Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» | Имаева Зульфа Мадияровна. Работа №329853

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается  развитие речи у дошкольников с помощью музейной педагогики. Приводится  понятие, цели и задачи музейной педагогики, рассматриваются особенности развития речи детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Ключевые слова: музейная педагогика, дошкольник, речь, развивающая среда, словарный запас.

Главная проблема детский образовательных учреждений на сегодняшний день – это развитие речи у детей. Этот парадокс приводит в заблуждение многих психологов. Такие ученые, как Выготский Л.С., Ушаков О.С, Цейтлин С.Н, Тихеев Е.И., а также другие опытные специалисты в этой области считали, что по достижению ребенка старшего дошкольного возраста его речь должна быть понятной и слаженной, тогда в будущем он сможет грамотно ей владеть и обучится русскому языку. Без постановки речи ребенку будет тяжело коммуницировать с другими людьми. 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 161 городского округа

город Уфа Республика Башкортостан

 

 

 

 

 

 

Статья на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

 

 

 

 

 

Воспитатель высшей категории:

Имаева Зульфа Мадияровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2024г.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация: В статье рассматривается развитие речи у дошкольников с помощью музейной педагогики. Приводится понятие, цели и задачи музейной педагогики, рассматриваются особенности развития речи детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Ключевые слова: музейная педагогика, дошкольник, речь, развивающая среда, словарный запас.

 

Abstract: The article discusses the development of speech in preschoolers with the help of museum pedagogy. The concept, goals and objectives of museum pedagogy are given, the features of speech development of preschool children by means of museum pedagogy are considered.

Keywords: museum pedagogy, preschool child, speech, developing environment, vocabulary.

 

Главная проблема детский образовательных учреждений на сегодняшний день – это развитие речи у детей. Этот парадокс приводит в заблуждение многих психологов. Такие ученые, как Выготский Л.С., Ушаков О.С, Цейтлин С.Н, Тихеев Е.И., а также другие опытные специалисты в этой области считали, что по достижению ребенка старшего дошкольного возраста его речь должна быть понятной и слаженной, тогда в будущем он сможет грамотно ей владеть и обучится русскому языку. Без постановки речи ребенку будет тяжело коммуницировать с другими людьми [1].

Дошкольный возраст является периодом вхождения личности в социум, поэтому именно современное дошкольное образование должно обеспечить каждому ребенку условия, в которых он духовно окрепнет и приобретет необходимый социокультурный и личностный опыт [5].

В дошкольном возрасте происходит вырабатывание навыка речи. Пока ребенок растет и развивается, для понимания и коммуникации с другими людьми ему приходится изучать язык, на котором он говорит. Сначала он учиться формулировать речь в голове, излагая мысли в своей голове, вырабатывая цепочки построения слов и предложений, но не произнося их в слух. Дальше, речь переходит в устную форму и приобретает голосовую окраску.

В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается словарный запас, он начинает понимать, в какой момент и что лучше сказать. Многие дети укрепляют свое произношение к 5 – 6 годам и могут выражать свои мысли и делиться ими с другими людьми. Когда ребенок научился свободно говорить, он может изучать школьные предметы, познавать много нового, общаться со своими сверстниками и заводить знакомства [2].

Для более быстрого развития и постановки речи ребенку нужна комфортная речевая среда. К данной среде относится семья малыша, детский сад, в который он ходит или друзья, с которыми общается. Близкое окружение играет важную роль в развитии ребенка, оно помогает стать опорой и поддержкой в познании мира и становлении собственного «я». Если ребенок будет расти в гармоничной атмосфере, то его речевое развитие пройдет быстрее [5].

Для развития речи ребенка применяют такую методику, как музейная педагогика. Психологи считают, что музейная педагогика появилась на стыке таких двух направлений, как педагогика и психология, а также включает в себя музееведение, отсюда и пошло название данного метода.Музейная педагогика направлена на привлечение детей и подростков к творчеству, формирует культурные ценности и является фактором социального развития у детей дошкольного возраста.Данный раздел науки не пользовался раньше такой популярностью, но с каждым годом активно набирает обороты и внедряется в образовательную систему.

Выдающимся экспертом в области развития личности детей дошкольного возраста является Бакушинский А.В. Он был очень талантливым педагогом и профессионалом своего дела, наблюдал за работой музеев и внедрения их в педагогику, выдвигал различные предположения и гипотезы по поводу данного метода.Он считал, что учитель является наставником ребенка в процессе обучения и играет большую роль в становлении его личности. На основании своего опыта и опыта других ученых, Бакушинский сформулировал некоторые условия, которые должен соблюдать преподаватель, обучая детей. В первую очередь, он должен быть квалифицирован, знать историю и основу произведения, затем суметь прогрузиться в него и прочувствовать самим, а потом постараться погрузить в него и ребенка, а также он должен быть эмпатичным к ребенку и уметь находить к каждому подход, ведь все дети индивидуальны, чтобы ребенок мог довериться специалисту и найти в нём помощь, опору и поддержку. Бакушинский А.В. не один старался внедрить музейную педагогику в образовательный процесс, вместе с ним множество единомышленников трудились в этой области. Такие известные личности, как Гревс И.М. и Гейнике Н.А. основали и открыли первую экскурсионную школу, их идея получила много положительных откликов со стороны других ученых и педагогов. Помимо них, Страховой М.С., Зеленко А.У., Новорусский М.В. и многие другие стремились к тому, чтобы в систему педагогического образования включали данную методику и применяли ее в работе с детьми[4].

