Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста | Рынина Наталья Николаевна. Работа №209533

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рынина Наталья Николаевна
В данной статье я представляю опыт по моей теме самообразования развития пространственных представлений у старшего дошкольного возраста.

«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Рынина Наталья Николаевна, воспитатель

МБДОУ детский сад № 153 г. Иркутска.

Одна из важнейших составляющих психического развития ребенка является формирование системы пространственных представлений. Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни ребенка и оказывает влияние на умственное развитие ребенка. В процессе взаимодействия с окружающим миром и получении опыта у ребенка формируются представления о закономерностях окружающего пространства. Проблема пространственных представлений неоднократно выступала предметом исследований многих ученых — Б. Г. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко, М. М. Семаго, А. А. Столяр, Т.А. Мусейибова.

Пространственные представления — это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, таких как величина, форма, относительное расположение объектов.

Формирование пространственных представлений происходит поэтапно. Мусейибова Т.А. выделяла четыре этапа в формировании пространственных представлений детей дошкольного возраста:

ориентировка «на себе»

;

от «любых предметов»

;

вербальная система отсчета по основным направлениям

;

воплощение полученных знаний в окружающем пространстве и на плоскости.

Первоначальные представления о пространственных направлениях связаны с восприятием ребенком собственного тела. В старшей группе у детей 5-6 лет происходит следующее овладение пространственными представления, с которыми дети знакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. А также предполагается следующие знания о расположении предметов в пространстве, определение называний помещений дошкольного учреждения, об объектах на улице. Формируются пространственные ориентировки не только на чувственной, но и вербальной основе.

У детей развиваются и закрепляются навыки ориентировки в пространстве при помощи условных обозначений (стрелок, указателей), планов, маршрутов и схем; они учат находить направление движения различных объектов и отражать в речи их расположение между собой. Особое место в формировании навыков занимает проведение работы по развитию умения ориентироваться на плоскости (странице книги, листе бумаги, тетради и т.п.). Исходя из этого у детей развиваются умения:

– находить точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места, верхний и нижний, правый и левый край листа, левый верхний (левый нижний), правый нижний (правый верхний) угол;

– располагать предметы в определенном направлении: слева (направо), справа (налево), снизу (вверх), сверху (вниз), соблюдая одинаковые расстояния.

В своей работе по самообразованию я провожу зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на плоскости, даю задания на составление композиций с последующим речевым обозначением их расположения между собой.

Важное место в жизни ребёнка занимают дидактические игры. Дидактические игры – это игры, специально создаваемые или приспособленные для целей и задач обучения, воспитания и развития детей.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников я использую и направляю в целях решения определенных образовательных задач. Руководя дидактической игрой, я воздействую на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Задачи, правила, действия игры и ее результат взаимосвязаны. Если отсутствует хотя бы одна из этих составных частей, то нарушается целостность игры, что снижает ее воспитательное значение. Совокупность составных частей будет эффективнее развивать интегративные качества дошкольников.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Мною было разработано большое количество дидактических игр, в том числе и для формирования пространственных представлений дошкольников. Опыт работы показывает что нужно обращать внимание на то, чтобы не просто использовались отдельные игры, а комплекс дидактических игр с учетом содержания и методики работы по формированию элементарных математических представлений у разного дошкольного возраста.

Заметим, что «этапы пространственной ориентации «на себе», от себя» и «от объектов», «от другого человека» не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Ориентировка «на себе» – не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов».

Учитывая все выше сказанное в своей работе по самообразованию, мною был составлен комплекс дидактических игр и упражнений по формированию пространственных представлений у старших дошкольников, который я разделила на 4 группы:

– 1 группа. Игры и упражнения на различение основных пространственных направлений в процессе изменения положения в пространстве и ориентировке «на себе»; Игры и упражнения на ориентировку в пространстве (усложнение – с закрытыми глазами);

– 2 группа. Игры и упражнения на нахождение местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними;

– 3 группа. Игры и упражнения, направленные на вербальное обозначение положения предметов в пространстве;

– 4 группа. Игры и упражнения для ориентировки на плоскости листа.

