Название статьи:
Развитие речи на уроках СБО | Казиханова Лилия Фарвазтдиновна. Работа №207300
Дата публикации:
18.03.2019
Автор:
Казиханова Лилия Фарвазтдиновна
Описание:
Автор: Казиханова Лилия Фарвазтдиновна
В процессе занятий социально-бытовой ориентировки учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им по окончании успешно адаптироваться в быту.
К проведению занятий по СБО предъявляются те же требования, что и к любому другому уроку: должны быть четко определены тема и задачи занятия, продуманы формы сообщения теоретических сведений, их объем, рациональные методы и приемы закрепления учебного материала (практические работы, упражнения, сюжетно-ролевые игры), а также способы повторения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ
Реферат на тему:
Развитие речи на уроках СБО
Подготовила: учитель-дефектолог ГБОУ Илишевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Казиханова Л.Ф.
с. Верхнеяркеево – 2010 год
План
1. Организация и методика проведения занятий по социально-бытовой ориентировке.
2. Особенности развития речи детей с нарушением интеллекта.
3. Использование дидактических карточек с целью развития речи.
4. Словарная работа на уроке.
5. Работа над построением фразы и связного высказывания.
6. Формирование умений делового общения.
7. Выводы.
8. Литература.
В процессе занятий социально-бытовой ориентировки учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им по окончании успешно адаптироваться в быту.
К проведению занятий по СБО предъявляются те же требования, что и к любому другому уроку: должны быть четко определены тема и задачи занятия, продуманы формы сообщения теоретических сведений, их объем, рациональные методы и приемы закрепления учебного материала (практические работы, упражнения, сюжетно-ролевые игры), а также способы повторения.
Следует предусмотреть методические приемы, обеспечивающие, познавательную и трудовую активность учащихся, четко определить связь содержания занятия с жизнью. Необходимо также подумать соотношение коллективных и индивидуальных форм работы, которые будут использованы на уроке. Обязательным условием занятий является их коррекционная направленность и воспитывающий характер.
Определяя задачу занятия, следует иметь в виду те знания и умения, которые должны приобрести ученики в результате изучения темы.
Например, материал по теме Средства связи (VI класс) был распределен на два занятия, тема первого может быть сформулирована следующим образом Виды бандеролей, порядок отправления, а второго Упаковка бандеролей и заполнение бланков. В нашем примере задачи первого занятия могут быть сформулированы следующим образом: во время экскурсии на почту познакомить учащихся с ассортиментом предметов, которые могут быть посланы бандеролью, правилами отправления. Задачи второго: формировать у учащихся умение упаковывать бандероли и заполнять бланки, закрепить знания о правилах отправления бандеролей.
Определяя содержание занятия, выбирая формы и методы его проведения, следует обратиться к разделу программы Практические работы, экскурсии.
Структура занятия по СБО определяется темой, задачами и выбором методических приемов.
Рассмотрим, как проводятся отдельные этапы занятий.
Сообщение или повторение теоретических сведений. Сообщение новых сведений проходит в форме беседы или рассказа. Затем учитель, обращаясь к детям с вопросами, выясняет, что они поняли и запомнили. В том случае, если тема частично знакома школьникам, в ходе беседы систематизируются знания учеников.
Рассказ или беседа должны сопровождаться демонстрацией наглядных пособий. Успех работы обеспечивается не количеством наглядных средств обучения, а умением учителя эффективно их использовать.
Известно, что наблюдая демонстрируемые объекты, умственно отсталые учащиеся и в старших классах не всегда умеют самостоятельно извлекать нужную информацию. Поэтому наблюдениями учащихся нужно руководить. При большом количестве наглядных средств это нереально.
Беседа на занятиях СБО не должна занимать весь урок и подменять собой практические работы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, упражнения.
Ознакомление с объектом работы. Выполнение любой работы, будь то приготовление салата или уборка квартиры, в первую очередь требует ознакомления с объектом деятельности. В одних случаях дети видят готовый результат той деятельности, которую учащимся предстоит выполнить: это приготовленный суп, наложенная заплата, заполненные квитанции или бланк телеграммы, одетая и запеленатая кукла и т.д. В других случаях учащимся предлагается рассмотреть объект, определить характер будущей, еще не выполненной работы. Например, ученики при изучении Жилище на одном из занятий рассматривают тот или иной участок неубранного помещения, анализируют его состояние и устанавливают характер и объем уборки.
При изучении темы Кухня учащиеся учатся ухаживать за кухонной посудой. Они разглядывают ее, называют материал, из которого она сделана, определяют места и степень, и характер загрязнения. Это поможет детям правильно выбрать моющие средства и хорошо выполнить работу. Умение ориентироваться в задании формируется у детей с V класса. Вначале необходимо руководить анализирующей деятельностью школьников и с помощью вопросов помогает им составить полное представление об объекте работы. Постепенно помощь учителя должна сокращаться, и старшеклассники учатся самостоятельно давать характеристику предлагаемых объектов, например блюд или вещей, которые предстоит отремонтировать.
Этот этап работы очень важен, поэтому надо уделять ему особое внимание, т.к. без правильного представления об объекте будущей работы ученики не смогут рационально составить план и выполнить задание.
Составление плана.
Чтобы выполнить работу, необходимо предварительно ее спланировать, т.е. определить последовательность выполнения действий. Обучение учащихся планированию проходит по разному. В одних случаях ученики составляют план работы по вопросам учителя (например, порядок чистки кожаной обуви), в других – планирование осуществляется по предметной или инструкционной карте.
На предметной карте представлено изделие в разных степенях готовности и показаны приемы работы. Ниже помещена предметная карта, показывающая наложение заплаты.
Первая операция – заготовка заплаты: обрезные края лоскута загибаются на лицевую сторону и приметываются сметочным стежком (на схеме штриховка показывает лицевую сторону ткани). Вторая – приметывание и пришивание заплаты с изнаночной стороны изделия. Третья операция – надсечка ножницами краев ткани с лицевой стороны. И наконец, готовый образец: края ткани подвернуты и подшиты стежком.
Фронтальный показ приема.
Выполняя практические работы и упражнения, учащиеся используют разнообразные двигательные приемы. Часть из них учащимся знакома (например, чистка зубов, пришивание пуговицы и т.д.), другие осваиваются учениками впервые. В этом случае необходим фронтальный показ приема. Вначале учитель объясняет назначение приема, затем рассматривает с детьми инструмент, с помощью которого выполняется прием, и показывает двигательную программу приема. Например, при приготовлении салата вареные овощи нарезаются кубиками. Учитель объясняет, почему овощи нарезаются кубиками, выясняет у детей, каким инструментом выполняется прием, говорит, из каких частей состоит нож, показывает какой частью ножа лучше резать, какова хватка ручки ножа и безопасное положение левой руки, держащей овощи, затем демонстрирует правильное выполнение приема, который учащиеся отрабатывают во время практической работы.
Упражнения по ознакомлению с правильным приемом работы.
