Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи младшего школьника с использованием элементов развивающего обучения на уроках чтения, русского языка. | Юшкова Ольга Николаевна. Работа №238978

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Юшкова Ольга Николаевна
эффективных методов и приемов развития речи, используемых в своей работе.

1.Работа с сюжетной картинкой.

Сюжетные картинки помогут ребенку развить фантазию, логику и главное научат его развернутой речи. Чтобы использовать сюжетные картинки по максимуму, разрежьте их, и попросите ученика разложить их в правильной последовательности.  Спросите какой логики он придерживался, затем пускай опишет действие, которое происходит от картинки к картинке. Можно задавать наводящие вопросы. Таким образом составляя предложения по рисункам, складывается из них целый сюжетный рассказ.

 

2.Работа с текстом.

Работа делится на 3 этапа.

1.      Чтение фамилии автора, заглавия текста, выделенных слов. Рассматривание иллюстраций к тексту. Высказывание предположений о теме, содержании текста. Цель этапа-развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

2.      Чтение текста по частям с комментариями, диалог с автором (Условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение). Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером). Выборочное чтение, беседа по содержанию, сравнение содержания текста со своим предположением. Цель этапа-понимание текста на уровне содержания.

3.      Постановка проблемного вопроса к тексту, повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?), высказывание и аргументация отношения к прочитанному, характеристика событий, места действия, поступков героев, выполнение творческих заданий учащимися. Цель этапа-достижение понимания текста на уровне смысла.

 

3.Поэтическая минутка.

Заучивание стихов, фразеологизмов, поговорок и пословиц - всё это обогащает речь, способствует её развитию, укрепляет память, даёт основу для отработки выразительности речи. Полезно вести работу по скороговорению. Для снятия напряжения во время урока можно  с детьми провести минутку скороговорок. Скороговорки – небольшой по объёму речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Они помогают вырабатывать отчётливую и внятную речь, тренируют и усовершенствуют работу голосового аппарата, вырабатывают умение пользоваться различными темпами речи (быстро, умеренно, медленно). Например, скороговорка: «Белые бараны били в барабаны». 

 

Использование на уроке долгоговорок. Например, «Как на горке, на пригорке жили двадцать   

два Егорки, раз Егорка, два Егорка и т.д. до 22». Долгоговорки произносятся на выдохе, что

тоже способствует совершенствованию речевого аппарата, отрабатывает дикцию и скорость

чтения.

 

4.Придумывание сказок, небылиц, загадок, текстов-миниатюр.

 

5.Игра «Узнай по описанию», «Я начну, а вы продолжите…»

 

6.Экскурсия- источник для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений во 2 классе.

В первые дни сентября первоклассники ходят на экскурсию. Дети наблюдают сохранившиеся приметы лета и подмечают, чем ранняя осень отличается от лета. Наблюдение и сравнение — необходимые приемы активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. На экскурсии в природу дети придут и в разгар осени, и в позднюю ее пору, выйдут посмотреть и первый снег.  А потом здесь же увидят, как «змейкой вьется по земле легкая поземка». На знакомых местах они порадуются первым проталинам и первой травке, звонкому ручейку и пенью птиц, приходу весны и началу лета.

 

7.Ведение читательского дневника

В начальных классах читательский дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родители, и учителя могут проверять, как часто и сколько ребенок читает.

 

Занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, связную речь.

Развитие речи младшего школьника с использованием элементов развивающего обучения на уроках чтения, русского языка.

Юшкова Ольга Николаевна, учитель начальных классов МКОУ ООШ с.Загарье Юрьянского района Кировской области.

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – показатель развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л.С.Выготский, Н.С.Жукова, В.С.Мухина и др.) Главная педагогическая задача – научить детей мыслить, говорить и рассуждать. Как отмечал Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

В педагогике в детском возрасте выделяют три критических периода в развитии речевой функции:

1-2 года жизни, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие.

3 года, когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной.