Обучение в форме игры может и должно быть увлекательным, интересным и занимательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
По моей теме самообразования я предлагаю ряд дидактических игр с математическим содержанием и игровыми упражнениями, составляющие игровую технологию по формированию пространственных отношений у старших дошкольников:

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, внизу, вверху, впереди, сзади, далеко, близко. Цель таких игр закреплять умение ребёнка определять свое местоположение, относительно других детей или предметов окружения. Такие игры позволяют детям закрепить в речи слова, обозначающие пространственные отношении, упражняют в нахождении различных сторон. Игры: «Где звенит колокольчик?», «Скажи, наоборот», «На плоту».

Игры на установление пространственных отношений между предметами

.

Цель: развивать умение определять положение предмета по отношению к друго

му предмету («Справа от елочки

стоит пирамидка»

), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за ст

улом, между окнами, сзади Лизы

» и т. д.). Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны научиться мысленно представить себя в положении предмета.

Учитывали, что ребенку значительно легче представить себя в положении любого одушевленного предмета, чем неодушевленного. Сначала мы показывали на игрушках или вещах определенные пространственные отношения (впереди, перед, сзади, за, слева, справа; в, на, над, под, из-за; рядом, напротив, навстречу, между), и обозначали их точными словами, затем меняли местоположение предметов или заменяли тот

,

или иной предмет, а дети каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу. Наконец, дети, выполняя указания педагога, сами создавали соответствующие ситуации, а также искали их в окружающей обстановке. Предлагали игровые упражнения «Где что стоит?», «Поручения», «Прятки», «Что изменилось?». Проводились

упражнения

с

настольн

ым

театр

ом

. Персонажи театра (котята, щенята и др.) прячутся за предметами, меняются местами, а дети описывают, где находится каждый из них.

Игры на формирование умений детей занимать определённое пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета). Цель таких игр совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве относительно себя, других детей и предметов интерьера в группе или каких-либо ориентиров на участке детского сада. Игра «Корабли» Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат перевёрнутые контейнеры на одинаковом расстоянии друг от друга: 3–4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом «острове» кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного). Ребёнок выбирает к кому он хочет отправиться, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова», ребёнок переворачивает контейнер, чтобы убедиться в правильности выполнения задания. Воспитатель (или позже ребёнок) в данной игре выполняет роли диспетчера,

так,

как только у него есть схема, на каком острове кто живёт.

Игры для развития умения передвигаться в

указанном направлении. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяем закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. На музыкальных и физкультурных занятиях педагоги для точного обозначения направления движения употребляют в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, мы упражняем их двигаться в указанном направлении.

Игры «Куда пойдешь и

что найдешь», «Синхронное плавание». Вначале, проводя эти игры, мы давали указания в ходе действия: «Дойди до стола... Повернись направо... Дойди до окна... Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делали тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета следует после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких игр сначала ограничено небольшой площадью «Найди магнит» (на магнитной доске), «Синхронное плавание» (занималась площадь ковра в групповой комнате) а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка.

Игры для развития ориентировки на плоскости. В старшем дошкольном возрасте дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. Так как последующее обучение в школе предполагает умение ребенка ориентироваться на листе бумаги. Прежде всего, следуя методике мы объясняли значение выражений в

центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знани

й.

В завершении хотелось бы добавить, что формирование пространственных представлений является важной частью математического развития старших дошкольников. При этом полноценное формирование пространственных представлений возможно при использовании игровых технологий. В дидактических играх моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

При использовании игровых технологий легко и без насилия над личностью можно научить ребёнка различным практическим способам выделения, своей фигуры и заданного предмета в пространстве, обозначать его местоположение соответствующими словами. У детей осуществляется накопление сенсорного опыта, на основе которого формируются пространственные представления. Чтобы игры достигли нужной цели, необходима чёткая организация их, правильное руководство со стороны воспитателя. Только в таком случае игровые технологии будут эффективным средством обучения дошкольников и формирования у них пространственных представлений.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×