Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие психомоторных функций у детей дошкольного возраста | Корхова Юлия Алексеевна. Работа №240514

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Корхова Юлия Алексеевна
Двигательный акт есть внешнее завершение любого внутреннего психического процесса. Практически любая психическая деятельность не имела бы для человека смысла, если бы не завершалась движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности.

Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, – везде окончательным фактом являемся мышечное движение».

Двигательный акт есть внешнее завершение любого внутреннего психического процесса. Практически любая психическая деятельность не имела бы для человека смысла, если бы не завершалась движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности.

Отражение через мышечные движения практически любой деятельности человека (в том числе и внимания, памяти, восприятия, мышления) – это психомоторика. Моторика – двигательная активность.

Выполнение и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции.

 

Задачи, решаемые в ходе применения психогимнастических упражнений: 
• улучшение взаимопонимания, налаживание контактов;
• уменьшение напряжения, снятие страхов и запретов,
• развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей;
• формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния.
• развитие памяти, внимания, мышления;
• развитие умения ориентироваться в своем теле;
• развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве;
• формирование навыков произвольности в движениях и их координации;
• овладение выразительными движениями и элементами расслабления;
• развитие ручной моторики;
• развитие зрительно-двигательной координации;
• кинестетическое и кинетическое развитие.

В ходе психогимнастики рекомендуется применять следующие упражнения:
пальчиковые («Колечко», «Солнышко-луна», «Лезгинка» и т.д.);
• глазодвигательные («Конвергенция», «Движения по 4-м направлениям и диагоналям» и т.д.);
• дыхательные («Воздушный шар», «Свеча» и т.д.);
• мимические («Зеркало и обезьяна» и т.д.);
• релаксационные;
• психофизические (театрализация сказочных сюжетов и т.д.);
• коммуникативные («В этой группе все друзья», «Дождь и дождик»). 

Значительно повышается эффективность воздействия упражнений, если они сопровождаются музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённый темперамент, расторможенность, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к учебной деятельности. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе детей, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера, социализация ребёнка через игру. Музыка также может быть просто фоном, на котором развивается действие. Использование этой техники способствует обеспечению психосоматического комфорта в процессе взаимодействия педагога и детей, чему придается большое значение, так как у них имеются множество причин, вызывающих нарушения общения, например, вследствие двигательной расторможенности, неумения словесно общаться. 
Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе занятия поможет ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, развитию познавательных процессов, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.

Как один из вариантов использования психогимнастики на занятиях с дошкольниками я предлагаю сочетать психогимнастические упражнения и сказки - шумелки (сказки с шумовым оформлением). 

При использовании такого варианта психогимнастических упражнений важно учитывать: 
- сказка или история должна быть знакома детям;
- педагог выполняет и показывает движения вместе с детьми;
- не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами;
- выполняемые упражнения должны быть доступными и не вызывать затруднений у детей;
- шумовые предметы и инструменты должны быть знакомы детям, чтобы не отвлекать от самого процесса психогимнастики.

Благодаря использованию на занятиях сочетания традиционной психогимнастики и сказок с шумовым оформлением осуществляется комплексное развитие детей. 

Выполнение психогимнастических движений и упражнений способствует развитию:
- внимания;
- слухового восприятия;
- зрительного восприятия;
- слухо-моторной координации;
- зрительно-моторной координации;
- согласованности и целенаправленности движений;
- моторики рук.
Благодаря использованию в качестве основы сказки, а также различных шумовых предметов психогимнастика становится более интересной и яркой:
- ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;
- звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;
- совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;
- формируются навыки сотрудничества и сотворчества, развивается выдержка. 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ ПО ПСИХОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ

 

«Паровоз»

Дети разбиваются на команды, выстраиваются «паровозиком» в затылок друг друга. Все закрывают глаза, кроме первых -вагоновожатых, которые медленно начинают движение. Их задача – аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных – максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.

 

«Запретное движение»

Педагог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или, если показанное движение (например, шаг вперед или руки вниз) не является запретным. Вместо запретного движения, например, предлагается не двигаться или делать движение в противоположную сторону - шаг назад или руки вверх.

 

«Зеваки»

Дети идут по кругу. По сигналу педагога (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т. п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

 

«Слоник»

Голова кладется на вытянутую вперед рукухобот». Стоя на слегка согнутых коленях и наклоняя туловище вслед за движением руки (работает все тело), а также смотря на кончики пальцев, ребенок «рисует хоботом» в воздухе большой знак бесконечности, можно «прописывать» буквы и цифры. Сначала ребенок выполняет задание одной рукой, затем другой.

 

«Движение по кругу»

Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий показывает движение. Следующий по кругу, повторяет движение ведущего и добавляет свое. Последующие участники игры по очереди повторяют движение предыдущего и добавляют свои. И так, пока все дети не примут участие.


 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №6 «Чебурашка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация

 

для родителей

 

 

«Развитие психомоторных функций у детей

 

дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

Корхова Ю. А.

 

 

 

 

 

 

 

Ессентуки, 2018 г.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×