Музейная педагогика в современном мире является прорывом в области воспитания детей как личности. Она погружает личность ребенка в предметное пространство, которое его окружает. В последнее время увеличилась роль музейной педагогики в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Открываются новые музеи, разрабатываются интересные музейные книги, программы и пособия. Данная культура получила большое распространение среди подростков и молодежи, людей стали привлекать музеи и искусство в целом, повысился культурный интерес народа [7].

Музейная педагогика имеет несколько основных задач, среди которых [8]:

Развитие способностей у детей к различным видам творческой и научной деятельности;

Формирование у обучающихся интереса к историческом прошлому, обучение их историческим факторам и истории своей страны;

Привлечение обучающихся к культуре и искусству;

Развитие эмоциональности и проявление чувствительности детей;

Развитие навыка общения с другими людьми;

Формирование и развитие грамотной речи у детей.

Именно постановка речи является одной из ключевых задач музейной педагогики. Правильная грамотная речь предоставляет огромный спектр возможностей для развития ребенка и его дальнейшего будущего.

Чтобы у ребенка была правильно сформулированная речь, ему нужна помощь, с которой как раз справится музейная педагогика. Рекомендуется применять такие способы улучшения речи, как [6]:

Более частое взаимодействие и общие взрослого с ребенком;

Обучение детей должны проводить квалифицированные и опытные учителя;

Должно проводится обучение речи и языку в образовательном процессе;

Чтение и приобщение обучающихся к художественной литературе.

В процессе обучения педагог помогает своим ученикам находить точки соприкосновения с людьми, уметь вести с ними диалог, формулировать и излагать свои мысли. Если применять данные методы на практике, то процесс обучения детей будет проходить более легче, интересней и будет давать свои результаты.

Этапы развития речи с помощью вышеперечисленных задач решаются комплексно, поэтому на данный процесс никак не влияет тематика музея и экспонатов, которые в нём присутствуют. Помогает в речевом развитии ориентация на особенности детей, опора на их индивидуальность, нахождении к каждому подхода, а также соответствующая программа развития в детском саду, которая дает ребенку речевую базу.

Одним из средств музейной педагогики является создание мини-музеев в группе детского сада или отдельном помещении. В соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом [9] организация предметно-развивающей среды является одним из важных и первостепенных моментов в дошкольной организации.

Музейная педагогика влияет на формирование и развитие словарного запаса, связной грамотной речи, способствует умению высказывать и доказывать свое мнение, четкости речи, пониманию чувств и настроения человека, а также умению вести диалог, принимать участие в обсуждении произведения искусства.

В настоящее время музейная педагогика постоянно усовершенствуется и нужна для того, чтобы развивать речь, навыки общения и формировать личность детей дошкольного возраста. Эта наука помогает приобщиться к музейному искусству, увидеть множество выставочных экспонатов, приобщиться к прекрасному, приобрести и понять культурные и нравственные ценности, познать окружающий мир, других людей и себя [8].

Таким образом, музейная педагогика представляет собой отрасль науки, которая берет свое начало из таких дисциплин, как педагогика, психология и музееведение. Данное направление усовершенствуется и активно применяется на практике, свое распространение оно получило в образовательной деятельности. Современная музейная педагогика внедряет новые способы обучения и коммуникации с обучающимися, а именно, с детьми дошкольного возраста. Не сразу, но со временем эта методика вписалась в образовательную систему. Любительские школьные музеи – то место, где ребенок может ознакомиться с неизвестными ему экспонатами и узнать много нового для себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Агаркова, М. И. Музейная педагогика: новые вызовы и перспективы современного образования / М. И. Агаркова // Вызовы и риски в условиях глобализации общества, экономики и их правовое регулирование : сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Москва, 07 февраля 2022 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Институт развития образования и консалтинга", 2022. – С. 19-24. 

Воронина, М. В. Развитие связной речи дошкольников / М. В. Воронина // Вестник научных конференций. – 2019. – № 3-1(43). – С. 38-39. 

Галушкина, И. В. Развитие личности средствами музейной педагогики / И. В. Галушкина // Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Сочи, 20–22 октября 2022 года. – Краснодар: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края, 2022. – С. 161-163. 

Жижикина, С. А. Музейная педагогика в детском саду: новые подходы к организации мини-музея как средство реализации ФГОС дошкольного образования / С. А. Жижикина // Сахалинское образование XXI век. – 2022. – № 1. – С. 83-86. 

Калашникова, Н. Н. Современные методы и приемы развития монологической речи дошкольников / Н. Н. Калашникова // Инновационные психологические и педагогические технологии как механизм повышения качества образования : сборник статей Международной научно-практической конференции, Воронеж, 01 февраля 2020 года. – Воронеж: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2020. – С. 79-81.

Лебедева, О. В. Использование технологий музейной педагогики в работе дошкольного учреждения / О. В. Лебедева, Е. Н. Шильникова // Инновационная деятельность в образовании : Сборник статей по материалам IX региональной научно-практической конференции , Нижний Новгород, 30 ноября 2022 года / Мининский университет. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2022. – С. 104-107. 

Мельникова, Г. В. теоретические основы организации музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении / Г. В. Мельникова // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2022. – Т. 2, № 14-3. – С. 186-190. 

Самохвалова, И. Ю. Музейная педагогика как средство воспитания обучающихся на современном этапе развития системы образования / И. Ю. Самохвалова // Современные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России и за рубежом: Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Арзамас, 27–28 сентября 2022 года / Науч. ред. С.П. Акутина, Т.Т. Щелина, отв. ред. Ю.Е. Болотин. – Арзамас: Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", 2022. – С. 98-101. 

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (приложение к Приказу Минoбрнаyки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 27.04.23).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×