После фронтального показа в ряде случае требуется провести упражнения по ознакомлению с правильным приемом работы. Например, при наложении заплаты, ученики должны применять стежок. Сразу овладеть им трудно, поэтому ученики, вначале тренируются на лоскутах, при этом учитель оказывает детям помощь.
Практическая работа.
Выполнение той или иной работы может осуществляться как индивидуально, так и бригадами. Как именно организуется работа, зависит от задач занятия и оснащенности кабинета. Индивидуально заполняются различного рода бланки и квитанции, производится мелкий ремонт одежды. По бригадам организуется приготовление различных блюд, уборка помещения.
При работе ученики следуют правилам техники безопасности, которые надо обязательно с ними повторить.
Оценка качества выполненной работы.
Практические занятия, на которых выполнялась какая-либо работа (готовилась еда, проводилась стирка, уборка, ремонт одежды и др.) завершаются тем, что дается оценка сделанной работе. Если это приготовленные блюда, то вначале оценивают внешний вид, затем их дегустируют все ребята, после чего дается оценка. В других случаях (мелкий ремонт одежды, стирка, уборка) ученики с помощью учителя проверяют правильность и тщательно сделанной работы.
Следует помнить, что ознакомление с объектом работы, планирование, оценка качества выполненной работы являются умственными действиями и, работая над формированием соответствующих умений нужно осуществлять коррекцию мыслительной деятельности.
Упражнения.
В ряде случаев на занятиях проводятся упражнения по выполнению небольших заданий. Это может быть чистка зубов, расчесывание волос, уход за ногтями, кожей рук и лица, упражнения в правильной осанке, сидении и стоянии. Обязательным условием этого этапа занятия является участие в упражнениях всех учеников.
При организации упражнений следует подумать, какие предметы и приспособления помогут учащимся лучше усвоить материал. Так, тренировка в правильной осанке, сидении и стоянии, ходьбе наиболее результативно проходит перед зеркалом, в котором учащиеся видят свои позы и движения.
Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевые игры, моделирующие реальную ситуацию, являются хорошим средством для закрепления умений и знаний. Так, ученики, изучив правила поведения в транспорте закрепляют их, проигрывая различные ситуации, предложенные учителем на изучаемую тему. Сюжетно-ролевые игры, могут проводиться по большинству разделов программы, например Торговля, Семья, Средства связи, Медицинская помощь и др. Опираясь на изучаемый материал надо подбирать простые и относительно сложные сюжеты, предлагая их для разыгрывания ученикам. Например, по теме Посещение театра может быть разыграно несколько ситуаций: поведение в гардеробе, в фойе, в зрительном зале до начала спектакля. Причем учащиеся вначале участвуют в играх, где поступки героев правильны, чтобы закрепить полученные знания, а затем им предлагаются ситуации, где в поступках героев есть ошибки. Разбор таких сюжетов приучает школьников анализировать поведение людей и делать правильные выводы.
Сложность игры возрастает от класса к классу. В конце VII и в VIII класса учащимся предлагаются сюжеты для разыгрывания без предварительной подготовки, т.е. ставить старшеклассников перед необходимостью самостоятельно найти правильное решение.
В процессе разыгрывания реальных ситуаций учащиеся не только закрепляют определенные знания и умения, но и учатся общению, что весьма важно для умственно отсталых детей.
Материал программы по СБО дает учителю возможность интересно и разнообразно строить занятия, выбирая те формы и методы работы, которые наиболее эффективны в плане коррекции недостатков развития умственно отсталых детей. На занятиях не может быть учащихся-наблюдателей. Все школьники независимо от их психофизических возможностей должны на практике овладеть знаниями и умениями, предусмотренными программой.
Затруднения, испытываемые детьми на уроках СБО при усвоении теоретического материала и при выполнении практических заданий, в известной мере могут быть объяснены трудностями формирования речи. В связи с этим, можно очевидно, утверждать успешность занятий, успешность усвоения знаний и практических навыков в определенной мере зависят от уровня речевой работы, которая ведется в процессе усвоения программного материала.
Деятельность на уроках организуется таким образом, чтобы у детей возникла необходимость общения с одноклассником и учителем.
Учитель на всех этапах урока имеет возможность стимулировать речь учащихся, он задерживает внимание учеников на терминологической лексике, при построении предложений учит находить нужное слово. Дети овладевают умением правильно отвечать на поставленные вопросы и составлять последовательный рассказ о предстоящей и выполненной работе.
Для того чтобы осуществлять эту работу, необходима система мероприятий, направленных на активное использование речи всех этапов урока, в том числе практической части.
Прежде всего, укажем на наиболее распространенные речевые недостатки учащихся, которые выявляются в начале учебного года. Это бедность словарного запаса, как активного, так и пассивного, неумение правильно строить предложения, последовательно излагать свои мысли, недостаточное восприятие текста (осмысляется не весь текст, а лишь отдельные фрагменты), непонимание значений отдельных общеупотребительных слов, замена слова, имеющего конкретный смысл, жестом или словами делаем, будем делать. Например: Я буду делать… это (показывает жестом, что намеревается делать), или Мы сделаем ножом, или Мы будем делать иголкой.
Отметим медленное усвоение детьми элементарных технических терминов и быстрое их забывание.
Некоторые учащиеся, прослушав объяснение учителя относительно режима технологии по выполнению изделия, затрудняются как в пересказе услышанного, так и в выполнении практического задания. Очевидно, значение отдельных слов и терминов остается неясным, что осложняет понимание сказанного учителем. Ученики затрудняются, когда следует словесно передать содержание уже выполненной работы или ответить на ряд вопросов, поставленных в связи с пройденным уроком.
У них недостаточно развито словесно-логическое и ассоциативное мышление.
С усложнением теоретического и практического материала уроков, требуется все больше средств для информационного обмена учителя и ученика или учеников друг с другом, все активнее приходится использовать связанные высказывания.
Широко используемое в практике хоровое проговаривание новых слов, терминов – прием оправданный, но недостаточный, поскольку он позволяет учителю лишь показать правильное произношение слова. Грамматические нормы при этом не усваиваются, связная речь не развивается. С этой целью были разработаны приемы обучения, дающие возможность закреплять различные термины, позволяющие затем активно использовать усвоенную лексику в связных предложениях, при построении целого рассказа. Был отобран словарь и разработаны таблицы, содержащие задания, в которых требуется назвать предмет по описанию действия (операции). Задания можно адресовать как отдельным учащимся (во время выполнения практического задания), так и всему классу (перед началом практической деятельности).
Вначале предлагается ответить на вопрос без зрительной опоры. Если же ученик не сумел этого сделать, он может использовать наглядную опору, т.е. выбрать реальный предмет из числа лежащих перед ним, или найти картинку с изображением нужного предмета.
Ниже помещены примерные содержания карточек (в скобках правильные ответы).
По описанию предмета назови его, выбрав нужное слово в правой колонке.
