«Развитие речи старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"отчет из опыта работы | Крылова Инна Юрьевна. Работа №239985
Автор: Крылова Инна Юрьевна
Отчет из опыта работы
«Развитие речи старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности
цель работы:
Обогащение детей духовно и нравственно через театрализованную деятельность.
1 слайд
Обобщила и распространила среди педагогов ДОУ опыт работы по теме «Развитие речи старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности"
Материал подготовила: воспитатель Крылова И.Ю.
Введение
Приоритетным направлением моей педагогической деятельности вот уже второй год является духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В этом году решила продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию детей.
Составила перспективный план по теме самообразования ««Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в совокупности с творческой мастерской «Театральной студией «Дорогою добра», в котором указаны тематика, виды творческой деятельности, педагогические задачи, интеграция различных видов деятельности и сроки проведения.
2 слайд
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
3 Слайд
Исходя из всего выше сказанного, была определена цель работы:
Обогащение детей духовно и нравственно через театрализованную деятельность.
4 Слайд
На пути достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Задачи для детей:
Повышать культуру речевого общения, развитие связной
,
её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Воспитывать гуманные чувств
а
детей:
формировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
Воспитывать чувство коллективизма:
формировать у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива; закреплять культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей; развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников; поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
5 Слайд
Сегодня хочу подробнее остановиться на первоначальной задаче: «Повышать культуру речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей посредством театрализованной деятельности» и поделиться опытом проделанной работы в этом направлении.
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Поэтому театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого ребенка и его родителя.
В своей работе опиралась на принцип единства: деятельность с детьми, взаимодействие с педагогами, сотрудничество с родителями.
При организации деятельности детей, использовались следующие формы и методы работы:
6 Слайд
Чтение и рассказывание сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам, мультфильмов и беседа по ним
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
7 слайд
Инсценировки, игры-диалоги
В своей работе согласно поставленной цели «Обогащение детей духовно и нравственно через театрализованную деятельность» практикую использование инсценировок сказок, игр-диалогов, мини сценок экологической и духовно-нравственной направленности.
Не у всех детей еще все получается. Некоторые дети, стесняются выступать на утренниках перед большой аудиторией, а в группе таких же сверстников, чувствуют себя более уверенно, раскрепощённо. У детей наблюдалась неустойчивость внимания, трудность при ориентировке в пространстве, бедность словаря, нарушение грамматического строя речи.
Поэтому совместно с логопедом в систему коррекционной работы с нашими детьми включали игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов на напряжение, расслабление мышц, проводим артикуляционную гимнастику, что несомненно благоприятно влияет на дальнейшее речевое развитие.
Заметен результат: активизировался словарь, дети стали чаще употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивается диалогическая и монологическая формы речи, память, мышление, воображение.
Не мало важный момент, ребята получают положительный эмоциональный заряд от показа сценок, приобретают веру в свои силы, повышается самооценка детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
8 слайд
Разыгрывание сюжета сказок с помощью настольного и кукольного театра
пользуются у детей неизменной любовью, доставляют радость, вызывают активный интерес, увлекают их. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ.
Интересно наблюдать за детьми в процессе свободной театрализованной игре. Для себя отметила их достижения:
- стали взаимодействовать с партнёром;
- проявлять интерес к самостоятельной игре с кукольными персонажами (би-ба-бо, пальчиковыми, плоскостными фигурками, сюжетными игрушками).
- более совершенно владеть техникой кукловождения;
- умело использовать средства театральной выразительности: интонацию, мимику, жесты, движения.
- Для работы с детьми было подобрано и разработано следующее дидактическое обеспечение: подборка русских народных сказок по возрасту детей и подборка электронных образовательных ресурсов по русским народным сказкам, куда входят мультимедийные презентации.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических мероприятиях, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
9 Слайд
Хочется отметить что наши родители откликаются и стараются содействовать педагогам в работе с использованием театрализованной деятельности, а именно: были проведены совместные мероприятия с их участием: семейный клуб на тему «Семейные забавы», две акции: «Милосердие» и «Мы желаем не стареть и душою молодеть». В этих мероприятиях наши ребята показали театрализованные постановки «Земля наш общий дом» или «Добрая история», «Спор овощей», а родители выступали в стихотворных флэш-мобах. Для проведения эффективной работы по инсценировке литературных текстов, заучивании стихов в домашних условиях родители получали рекомендации в виде консультаций: «О роли родителей в развитие речи ребенка», «Играйте вместе с детьми», «Игра инсценировка как средство развития речи ребенка», «Роль художественной литературы в развитии речи детей». В уголок для родителей мы регулярно размещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми. Помимо всего выше перечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов.
Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что у детей проявился активный интерес к театрализованной деятельности. Помимо речевых умений у детей наблюдается положительная динамика в духовно - нравственном воспитании. Значительно улучшился эмоциональный микроклимат в группе. Дети проявляют отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству с взрослыми и сверстниками.
Добившись определенных результатов в работе по данной теме, мы не стоим на месте. В настоящее время находятся в разработке следующие мероприятия: совместный семейный клуб «В гостях у сказки». Запланированы театрализованные постановки, согласно тематическим неделям и народным праздникам.