Развитие речи дошкольников в играх (Нескучные игры для весёлой компании) ☼
Автор: Залилова Анжелика Владимировна
Развитие речи дошкольников в играх
(Нескучные игры для весёлой компании)
Сегодня мы предлагаем Вам, дорогие родители, несколько интересных и познавательных игр с детьми. Эти игры помогут Вашему ребенку в развитии связной речи, творческих способностей, мышления. Такие игры, безусловно, способствуют расширению кругозора ребенка, закреплению его знаний об окружающем мире.
Также данные игры разнообразят детский праздник или день рождения, так как в подобные игры интереснее играть большой весёлой компанией. Кроме того, они помогут полезно и задорно провести холодные, дождливые вечера. Пригласите в игру друзей, соседей, бабушку и дедушку. Приготовьте небольшие призы. И Вы увидите, как счастлив будет Ваш малыш!
"Угадай, кто мой друг"
Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных. Для каждой игры - отдельная тема (домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.)
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее.
Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.
"Отвечай быстро!"
Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
- Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
- высокий, прочный, кирпичный ... (дом)
- рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)
- зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)
"Кто больше?"
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков (например, мяч - круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый. Или машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная).
Задания детям:
1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
"В чем причина?"
Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. Например, "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.
"Кто кем (чем) будет?"
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком
- бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука - блинчиками и т. д.
Обратно. "Кто кем был?":
- лошадь - жеребенком
- цветок - семенем...
"Шаги" (Кто быстрее доберется до...)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например, "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"
Другие темы: "Все круглое", "Все горячее", "Все мокрое". "Ласковые слова для мамы", "Слова утешения" и т.д. Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
"Внимание! Розыск!" Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность.
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
"Жили-были..." Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.
Смысл игры объяснять долго - я просто приведу примеры.
Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.
Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).
"Третий лишний". В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Еще примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, платок, сапоги;
- роза, береза, ёлка.
Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.
"Подбери предмет к признаку"
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек и т.д.)
- Что бывает длинным / коротким?
- Что бывает широким / узким?
- Что бывает круглым / квадратным?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
"Чем пахнет?"
Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.
С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, а что нет. Вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный.
Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.