Описание предмета
Предмет
Приспособление в виде мелкой сетки, натянутой на обруч или металлический лист
Тарелка, (сито), дуршлаг
Деревянный валик для раскатывания теста
Толкушка, разделочная доска, (скалка).
Металлическая пластинка с острой насечкой или отверстиями
Половник, вилка, (терка), нож.
Посуда в виде ковша с мелкими отверстиями
Ковш, половник, ложка, (дуршлаг).
Большая металлическая разливательная ложка
Шумовка, (половник), ложка, терка.
Большая металлическая ложка с частыми отверстиями
Цедилка, шумовка, дуршлаг, толкушка.
По описанию действия назови предмет, которым оно выполняется.
Описание
Предмет
Приспособление для просеивания муки
Цедилка, (сито), дуршлаг, терка.
Металлическая пластина для измельчения овощей трением
Сковородник, сито, (терка), нож.
Посуда, для отцеживания жидкости
Сито, цедилка, (дуршлаг), шумовка.
Металлическая посуда для жарения
Кастрюля, (сковорода), тарелка терка.
Приспособление для мытья посуды
губка, щетка, ершик, мочалка металлическая.
Полка, для сушки посуды
Шкаф, (сушилка для посуды), кухонный стол.
Если тот или иной учащийся затрудняется в ответе, ему предлагается более легкий вариант задания: по описанию предмета, выбрать предметную картинку или натуральный предмет и правильно назвать его.
Во всех случаях, при работе с обеими таблицами, ответ должен быть полным, развернутым.
Интерес детей к теме, их желание говорить в большей мере зависят от учителя: они поддерживаются манерой ведения урока, эмоциональностью учителя, умением позволять свободно высказываться детям, не подавлять их речевую активность. На этих уроках недопустимо негативное отношение педагога к речевым ошибкам учащихся, резкое прерывание их речи. Любую, даже не очень удачную попытку ученика выразить свою мысль надо поддерживать и тактично помочь исправить неточность. Успехи детей можно поощрять различными знаками: флажками, фишками, жетонами и т.д.
Готовя детей к связному высказыванию, важно заранее отобрать необходимый материал, а также решить, когда данный материал будет закреплен. Решению этой задачи способствую карточки по теме: Ты среди людей.
В магазине.
Обращаясь к продавцу, девочка сказала:
- Бутылку молока и пачку масла.
Какое слово девочка забыла сказать?
(Извините, пожалуйста, спасибо.)
На улице.
Подумай, как правильно спросить:
- Сколько сейчас времени?
- Скажите, пожалуйста, который час?
- Извините, который час?
Далее, я остановлюсь на некоторых приемах, которыми можно пользоваться при введении в словарный запас учащихся новой лексики и при активации словаря.
Словарная работа на уроках СБО проходит в процессе изучения программного материала. Так как у учащихся имеются нарушения фонематического восприятия, новые слова учитель произносит особенно четко, показывая при этом их правильное написание. Важнейшим этапом в работе над словом является объяснение его значений. При организации словарной работы следует учесть следующие положения:
1. в усвоении нового слова должны участвовать различные анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический). Новое слово вначале произносит учитель, показывая, как оно должно звучать. Затем его проговаривают ученики, опираясь на запись, после чего новые слова вносятся в словарик.
2. с новыми словами лучше знакомить учеников, давая их не изолированно, а в словосочетаниях, предложениях, тексте. Общение, возникающее на уроке, способствует закреплению новой лексики.
3. каждое занятие следует начинать с повторения новых слов, т.к. на второй, третий день после заучивания у учеников происходит интенсивное забывание нового.
4. чтобы новые слова были прочно усвоены и вошли в активный словарь школьника, учитель использует учебную ситуацию, обращается к ученикам с вопросами, побуждая их вспомнить и употребить нужную лексику. Частота употребления слов играет важную роль: при необходимости в памяти быстрее всплывают те слова, которые чаще употреблялись.
Словарная работа на уроках СБО ведется в трех основных направлениях:
1. обогащение словаря за счет введения новых лексических единиц;
2. уточнение значения уже известных слов;
3. активация пассивного словаря.
Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие упражнения:
1. Называние предметов и их частей. Например, работая с таблицей Чего не хватает? по теме Посуда учащиеся называют отдельные предметы и указывают на недостающую часть каждого из них (кастрюля без крышки, чашка без ручки, чайник без носика, вилка без зубчика, взбивалка без ручки и т.д.). Называя предметы и их части, ученики производят различного рода группировку, сортировку, выделяют четвертый лишний.
2. Называние действия или состояния предметов. Например, игра в лото, задача которой состоит в том, чтобы подобрать не менее двух, трех действий, так или иначе связывающихся с представлением об изображенном предмете.
3. Называние признаков. Так, в теме Продукты питания можно уточнить и расширить значение слов растительная и животная пища. Школьникам предлагается из ряда предметов (натуральных, муляжей, таблиц, картин) выбрать растительную или животную пищу.
4. Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий названия предметов, действий, признаков. Учитель обращает внимание детей на то, что предмет легко угадать, если в загадке употреблены точные слова, характеризующие его особенности. Учащиеся тренируются в самостоятельном составлении загадок, называя характерные признаки предмета. Например: Два колеса, руль, рама, багажник (по теме Транспорт).
Кто меня назвать не сможет?
Я на ежика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваше платье (по теме Одежда).
5. Сравнение двух предметов на основе определенных признаков (форма, размер, описание действия). Оживление в игру может внести соревнование : какое звено наберет больше общих (или различных) черт при сравнении двух предметов, таких, например как ковшик и дуршлаг (изучение темы Посуда) или манная и рисовая крупа (изучение темы Приготовление каши - 6 класс).
6. Анализ и синтез: выделение отдельных частей в предмете и узнавание целого по его частям. Здесь можно предложить игру в лото, на карточках которого нарисованы части различных предметов. Ведущий называет или показывает предмет, а ученики находят на своих карточках части названного предмета.
Работа над построением фразы – важная составная часть подготовки учащихся к овладению связной речью, поскольку предложение служит тем строительным материалом, из которого создается сложное целое – текст.
К этой группе упражнений можно отнести следующие:
1. Восстановление деформированного предложения. При этом слова могут быть даны в первоначальной форме (крем, обувь, для, сапожная щетка, чистка, пользоваться).
2. Ступенчатое распространение предложения. Например, по картинке составляется предложение ученик чистит ботинки. Предоставляется предметная карточка. Предложение распространяется: Ученик чистит ботинки щеткой. Задается вопрос: Как чистит ученик ботинки?. Следует ответ, увеличивающий предложение еще на одно слово. Для развития речи большую роль играет работа над планом и последующим использованием его в качестве наглядной опоры. Виды планов, которые могут быть использованы на уроках СБО, различны. Это картинный, символический и словесный планы.
Разнообразя работу по составлению текста, можно использовать различные виды планов. Так, картинный план, возможно, представить в виде отдельных предметных картинок (например, тема Режим дня, Приготовление различных блюд).
