «Якутия в произведениях писателей»; Название магазинов города Якутска; Улицы города Якутска.

С историей и культурой родного края и народа саха знакомим детей путем походов в театр, музеи и выставки.

Такие внеклассные мероприятия и культурные походы, также нестандартные уроки с привлечением национально - регионального компонента активизируют познавательную деятельность учащихся, обеспечивают практическую направленность обучения, стимулируют самостоятельную речь, мыслительную деятельность детей, повышение мотивации к изучению разговорного якутского языка.

Ожидаемый результат: Коммуникабельная, умеющая преодолевать трудности личность. Человек, владеющий основами якутского языка, умеющий применять свои знания на практике, уважительно относящийся к быту, традициям, культуре, как своего, так и другого народа.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x