Статья Развитие познавательной деятельности учащихся через самостоятельную работу при изучении химии . Автор: Черепанова Лариса Николаевна

Автор: Черепанова Лариса Николаевна
 

Организация самостоятельной работы на уроке — очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в практической деятельности. Создавая атмосферу творчества необходимо вооружить учащихся методами и приемами творческой работы.

 


Автор: Черепанова Лариса Николаевна
Развитие познавательной деятельности учащихся
через самостоятельную работу при изучении химии
Психологические и возрастные особенности учащихся, большие пробелы в знаниях, частые пропусти занятий, низкий уровень общей культуры семей составляют сложность работы учителя-предметика. Опыт показывает, что большинство учащихся имеют слабую мотивацию к обучению предмета.
Как развить познавательную деятельность учеников в обучении при снижении положительной мотивации и низким уровнем знаний? Во-первых, включить человека, желающего получить полное среднее образование, в процесс учебы. Для этого, как считает автор опыта, необходимо приучить учащихся к самостоятельному овладению знаниями, которое в дальнейшем станет для него основой непрерывного образования, необходимого в современной жизни. Умение самостоятельно добывать знания поможет восполнить пробелы, заинтересовать предметом.
Познавательная деятельность активизируется в процессе самостоятельных занятий, как на уроке, так и дома.
В связи с этим важной частью работы учителя является развитие познавательной деятельности школьников через самостоятельную работу на уроке и во внеурочное время.
Школа служит сегодня важным звеном в общеобразовательной системе, поддерживающим в определенной степени ее стабильность, преемственность и позволяющим включить человека, желающего получить среднее полное образование, в процесс учебы. Помочь в этом — крайне необходимо в современной жизни.
Работа над темой позволила выявить следующие противоречия:
▪ между высокими современными требованиями к изучению химии и недостаточным базовым уровнем знаний учащихся;
▪ между программными требованиями по предмету и тематическим наполнением учебно-методического комплекта по химии для открытых (сменных) школ.
Одним из решений противоречий является организация самостоятельной работы как средство борьбы за глубокие и прочные знания учащихся. За время учебы в школе ученик должен достичь высокого уровня самостоятельности, чтобы справляться с разными заданиями, добывать новые знания в процессе решения школьных задач.
Анализ выявленных противоречий и требования современной системы образования позволили определить проблемы опыта: выбор эффективных методов и приемов для развития познавательной деятельности через самостоятельную работу. Целенаправленная работа по развитию познавательной деятельности учащихся через самостоятельную работу позволит:
поддерживать интерес учащихся к предмету химии;
практически реализовать полученные знания и умения;
развить творческий потенциал учащихся;
выработать устойчивые навыки самостоятельной работы.
Вопрос о самостоятельной работе учащихся поднимался еще в педагогической литературе прошлых лет. Н.К. Крупская указывала, что в школе для взрослых необходимо, прежде всего, обращать внимание на ...тесную увязку всей учебы с самостоятельной работой, ...чтобы взрослый мог пройти всю программу, ему надо с самого начала работать самостоятельно. Вооружить его умениями самостоятельно работать — это задача каждого преподавателя.
Особенно остро ставится этот вопрос в настоящее время. И это естественно: одно из обязательных условий успешного обучения — привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом. Кроме того, самостоятельная работа учащихся в учебном процессе выступает как наиболее универсальный вид учебной деятельности. Один из подходов к организации самостоятельной творческой деятельности — это применение в обучении новых педагогических технологий и материала, способствующего развитию мотивов обучения.
Организация самостоятельной работы на уроке — очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в практической деятельности. Создавая атмосферу творчества необходимо вооружить учащихся методами и приемами творческой работы.
Выявлено, что основным источником образовательной информации стал Интернет.
Результаты всех исследований показывают, что компоненты официальных образовательных систем значительно утратили информационную значимость. Учитывая сложившуюся реальность, необходимо обеспечивать учащимся достаточно высокую степень самостоятельности, научить их самостоятельно добывать знания по различным источникам: учителя, учебники, книги, журналы и так далее.
Механизм организации и управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников — система заданий для самостоятельной работы, при выполнении которой учитель мотивирует деятельность учащихся, консультирует и корректирует результаты их работы.