План в форме вопросительных предложений, поскольку он дает основу для продуцирования ответов, и таким образом облегчает детям задачу, используется, когда тема, по которой должен быть составлен рассказ трудна.
Так по теме Семья (VI класс) отбор материала представляет определенную трудность для умственно отсталых учащихся (непонятно, о чем рассказывать), поэтому лучше предложить школьникам вопросительный план, который помогает определить содержание связной речи, например:
1. Где живут твои родители?
2. Какая у вас семья?
3. Сколько лет твоим родителям?
4. Где они работают?
5. У тебя есть бабушка и дедушка?
6. Сколько лет твоей сестре, сестренке, твоему брату, братишке?
7. Где они работают, учатся?
8. Как ты помогаешь родителям во время каникул?
В процессе проведения этих упражнений учащиеся закрепляют в памяти признаки, присущие предметам, овладевают умением строить (вопросительные) предложения, поддерживать беседу, формировать связные высказывания и развернутые сообщения.
Одной из задач коррекционной школы является социальная адаптация умственно отсталых школьников, под которой понимается включение детей в общественную и трудовую жизнь в производстве и их устройство в быту.
Об уровне социальной адаптации школьника дают представление его рабочая квалификация, характер взаимоотношений с коллективом, отношение к труду, определенное развитие культурных потребностей и интересов. В связи со сказанным нам представляется важным формирование у умственно отсталых детей такого вида социально-бытовых умений и навыков, каким является деловое общение. Деловое общение способствует расширению и углублению знаний учащихся об окружающем мире, развитию у них анализирующей деятельности, развитию речи.
Умственно отсталые школьники испытывают затруднения при общении с окружающими. У них недостаточно развита инициатива в общении. Они легче вступают в контакт со знакомым человеком, с большим трудом – с незнакомым. Но и в том, и в другом случае школьники испытывают смущение, страх, что в непривычной обстановке может привести к прекращению общения.
Очевидно, что есть необходимость проводить специальную коррекционную работу по закреплению, совершенствованию знаний и формированию умений делового общения.
Одним из приемов, способствующих, формированию умений делового общения является проведение экскурсий с включением заданий практического характера.
На каждом занятии интересовало следующее:
- умеют ли учащиеся вступать в контакт, начать разговор с собеседником, правильно построить вопрос, достаточно ли спокойно и непринужденно чувствуют себя при этом;
- как развивается диалог, умеют ли дети получать сведения, необходимые для выполнения практического задания;
- как учитывается информация, полученная в процессе общения с собеседником, анализируется окружающая обстановка и разрешается затруднение, т.е. как выполняется практическая часть задания.
При организации общения с окружающими людьми ученикам оказывалась необходимая помощь. На первом этапе, в момент вступления детей в контакт, мы стремились побудить их к этому такими вопросами: Что тебе нужно узнать?, К кому ты хочешь обратиться?.
В процессе ведения диалога побуждала школьников получать недостающие сведения. Когда они испытывал затруднения, своевременная помощь педагога, его одобрение, уточняющие вопросы, касающиеся источников получения информации, одобряла их и активировала.
На заключительном этапе занятия, в момент использования сведений, полученных от собеседника, школьники принимали правильные решения с учетом условий окружающей обстановки.
При отправлении бандероли по почте нужно напомнить о необходимости заполнения почтового бланка воспользоваться тем или иным источником информации: взять образец или обратиться с соответствующей просьбой к окружающим людям.
Организация общения учащихся со знакомыми людьми при посещении различных служб в школе. Школьники, часто посещая во вспомогательных подразделениях школы, уже знают их назначение и знакомы с работающими там людьми. Вступая в разговор работниками школы, дети получали ответы на интересующие вопросы, а затем полученные сведения должны были использовать при выполнении заданий практического характера. Учитель должен заранее обговаривать тот объем информации, который сообщают взрослые детям, тем чтобы часть сведений учащиеся получали в беде самостоятельно.
Детям объявлялась тема занятия, намечались его цели и задачи. Беседуя с детьми, обсуждались возможные варианты разговоров и предлагались задания, которые ученикам предстояло выполнить.
Во время посещения школьного медпункта, учащиеся закрепляли знания о видах помощи, которая могла быть оказана им. всем предлагалось получить необходимые сведения по теме Уход за инфекционными больными, давались и индивидуальные задания: узнать, как нужно ухаживать за больным гриппом, как правильно измерить температуру, поставить горчичники. Учащиеся, которые испытывали затруднения в формулировке вопросов, делали необходимые записи, которыми они могли воспользоваться в беседе с медсестрой.
В дальнейшем задания усложнялись. После того, как тема разговора исчерпывалась, медсестра, беседовавшая с детьми, спрашивала, что школьники узнали нового, чему научились, и предлагала выполнить некоторые действия. Учащиеся приготовили раствор для полоскания горла, измеряли температуру.
Экскурсии, с включением заданий практического характера.
Выводы:
В реферате описаны ряд коррекционно-речевых приемов, которые применялись на уроках СБО в V – IX классах целью обогащения словаря и развития связной речи учащихся и осмысленного усвоения программного материала. Я исходила из того, что необходимо создание модели специального обучения по СБО, которая в известной мере обеспечила бы овладение учащимися технической лексикой, терминологией, произнесением слов, определенными грамматическими формами, практическим умением построения предложений и в пределах тематики уроков СБО – связной диалогической, а затем и монологической речью.
Учащимся сложно выполнять практические работы и давать ответы на вопросы учителя. Поэтому, начиная с первых уроков учителю следует, не только учить тем или другим приемам, но важно, прививать умение связывать трудовые действия, практические задания и их выполнение с речью.
В результате применения описанных приемов обучения происходят положительные сдвиги в развитии речи учащихся – обогащается словарный запас, слова-термины находят активное употребление в самостоятельной речи.
Для того, чтобы учащиеся успешно овладевали устной речью, необходимо, чтобы они практически пользовались ею, вступали в контакт с взрослыми и со сверстниками во время проведения практических занятий, сюжетно-ролевых игр и экскурсий, т.е. обладали определенной речевой активностью.
Наблюдения показали, что яркие впечатления, полученные школьниками во время экскурсий, создавали надежную основу для активизации их речевого общения во время выполнения игрового сюжета. Были организованы экскурсии в торговые, промышленные предприятия, медицинские и культурно- просветительские учреждения. После посещения продовольственного магазина в кабинете устраивается магазин, и каждая бригада, получив меню, покупает продукты, необходимые для приготовления указанных в меню блюд.
Во время работы по развитию речи учитель должен помнить, что на занятиях не может быть учащихся-наблюдателей. Все школьники независимо от их психофизических возможностей должны участвовать на уроке и овладеть умением общения, что весьма важно для умственно отсталых детей.
Литература.
1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986 г.
2. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. М., 2002 г.
3. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М., 1971 г.
4. Сафоненко В.М. Залог долгой жизни изделий. Минск, 1990 г.
5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994 г.
6. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М., 1999 г.