6-7 лет, начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центра

льную нервную систему ребенка.

Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается

навык чтения:

быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний

,

превращение увиденных знаков в произнос

имые звуки, звукосочетания,

слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки.

 

Понятие «развитие речи» включает в себя различные аспекты: культуру речи, уровень произносительной речи, лексический и грамматический уровень развития. Правильное звукопроизношение формируется у ребёнка к пяти-шести годам. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

 

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо.

Уроки русского языка и литературного чтения помогают решить главную задачу, которая стоит перед учителем и учеником: научить и научиться свободно, уверенно, лексически, грамматически и интонационно грамотно строить монологические высказывания в определённых речевых ситуациях, это планируемый результат в соответствии ООП НОО.

Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в своей работе.

1.Работа с сюжетной картинкой.

Сюжетные картинки помогут ребенку развить фантазию, логику и главное научат его развернутой речи. Чтобы использовать сюжетные картинки по максимуму, разрежьте их, и попросите ученика разложить их в правильной последовательности. Спросите какой логики он придерживался, затем пускай опишет действие, которое происходит от картинки к картинке. Можно задавать наводящие вопросы. Таким образом составляя предложения по рисункам, складывается из них целый сюжетный рассказ.

 

2.Работа с текстом.

Работа делится на 3 этапа.

Чтение фамилии автора

,

заглавия текста

,

выделенных слов

.

Рассматривание иллюстраций

к тексту

.

Высказывание предположений о теме, содержании текста

.

Цель

этапа

-

развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

Чтение текста по частям с комментариями, диалог с автором (Условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение). Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером). Выборочное чтение, беседа по содержанию, сравнение содержания текста со своим предположением.

Цель

этапа

-

понимание текста на уровне содержания.

Постановка проблемного вопроса к тексту

, п

овторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)

, в

ысказывание и аргументация отношения к прочитанному

, х

арактеристика событий, м

еста действия, поступков героев, в

ыполнение творческих заданий учащимися

.

Цель

этапа

-

достижение понимания текста на уровне смысла.

 

3.Поэтическая минутка.

Заучивание стихов, фразеологизмов, поговорок и пословиц - всё это обогащает речь, способствует её развитию, укрепляет память, даёт основу для отработки выразительности речи. Полезно вести работу по скороговорению. Для снятия напряжения во время урока можно с детьми провести минутку скороговорок. Скороговорки  небольшой по объёму речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Они помогают вырабатывать отчётливую и внятную речь, тренируют и усовершенствуют работу голосового аппарата, вырабатывают умение пользоваться различными темпами речи (быстро, умеренно, медленно). Например, скороговорка: «Белые бараны били в барабаны». 

 

Использование на уроке долгоговорок. Например, «Как на горке, на пригорке жили двадцать

два Егорки, раз Егорка, два Егорка и т.д. до 22». Долгоговорки произносятся на выдохе, что

тоже способствует совершенствованию речевого аппарата, отрабатывает дикцию и скорость

чтения.

 

4.Придумывание сказок, небылиц, загадок, текстов-миниатюр.

 

5.Игра «Узнай по описанию», «Я начну, а вы продолжите…»

 

6.Экскурсия- источник для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений во 2 классе.

В первые дни сентября первоклассники ходят на экскурсию. Дети наблюдают сохранившиеся приметы лета и подмечают, чем ранняя осень отличается от лета. Наблюдение и сравнение — необходимые приемы активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. На экскурсии в природу дети придут и в разгар осени, и в позднюю ее пору, выйдут посмотреть и первый снег. А потом здесь же увидят, как «змейкой вьется по земле легкая поземка». На знакомых местах они порадуются первым проталинам и первой травке, звонкому ручейку и пенью птиц, приходу весны и началу лета.

 

7.Ведение читательского дневника

В начальных классах читательский дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родители, и учителя могут проверять, как часто и сколько ребенок читает.

 

Занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, связную речь.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×