Основная дидактическая функция самостоятельной работы учащихся — обеспечить овладение специфическими приёмами учебной работы. Основная психологическая функция — обеспечить последовательное развитие самостоятельности мышления.
Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, её место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за качеством её выполнения, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
С начального изучения химии в 8 классе учебный процесс должен быть организован так, чтобы постепенно, от урока к уроку, от темы к теме вводить элементы самостоятельной деятельности и получить в перспективе желаемый результат.
Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся, который достигается их новизной, необычностью содержания, практической направленностью.
Образовательная функция самостоятельной работы выражается в освоении методов химической науки: экспериментальных знаний, умений работать с учебником, производить расчеты, пользоваться химическим языком.
Самостоятельную работу можно провести в начале урока при определении темы и целей урока. Например, на уроке по теме Ацетиленовые углеводороды в 10 классе учитель предлагает решить задачу, составить структурную формулу углеводорода, по ней узнать тему и цель урока.
При изучении нового материала ученики работают с карточками – инструкциями: отвечают на вопросы, составляют схемы, отражающие применение веществ, изучают химические свойства.
Использование на уроках таких карточек-инструкций помогает самостоятельно изучить новую тему, проверить усвоение знаний учащимися и закрепить полученные знания и умения. Преимуществам таких карточек является большая вариативность заданий и достаточная легкость составления заданий разного уровня.
Каждая самостоятельная работа — это единая цепь, направленная на формирование системы знаний. В целом все самостоятельные работы содержат конкретный материал, соответствуют целям и задачам урока, способствуют развитию умений и навыков.
Систематическое использование заданий, требующих самостоятельного обобщения знаний, активизирует процесс обучения, повышает интерес учащихся к предмету, повышает качество знаний.
Наибольшие возможности для формирования и развития самостоятельной деятельности при изучении химии дает лабораторный эксперимент.
Проделывая предложенные опыты самостоятельно, ученики имеют возможность более тщательно наблюдать за происходящими явлениями.
Чтобы наблюдения носили более продуктивный характер, можно предложить заполнить схемы, изобразить наблюдаемые явления в виде рисунков.
Для этого ученики должны осмыслить свои действия, выбрать необходимый способ решения поставленной задачи, даже если она покажется на первый взгляд простой.
Ценность полученных таким образом знаний для них будет более значима, чем продемонстрированное учителем явление и вывод.
Интересны и познавательны для учеников исследовательские самостоятельные работы во внеурочное время. Учащиеся приобретают новые знания и узнают новый способ действия.
Примером исследовательской самостоятельной работы может служить задание химического кружка по теме Витамины — путь к здоровью. Цель занятия: сформировать у учащихся представление о витаминах, их значении для организма. Определить содержание витамина С в свежевыжатом яблочном соке и яблочном соке различных фирм.
Внеклассная работа по химии - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии, а также приучают к самостоятельности.
Данный опыт развития познавательной деятельности позволяет выделить положительные моменты в обучении:
- обеспечение осознанного и прочного усвоения программного материала;
- формированиетрудолюбия, добросовестности;
- организацию самостоятельной деятельности учащегося очной и заочной формы обучения;
- формирование опыта творческой деятельности.
Знания школьников должны быть результатом их собственных поисков, которые необходимо организовать, управлять.
Результаты опыта свидетельствуют об эффективном развитии познавательной деятельности учащихся. Самостоятельная работа на уроках и вне урочной деятельности позволяет качественно организовать процесс обучения учеников вечерней школы, а поступление в престижные учебные заведения страны являются достойным завершением химического образования в школе. Введение в традиционный учебный процесс разнообразных видов самостоятельных работ, направленных на развитие познавательной деятельности, в итоге активизируют процесс становления самостоятельной личности, создавая условия для её самовыражения, подготовки учащихся к жизни.
У школьников повысился уровень познавательной деятельности, развился интерес к изучаемому предмету, сформировались навыки работы с учебником, тестами, умение добывать знания через интернет и дополнительную литературу.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x