7. Алышева Т.В. Олигофренопедагогика. М. Дрофа, 2009г.
8. Львова С.А. Справочник выпускника. М. ВЛАДОС, 2009Г.
9. Дерябина С.П. Социально-бытовая ориентировка, 5-9 классы. Издательство Учитель2012г.
HYPER13PAGE HYPER15
19
Скачать работу
Реферат на тему:
Развитие речи на уроках СБО
Подготовила: учитель-дефектолог ГБОУ Илишевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Казиханова Л.Ф.
с. Верхнеяркеево – 2010 год
План
1. Организация и методика проведения занятий по социально-бытовой ориентировке.
2. Особенности развития речи детей с нарушением интеллекта.
3. Использование дидактических карточек с целью развития речи.
4. Словарная работа на уроке.
5. Работа над построением фразы и связного высказывания.
6. Формирование умений делового общения.
7. Выводы.
8. Литература.
В процессе занятий социально-бытовой ориентировки учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им по окончании успешно адаптироваться в быту.
К проведению занятий по СБО предъявляются те же требования, что и к любому другому уроку: должны быть четко определены тема и задачи занятия, продуманы формы сообщения теоретических сведений, их объем, рациональные методы и приемы закрепления учебного материала (практические работы, упражнения, сюжетно-ролевые игры), а также способы повторения.
Следует предусмотреть методические приемы, обеспечивающие, познавательную и трудовую активность учащихся, четко определить связь содержания занятия с жизнью. Необходимо также подумать соотношение коллективных и индивидуальных форм работы, которые будут использованы на уроке. Обязательным условием занятий является их коррекционная направленность и воспитывающий характер.
Определяя задачу занятия, следует иметь в виду те знания и умения, которые должны приобрести ученики в результате изучения темы.
Например, материал по теме Средства связи (VI класс) был распределен на два занятия, тема первого может быть сформулирована следующим образом Виды бандеролей, порядок отправления, а второго Упаковка бандеролей и заполнение бланков. В нашем примере задачи первого занятия могут быть сформулированы следующим образом: во время экскурсии на почту познакомить учащихся с ассортиментом предметов, которые могут быть посланы бандеролью, правилами отправления. Задачи второго: формировать у учащихся умение упаковывать бандероли и заполнять бланки, закрепить знания о правилах отправления бандеролей.
Определяя содержание занятия, выбирая формы и методы его проведения, следует обратиться к разделу программы Практические работы, экскурсии.
Структура занятия по СБО определяется темой, задачами и выбором методических приемов.
Рассмотрим, как проводятся отдельные этапы занятий.
Сообщение или повторение теоретических сведений. Сообщение новых сведений проходит в форме беседы или рассказа. Затем учитель, обращаясь к детям с вопросами, выясняет, что они поняли и запомнили. В том случае, если тема частично знакома школьникам, в ходе беседы систематизируются знания учеников.
Рассказ или беседа должны сопровождаться демонстрацией наглядных пособий. Успех работы обеспечивается не количеством наглядных средств обучения, а умением учителя эффективно их использовать.
Известно, что наблюдая демонстрируемые объекты, умственно отсталые учащиеся и в старших классах не всегда умеют самостоятельно извлекать нужную информацию. Поэтому наблюдениями учащихся нужно руководить. При большом количестве наглядных средств это нереально.
Беседа на занятиях СБО не должна занимать весь урок и подменять собой практические работы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, упражнения.
Ознакомление с объектом работы. Выполнение любой работы, будь то приготовление салата или уборка квартиры, в первую очередь требует ознакомления с объектом деятельности. В одних случаях дети видят готовый результат той деятельности, которую учащимся предстоит выполнить: это приготовленный суп, наложенная заплата, заполненные квитанции или бланк телеграммы, одетая и запеленатая кукла и т.д. В других случаях учащимся предлагается рассмотреть объект, определить характер будущей, еще не выполненной работы. Например, ученики при изучении Жилище на одном из занятий рассматривают тот или иной участок неубранного помещения, анализируют его состояние и устанавливают характер и объем уборки.
При изучении темы Кухня учащиеся учатся ухаживать за кухонной посудой. Они разглядывают ее, называют материал, из которого она сделана, определяют места и степень, и характер загрязнения. Это поможет детям правильно выбрать моющие средства и хорошо выполнить работу. Умение ориентироваться в задании формируется у детей с V класса. Вначале необходимо руководить анализирующей деятельностью школьников и с помощью вопросов помогает им составить полное представление об объекте работы. Постепенно помощь учителя должна сокращаться, и старшеклассники учатся самостоятельно давать характеристику предлагаемых объектов, например блюд или вещей, которые предстоит отремонтировать.
Этот этап работы очень важен, поэтому надо уделять ему особое внимание, т.к. без правильного представления об объекте будущей работы ученики не смогут рационально составить план и выполнить задание.
Составление плана.
Чтобы выполнить работу, необходимо предварительно ее спланировать, т.е. определить последовательность выполнения действий. Обучение учащихся планированию проходит по разному. В одних случаях ученики составляют план работы по вопросам учителя (например, порядок чистки кожаной обуви), в других – планирование осуществляется по предметной или инструкционной карте.
На предметной карте представлено изделие в разных степенях готовности и показаны приемы работы. Ниже помещена предметная карта, показывающая наложение заплаты.
Первая операция – заготовка заплаты: обрезные края лоскута загибаются на лицевую сторону и приметываются сметочным стежком (на схеме штриховка показывает лицевую сторону ткани). Вторая – приметывание и пришивание заплаты с изнаночной стороны изделия. Третья операция – надсечка ножницами краев ткани с лицевой стороны. И наконец, готовый образец: края ткани подвернуты и подшиты стежком.
Фронтальный показ приема.
Выполняя практические работы и упражнения, учащиеся используют разнообразные двигательные приемы. Часть из них учащимся знакома (например, чистка зубов, пришивание пуговицы и т.д.), другие осваиваются учениками впервые. В этом случае необходим фронтальный показ приема. Вначале учитель объясняет назначение приема, затем рассматривает с детьми инструмент, с помощью которого выполняется прием, и показывает двигательную программу приема. Например, при приготовлении салата вареные овощи нарезаются кубиками. Учитель объясняет, почему овощи нарезаются кубиками, выясняет у детей, каким инструментом выполняется прием, говорит, из каких частей состоит нож, показывает какой частью ножа лучше резать, какова хватка ручки ножа и безопасное положение левой руки, держащей овощи, затем демонстрирует правильное выполнение приема, который учащиеся отрабатывают во время практической работы.
Упражнения по ознакомлению с правильным приемом работы.
После фронтального показа в ряде случае требуется провести упражнения по ознакомлению с правильным приемом работы. Например, при наложении заплаты, ученики должны применять стежок. Сразу овладеть им трудно, поэтому ученики, вначале тренируются на лоскутах, при этом учитель оказывает детям помощь.
Практическая работа.
