Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

. Номер работы: №50130

Дата публикации:
Описание:

Автор: Колесникова Ксения Вячеславовна

Форма проведения: Семинар-практикум.

Цель: Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития речи в младшем возрасте. Обогащение родительских представлений о речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка 3-4 лет.

2. Рассказать родителям о влиянии пальчиковых игр и упражнений на развитие речи детей.

3. Способствовать овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:  Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития речи в младшем возрасте.

Участники:  Воспитатели группы, родители.

Материал:  Выставка дидактических игр на развитие мелкой моторики, памятки для родителей по теме собрания, тихая спокойная музыка,  дерево и листочки  ( зеленого и красного цвета).

План:

1.     Подготовительный этап:

·        Приглашение родителей на собрание.

·        Оформление памяток «Развитие речи ребенка 3-4 лет»

·        Анкетирование родителей

·        Создать выставку дидактических игр.

·        Мяч .

2.     Основной этап:

·        Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики

·        Обращение к родителям.

·        Анализ анкетирования.

·           Выступление воспитателя группы по теме «Развитие речи дошкольников». (конспект выступления прилагается).

·          Практическое задание «Развитие речи в игре».

·          Практическое задание «Пальчиковые игры».

3. Подведение итогов.

·          Анкетирование родителей с целью определения качества родительского собрания.

·          Выдача родителям памяток по теме собрания.

 

 

 

Ход собрания:

         Уважаемые родители! Вы можете пройти и посмотреть выставку дидактических игр по развитию мелкой моторики.

 

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привыкли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Основная задача речевого развития детей – это:

1. Выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.

2. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, развивать интерес, любознательность.

Проведя анализ анкет, напрашивается вывод – с ребенком необходимо больше общаться, играть, читать книги. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

на родительском собрании по теме:

«Развитие речи дошкольников».

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать. Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?                                                                              

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли вас это сейчас? Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет»:(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

- Как вы считаете, какой должна быть речь ребёнка?(Грамотной, Понятной, Выразительной, Осмысленной, Богатой, Ясной и чёткой)

Вы всё говорите правильно.

Но что же мы видим на самом деле? По данным российских учёных от 15 до 30 % дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Давайте рассмотрим, какие проблемы чаще всего возникают у дошколят:

• Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.

• Бедная речь - недостаточный словарный запас

• Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов –«паразитов» А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых

• Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо).

Прежде чем поделиться с вами конкретными советами по развитию речи малышей, мне хотелось бы дать краткую возрастную характеристику появления и совершенствования грамматических категорий и связной речи.

Ребёнок 3-4 лет активно осваивает грамматические формы: единственное и множественное число существительных (рука-руки, мяч-мячи), согласование прилагательных с существительными в роде (красный шар, красная кофта, красное яблоко), согласование глагола прошедшего времени с существительным (папа пришёл, мама пришла), склонение существительных (игрушке, игрушкой). Активный словарный запас (то есть те слова, которые ребёнок употребляет в речи) четырёхлетнего ребёнка достигает 1000 и более слов.

Своё развитие получает в этом возрасте и связная речь: ребёнок легко отвечает на вопросы простыми распространёнными предложениями, может описать предмет 2-3 предложениями.

У каждого из вас была возможность сравнить речь своего ребёнка с показателями возрастной нормы. Если проблемы всё-таки существуют, вам полезно будет узнать, каким образом и с помощью каких игр в домашних условиях можно помочь своему ребёнку.

Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

1. Начну с самого простого. Речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки. Это те игры, которыми можно занять свободное время по дороге на прогулку, в лес, к бабушке или в детский сад. Это игры «Большой-маленький», «Один-много», «Назови одним словом», «Из чего – какой?» и многие другие.

2. Речевые игры с использованием игрушек. Например, катая по полу машинку, можно повторить образование глаголов с помощью приставок и даже составить небольшой рассказ о приключениях машинки. (Машина ехала по дороге, проехала мимо светофора, заехала за дерево, въехала на горку, съехала с горы, заехала в гараж). С помощью нескольких мягких или резиновых игрушек можно повторить пространственные предлоги (зайчик сидит рядом с мишкой, лягушка находится между машинкой и мячиком и т.д.); составить небольшой описательный рассказ любимой игрушки. А для закрепления навыка поиграть в игру « Отгадай по описанию»( когда роли загадывающего и отгадывающего меняются)

3. Игры с использованием иллюстрированных художественных произведений. Прочитав короткую сказку или рассказ можно пересказать её по картинкам в книге. А можно пофантазировать и придумать сказке другой конец (Как ты думаешь, что бы произошло, если бы Колобок не встретил Лису?) Этот же приём можно использовать на знакомых мультфильмах. Кроме того, красочные иллюстрации в книгах дают простор нашему творчеству.

4. И самые энергоёмкие для родителей, но самые интересные для наших современных детей – это компьютерные речевые игры. Компьютерных игр в магазинах можно найти очень много, но, к сожалению, это чаще всего «стрелялки» и «бродилки». Я же веду речь именно о развивающих речевых играх. Все вы – современные образованные родители, хорошо знакомые с базовым комплектом программ. Тем не менее, используя программу Microsoft PowerPoint можно самому создавать замечательные речевые игры в виде электронных презентаций на любую тематику. Не бойтесь экспериментировать! Всё зависит от вашей фантазии.

А сейчас мы хотим, что бы вы  задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе.

Я радуюсь твоим успехам

Расскажи мне, что с тобой

Любите своих детей, помогайте им.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Давайте немного поиграем: «Игра-путешествие по стране «Развитие речи». Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

Станция «Творческая». Подберите эпитеты к словам:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.),

- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.),

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.),

- луна (яркая, растущая и т.д.).

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Станция «Сказочная». Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

 

Станция «Наши руки не знают скуки».

Дружно пальцы встали в ряд                   

Показываем ладони пальчиками вверх

Десять крепеньких ребят.

  Сжимаем и разжимаем кулачки.

Эти два – всему указки 
Все покажут без подсказки.

Показываем указательные пальчики.

Эти – два середнячка 
Два здоровых бодрячка.

Показываем средние пальчики.

Ну, а эти безымянны 
Молчуны, всегда упрямы.

Показываем безымянные пальчики.

Два мизинца-коротышки 
Непоседы и плутишки.

Показываем мизинчики.

Пальцы главные средь них 
Два больших и удалых

Показываем большие пальчики, а остальные сжимаем в кулачки.

 

Подведение итогов собрания:

·        Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

·        Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм  с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и так далее.

·        Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.

·        Принимать активное участие в работе детского сада.

Напоследок   с играем в игру слово- эстафета, Вы можете сказать свое слово о развитии речи дошкольников. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен должна… Перед вами дерево. Его нужно украсить листочками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, прикрепите зеленый листочек. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, прикрепите красный листочек. Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.

 

         Раздача памяток  для родителей по развитию речи. Спасибо вам большое, что пришли на собрание. До свидания!!

Пожалуйста, подождите.
x
×