Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр | Хакова Лилия Минехатовна. Работа №375951

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья о развитии познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактичемких игр. В работе описан  практический опыт педагога.Использование дидактических игр является одним из самых эффективных приемов развития познавательных процессов у детей с ОВЗ. Дидактические игры – это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

У большинства детей с ОВЗ отмечается снижение темпа мыслительных процессов и нарушение отдельных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, абстрагирование). Дети анализируют лишь зрительные признаки предметов (цвет, форму, величину не замечая второстепенных, но не менее важных свойств предметов (запах, поверхность, вкус предмета.

Преобладающий тип мышления у детей с ОВЗ: наглядно-действенное, у некоторых, наглядно-образное. Словесно-логическое мышление, которое начинает формироваться в младшем школьном возрасте.

Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются в свойствах нервных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра. Игра – ведущий вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательных процессов и личности в целом. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Развитие познавательных процессов у детей происходит в доступной для них форме, то есть через применение различных игр и игровых технологий.

Значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры т. к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок

приобретает собственный действенный и чувственный опыт. Использование дидактических игр является одним из самых эффективных приемов развития познавательных процессов у детей с ОВЗ. Дидактические игры – это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. В своей работе при использовании дидактических игр я придерживаюсь определенных правил.

1. Правило последовательности: – игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями; – объяснения педагога подтверждаются последующими действиями, каждое действие педагога или ребенка сопровождается комментарием; – игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала: – игра должна быть с четко сформулированными правилами; – подбирается игровой материал с учетом возможностей детей.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия). Дидактическая игра имеет цели: обучающую (которую преследует взрослый); коррекционную (способствует развитию ребенка); игровую (для действия ребёнка). В работе с детьми с ОВЗ важно, чтобы эти цели дополняли друг друга.

Специально подобранные дидактические игры и упражнения создают такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию речевой активности, развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы.

Приведу примеры некоторых игр:

В дидактической игре «Где это можно купить» основной задачей является закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки.

В дидактической игре «Спрячь крышку в бочонок» основной целью является закрепление умения соотносить однородные предметы по цвету.

Главная цель дидактической игры «Чей хвост?» (с прищепками) – это развитие мелкой моторики рук, закрепление знаний детей о диких животных.

Игра «Определи на ощупь» ее основная цель – развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета.

Дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий – это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д...

Таким образом, дидактическая игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу, – писал А. С. Макаренко. Вот почему игре уделяется особое внимание. Без игровых ситуаций не может быть полноценного развития личности школьника».

 

Список литературы

1. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития

школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – 2-е изд., – М.: Академия.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников /

Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992.

3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1973.

4. Волина В. Учимся играя / В. Волина. – М.: Новая школа, 1994.

5. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в

специальной педагогике / Г.В. Гуровец // Дефектология. – 1996. – №2.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×