Выполнение той или иной работы может осуществляться как индивидуально, так и бригадами. Как именно организуется работа, зависит от задач занятия и оснащенности кабинета. Индивидуально заполняются различного рода бланки и квитанции, производится мелкий ремонт одежды. По бригадам организуется приготовление различных блюд, уборка помещения.
При работе ученики следуют правилам техники безопасности, которые надо обязательно с ними повторить.
Оценка качества выполненной работы.
Практические занятия, на которых выполнялась какая-либо работа (готовилась еда, проводилась стирка, уборка, ремонт одежды и др.) завершаются тем, что дается оценка сделанной работе. Если это приготовленные блюда, то вначале оценивают внешний вид, затем их дегустируют все ребята, после чего дается оценка. В других случаях (мелкий ремонт одежды, стирка, уборка) ученики с помощью учителя проверяют правильность и тщательно сделанной работы.
Следует помнить, что ознакомление с объектом работы, планирование, оценка качества выполненной работы являются умственными действиями и, работая над формированием соответствующих умений нужно осуществлять коррекцию мыслительной деятельности.
Упражнения.
В ряде случаев на занятиях проводятся упражнения по выполнению небольших заданий. Это может быть чистка зубов, расчесывание волос, уход за ногтями, кожей рук и лица, упражнения в правильной осанке, сидении и стоянии. Обязательным условием этого этапа занятия является участие в упражнениях всех учеников.
При организации упражнений следует подумать, какие предметы и приспособления помогут учащимся лучше усвоить материал. Так, тренировка в правильной осанке, сидении и стоянии, ходьбе наиболее результативно проходит перед зеркалом, в котором учащиеся видят свои позы и движения.
Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевые игры, моделирующие реальную ситуацию, являются хорошим средством для закрепления умений и знаний. Так, ученики, изучив правила поведения в транспорте закрепляют их, проигрывая различные ситуации, предложенные учителем на изучаемую тему. Сюжетно-ролевые игры, могут проводиться по большинству разделов программы, например Торговля, Семья, Средства связи, Медицинская помощь и др. Опираясь на изучаемый материал надо подбирать простые и относительно сложные сюжеты, предлагая их для разыгрывания ученикам. Например, по теме Посещение театра может быть разыграно несколько ситуаций: поведение в гардеробе, в фойе, в зрительном зале до начала спектакля. Причем учащиеся вначале участвуют в играх, где поступки героев правильны, чтобы закрепить полученные знания, а затем им предлагаются ситуации, где в поступках героев есть ошибки. Разбор таких сюжетов приучает школьников анализировать поведение людей и делать правильные выводы.
Сложность игры возрастает от класса к классу. В конце VII и в VIII класса учащимся предлагаются сюжеты для разыгрывания без предварительной подготовки, т.е. ставить старшеклассников перед необходимостью самостоятельно найти правильное решение.
В процессе разыгрывания реальных ситуаций учащиеся не только закрепляют определенные знания и умения, но и учатся общению, что весьма важно для умственно отсталых детей.
Материал программы по СБО дает учителю возможность интересно и разнообразно строить занятия, выбирая те формы и методы работы, которые наиболее эффективны в плане коррекции недостатков развития умственно отсталых детей. На занятиях не может быть учащихся-наблюдателей. Все школьники независимо от их психофизических возможностей должны на практике овладеть знаниями и умениями, предусмотренными программой.
Затруднения, испытываемые детьми на уроках СБО при усвоении теоретического материала и при выполнении практических заданий, в известной мере могут быть объяснены трудностями формирования речи. В связи с этим, можно очевидно, утверждать успешность занятий, успешность усвоения знаний и практических навыков в определенной мере зависят от уровня речевой работы, которая ведется в процессе усвоения программного материала.
Деятельность на уроках организуется таким образом, чтобы у детей возникла необходимость общения с одноклассником и учителем.
Учитель на всех этапах урока имеет возможность стимулировать речь учащихся, он задерживает внимание учеников на терминологической лексике, при построении предложений учит находить нужное слово. Дети овладевают умением правильно отвечать на поставленные вопросы и составлять последовательный рассказ о предстоящей и выполненной работе.
Для того чтобы осуществлять эту работу, необходима система мероприятий, направленных на активное использование речи всех этапов урока, в том числе практической части.
Прежде всего, укажем на наиболее распространенные речевые недостатки учащихся, которые выявляются в начале учебного года. Это бедность словарного запаса, как активного, так и пассивного, неумение правильно строить предложения, последовательно излагать свои мысли, недостаточное восприятие текста (осмысляется не весь текст, а лишь отдельные фрагменты), непонимание значений отдельных общеупотребительных слов, замена слова, имеющего конкретный смысл, жестом или словами делаем, будем делать. Например: Я буду делать… это (показывает жестом, что намеревается делать), или Мы сделаем ножом, или Мы будем делать иголкой.
Отметим медленное усвоение детьми элементарных технических терминов и быстрое их забывание.
Некоторые учащиеся, прослушав объяснение учителя относительно режима технологии по выполнению изделия, затрудняются как в пересказе услышанного, так и в выполнении практического задания. Очевидно, значение отдельных слов и терминов остается неясным, что осложняет понимание сказанного учителем. Ученики затрудняются, когда следует словесно передать содержание уже выполненной работы или ответить на ряд вопросов, поставленных в связи с пройденным уроком.
У них недостаточно развито словесно-логическое и ассоциативное мышление.
С усложнением теоретического и практического материала уроков, требуется все больше средств для информационного обмена учителя и ученика или учеников друг с другом, все активнее приходится использовать связанные высказывания.
Широко используемое в практике хоровое проговаривание новых слов, терминов – прием оправданный, но недостаточный, поскольку он позволяет учителю лишь показать правильное произношение слова. Грамматические нормы при этом не усваиваются, связная речь не развивается. С этой целью были разработаны приемы обучения, дающие возможность закреплять различные термины, позволяющие затем активно использовать усвоенную лексику в связных предложениях, при построении целого рассказа. Был отобран словарь и разработаны таблицы, содержащие задания, в которых требуется назвать предмет по описанию действия (операции). Задания можно адресовать как отдельным учащимся (во время выполнения практического задания), так и всему классу (перед началом практической деятельности).
Вначале предлагается ответить на вопрос без зрительной опоры. Если же ученик не сумел этого сделать, он может использовать наглядную опору, т.е. выбрать реальный предмет из числа лежащих перед ним, или найти картинку с изображением нужного предмета.
Ниже помещены примерные содержания карточек (в скобках правильные ответы).
По описанию предмета назови его, выбрав нужное слово в правой колонке.
Описание предмета
Предмет
Приспособление в виде мелкой сетки, натянутой на обруч или металлический лист
Тарелка, (сито), дуршлаг
Деревянный валик для раскатывания теста
Толкушка, разделочная доска, (скалка).
Металлическая пластинка с острой насечкой или отверстиями
Половник, вилка, (терка), нож.
Посуда в виде ковша с мелкими отверстиями
Ковш, половник, ложка, (дуршлаг).
Большая металлическая разливательная ложка
Шумовка, (половник), ложка, терка.
Большая металлическая ложка с частыми отверстиями
Цедилка, шумовка, дуршлаг, толкушка.
По описанию действия назови предмет, которым оно выполняется.
Описание
Предмет
Приспособление для просеивания муки
Цедилка, (сито), дуршлаг, терка.
Металлическая пластина для измельчения овощей трением
Сковородник, сито, (терка), нож.
Посуда, для отцеживания жидкости
Сито, цедилка, (дуршлаг), шумовка.
Металлическая посуда для жарения
Кастрюля, (сковорода), тарелка терка.
Приспособление для мытья посуды
губка, щетка, ершик, мочалка металлическая.
Полка, для сушки посуды
Шкаф, (сушилка для посуды), кухонный стол.
Если тот или иной учащийся затрудняется в ответе, ему предлагается более легкий вариант задания: по описанию предмета, выбрать предметную картинку или натуральный предмет и правильно назвать его.
Во всех случаях, при работе с обеими таблицами, ответ должен быть полным, развернутым.
Интерес детей к теме, их желание говорить в большей мере зависят от учителя: они поддерживаются манерой ведения урока, эмоциональностью учителя, умением позволять свободно высказываться детям, не подавлять их речевую активность. На этих уроках недопустимо негативное отношение педагога к речевым ошибкам учащихся, резкое прерывание их речи. Любую, даже не очень удачную попытку ученика выразить свою мысль надо поддерживать и тактично помочь исправить неточность. Успехи детей можно поощрять различными знаками: флажками, фишками, жетонами и т.д.
Готовя детей к связному высказыванию, важно заранее отобрать необходимый материал, а также решить, когда данный материал будет закреплен. Решению этой задачи способствую карточки по теме: Ты среди людей.
В магазине.
Обращаясь к продавцу, девочка сказала:
- Бутылку молока и пачку масла.
Какое слово девочка забыла сказать?
(Извините, пожалуйста, спасибо.)
На улице.
Подумай, как правильно спросить:
- Сколько сейчас времени?
- Скажите, пожалуйста, который час?
- Извините, который час?
Далее, я остановлюсь на некоторых приемах, которыми можно пользоваться при введении в словарный запас учащихся новой лексики и при активации словаря.
Словарная работа на уроках СБО проходит в процессе изучения программного материала. Так как у учащихся имеются нарушения фонематического восприятия, новые слова учитель произносит особенно четко, показывая при этом их правильное написание. Важнейшим этапом в работе над словом является объяснение его значений. При организации словарной работы следует учесть следующие положения:
1. в усвоении нового слова должны участвовать различные анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический). Новое слово вначале произносит учитель, показывая, как оно должно звучать. Затем его проговаривают ученики, опираясь на запись, после чего новые слова вносятся в словарик.
2. с новыми словами лучше знакомить учеников, давая их не изолированно, а в словосочетаниях, предложениях, тексте. Общение, возникающее на уроке, способствует закреплению новой лексики.
3. каждое занятие следует начинать с повторения новых слов, т.к. на второй, третий день после заучивания у учеников происходит интенсивное забывание нового.
4. чтобы новые слова были прочно усвоены и вошли в активный словарь школьника, учитель использует учебную ситуацию, обращается к ученикам с вопросами, побуждая их вспомнить и употребить нужную лексику. Частота употребления слов играет важную роль: при необходимости в памяти быстрее всплывают те слова, которые чаще употреблялись.
Словарная работа на уроках СБО ведется в трех основных направлениях:
1. обогащение словаря за счет введения новых лексических единиц;
2. уточнение значения уже известных слов;
3. активация пассивного словаря.
Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие упражнения:
1. Называние предметов и их частей. Например, работая с таблицей Чего не хватает? по теме Посуда учащиеся называют отдельные предметы и указывают на недостающую часть каждого из них (кастрюля без крышки, чашка без ручки, чайник без носика, вилка без зубчика, взбивалка без ручки и т.д.). Называя предметы и их части, ученики производят различного рода группировку, сортировку, выделяют четвертый лишний.
2. Называние действия или состояния предметов. Например, игра в лото, задача которой состоит в том, чтобы подобрать не менее двух, трех действий, так или иначе связывающихся с представлением об изображенном предмете.
3. Называние признаков. Так, в теме Продукты питания можно уточнить и расширить значение слов растительная и животная пища. Школьникам предлагается из ряда предметов (натуральных, муляжей, таблиц, картин) выбрать растительную или животную пищу.
4. Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий названия предметов, действий, признаков. Учитель обращает внимание детей на то, что предмет легко угадать, если в загадке употреблены точные слова, характеризующие его особенности. Учащиеся тренируются в самостоятельном составлении загадок, называя характерные признаки предмета. Например: Два колеса, руль, рама, багажник (по теме Транспорт).
Кто меня назвать не сможет?
Я на ежика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваше платье (по теме Одежда).
5. Сравнение двух предметов на основе определенных признаков (форма, размер, описание действия). Оживление в игру может внести соревнование : какое звено наберет больше общих (или различных) черт при сравнении двух предметов, таких, например как ковшик и дуршлаг (изучение темы Посуда) или манная и рисовая крупа (изучение темы Приготовление каши - 6 класс).
6. Анализ и синтез: выделение отдельных частей в предмете и узнавание целого по его частям. Здесь можно предложить игру в лото, на карточках которого нарисованы части различных предметов. Ведущий называет или показывает предмет, а ученики находят на своих карточках части названного предмета.
Работа над построением фразы – важная составная часть подготовки учащихся к овладению связной речью, поскольку предложение служит тем строительным материалом, из которого создается сложное целое – текст.
К этой группе упражнений можно отнести следующие:
1. Восстановление деформированного предложения. При этом слова могут быть даны в первоначальной форме (крем, обувь, для, сапожная щетка, чистка, пользоваться).
2. Ступенчатое распространение предложения. Например, по картинке составляется предложение ученик чистит ботинки. Предоставляется предметная карточка. Предложение распространяется: Ученик чистит ботинки щеткой. Задается вопрос: Как чистит ученик ботинки?. Следует ответ, увеличивающий предложение еще на одно слово. Для развития речи большую роль играет работа над планом и последующим использованием его в качестве наглядной опоры. Виды планов, которые могут быть использованы на уроках СБО, различны. Это картинный, символический и словесный планы.
Разнообразя работу по составлению текста, можно использовать различные виды планов. Так, картинный план, возможно, представить в виде отдельных предметных картинок (например, тема Режим дня, Приготовление различных блюд).
План в форме вопросительных предложений, поскольку он дает основу для продуцирования ответов, и таким образом облегчает детям задачу, используется, когда тема, по которой должен быть составлен рассказ трудна.
Так по теме Семья (VI класс) отбор материала представляет определенную трудность для умственно отсталых учащихся (непонятно, о чем рассказывать), поэтому лучше предложить школьникам вопросительный план, который помогает определить содержание связной речи, например:
1. Где живут твои родители?
2. Какая у вас семья?
3. Сколько лет твоим родителям?
4. Где они работают?
5. У тебя есть бабушка и дедушка?
6. Сколько лет твоей сестре, сестренке, твоему брату, братишке?
7. Где они работают, учатся?
8. Как ты помогаешь родителям во время каникул?
В процессе проведения этих упражнений учащиеся закрепляют в памяти признаки, присущие предметам, овладевают умением строить (вопросительные) предложения, поддерживать беседу, формировать связные высказывания и развернутые сообщения.
Одной из задач коррекционной школы является социальная адаптация умственно отсталых школьников, под которой понимается включение детей в общественную и трудовую жизнь в производстве и их устройство в быту.
Об уровне социальной адаптации школьника дают представление его рабочая квалификация, характер взаимоотношений с коллективом, отношение к труду, определенное развитие культурных потребностей и интересов. В связи со сказанным нам представляется важным формирование у умственно отсталых детей такого вида социально-бытовых умений и навыков, каким является деловое общение. Деловое общение способствует расширению и углублению знаний учащихся об окружающем мире, развитию у них анализирующей деятельности, развитию речи.
Умственно отсталые школьники испытывают затруднения при общении с окружающими. У них недостаточно развита инициатива в общении. Они легче вступают в контакт со знакомым человеком, с большим трудом – с незнакомым. Но и в том, и в другом случае школьники испытывают смущение, страх, что в непривычной обстановке может привести к прекращению общения.
Очевидно, что есть необходимость проводить специальную коррекционную работу по закреплению, совершенствованию знаний и формированию умений делового общения.
Одним из приемов, способствующих, формированию умений делового общения является проведение экскурсий с включением заданий практического характера.
На каждом занятии интересовало следующее:
- умеют ли учащиеся вступать в контакт, начать разговор с собеседником, правильно построить вопрос, достаточно ли спокойно и непринужденно чувствуют себя при этом;
- как развивается диалог, умеют ли дети получать сведения, необходимые для выполнения практического задания;
- как учитывается информация, полученная в процессе общения с собеседником, анализируется окружающая обстановка и разрешается затруднение, т.е. как выполняется практическая часть задания.
При организации общения с окружающими людьми ученикам оказывалась необходимая помощь. На первом этапе, в момент вступления детей в контакт, мы стремились побудить их к этому такими вопросами: Что тебе нужно узнать?, К кому ты хочешь обратиться?.
В процессе ведения диалога побуждала школьников получать недостающие сведения. Когда они испытывал затруднения, своевременная помощь педагога, его одобрение, уточняющие вопросы, касающиеся источников получения информации, одобряла их и активировала.
На заключительном этапе занятия, в момент использования сведений, полученных от собеседника, школьники принимали правильные решения с учетом условий окружающей обстановки.
При отправлении бандероли по почте нужно напомнить о необходимости заполнения почтового бланка воспользоваться тем или иным источником информации: взять образец или обратиться с соответствующей просьбой к окружающим людям.
Организация общения учащихся со знакомыми людьми при посещении различных служб в школе. Школьники, часто посещая во вспомогательных подразделениях школы, уже знают их назначение и знакомы с работающими там людьми. Вступая в разговор работниками школы, дети получали ответы на интересующие вопросы, а затем полученные сведения должны были использовать при выполнении заданий практического характера. Учитель должен заранее обговаривать тот объем информации, который сообщают взрослые детям, тем чтобы часть сведений учащиеся получали в беде самостоятельно.
Детям объявлялась тема занятия, намечались его цели и задачи. Беседуя с детьми, обсуждались возможные варианты разговоров и предлагались задания, которые ученикам предстояло выполнить.
Во время посещения школьного медпункта, учащиеся закрепляли знания о видах помощи, которая могла быть оказана им. всем предлагалось получить необходимые сведения по теме Уход за инфекционными больными, давались и индивидуальные задания: узнать, как нужно ухаживать за больным гриппом, как правильно измерить температуру, поставить горчичники. Учащиеся, которые испытывали затруднения в формулировке вопросов, делали необходимые записи, которыми они могли воспользоваться в беседе с медсестрой.
В дальнейшем задания усложнялись. После того, как тема разговора исчерпывалась, медсестра, беседовавшая с детьми, спрашивала, что школьники узнали нового, чему научились, и предлагала выполнить некоторые действия. Учащиеся приготовили раствор для полоскания горла, измеряли температуру.
Экскурсии, с включением заданий практического характера.
Выводы:
В реферате описаны ряд коррекционно-речевых приемов, которые применялись на уроках СБО в V – IX классах целью обогащения словаря и развития связной речи учащихся и осмысленного усвоения программного материала. Я исходила из того, что необходимо создание модели специального обучения по СБО, которая в известной мере обеспечила бы овладение учащимися технической лексикой, терминологией, произнесением слов, определенными грамматическими формами, практическим умением построения предложений и в пределах тематики уроков СБО – связной диалогической, а затем и монологической речью.
Учащимся сложно выполнять практические работы и давать ответы на вопросы учителя. Поэтому, начиная с первых уроков учителю следует, не только учить тем или другим приемам, но важно, прививать умение связывать трудовые действия, практические задания и их выполнение с речью.
В результате применения описанных приемов обучения происходят положительные сдвиги в развитии речи учащихся – обогащается словарный запас, слова-термины находят активное употребление в самостоятельной речи.
Для того, чтобы учащиеся успешно овладевали устной речью, необходимо, чтобы они практически пользовались ею, вступали в контакт с взрослыми и со сверстниками во время проведения практических занятий, сюжетно-ролевых игр и экскурсий, т.е. обладали определенной речевой активностью.
Наблюдения показали, что яркие впечатления, полученные школьниками во время экскурсий, создавали надежную основу для активизации их речевого общения во время выполнения игрового сюжета. Были организованы экскурсии в торговые, промышленные предприятия, медицинские и культурно- просветительские учреждения. После посещения продовольственного магазина в кабинете устраивается магазин, и каждая бригада, получив меню, покупает продукты, необходимые для приготовления указанных в меню блюд.
Во время работы по развитию речи учитель должен помнить, что на занятиях не может быть учащихся-наблюдателей. Все школьники независимо от их психофизических возможностей должны участвовать на уроке и овладеть умением общения, что весьма важно для умственно отсталых детей.
Литература.
1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986 г.
2. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. М., 2002 г.
3. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М., 1971 г.
4. Сафоненко В.М. Залог долгой жизни изделий. Минск, 1990 г.
5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994 г.
6. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М., 1999 г.
7. Алышева Т.В. Олигофренопедагогика. М. Дрофа, 2009г.
8. Львова С.А. Справочник выпускника. М. ВЛАДОС, 2009Г.
9. Дерябина С.П. Социально-бытовая ориентировка, 5-9 классы. Издательство Учитель2012г.
HYPER13PAGE HYPER15
19