«Развитие словесного творчества дошкольников в процессе составления загадок ».

Автор: Милькевич Ольга Васильевна

Проблема творческого развития ребёнка дошкольного возраста сегодня - одна из актуальных. Современные психологи и педагоги воплощают в практику нетрадиционные методы и способы.  Ребёнок от рождения имеет способность воспринимать окружающий мир с оптимизмом и творить в нём.[3]. Слово «творить»  в русском языке имеет два противоположных значения. Первое связано с созданием того, чего раньше не существовало, а потому имеет оттенок восхищения, преклонения перед этим новым явлением. Второе обозначает разрушение, того, что было создано другими и имеет дополнительное скептическое звучание, проявляющееся во фразе: «Ну, ты и натворил!». В этих двух значениях заключается всё многообразие детского творчества. В процессе созидания ребёнок часто творит, разрушая. В детстве творят все, и реальная проблема этого возраста не проблема творчества, а проблема его отсутствия.[2].

          Игры со словом очень важны для детей. Игры со словом помогают развивать у ребёнка его природное  языковое чутьё, подготавливая его к дальнейшему обучению в школе. Загадки помогают активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего гармонического развития. Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, развивать любознательность.

    Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Загадки – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, образны, легко запоминаются. Это маленькие поэтические произведения, построенные на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явления языка, и искусства, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это – как «живая вода» для детей, потому что народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, точности высказывания.

    Детей надо с ранних лет вводить в многоцветный мир слова, в разных  ракурсах и аспектах знакомя с тем, что составляет строительный материал родного языка.

При реализации образовательной области «Коммуникация» учу детей придумывать и сочинять загадки. Все дети, с раннего возраста, знакомы со стихотворениями А.Л.Барто «Игрушки».[1]. На материале этих простых, но чрезвычайно образных коротких стихотворений начинаю работу по сочинению загадок. Например, «Уронили мишку на пол, оторвали мишки лапу. Всё равно его не брошу, потому что он хороший». Предлагаю детям заменить слово – предмет «мишка» на местоимение «он». Получается: «Уронили его на пол, оторвали ему лапу, всё равно его не брошу, потому что он хороший». Получилась загадка, которую дети легко отгадывают. И в дальнейшем, сами сочиняют загадки о зайке, слоне и др. персонажах:

       Спать пора, уснул бычок,

       Лёг в коробку на бочок,

       Сонный мишка лёг в кровать.

       Только он не хочет спать,

       Головой кивает он,

       И кому – то шлёт поклон. (Слон).

 

      Его бросила хозяйка,

      Под дождём он оказался:

      Со скамейки слезть не смог -

      Весь до ниточки промок. (Зайка).{1}

Слово «творчество» в данном случае сочинение загадок выступает в противоположных значениях: «разрушены» стихи из цикла «Игрушки», на этом же материале созданы загадки.

    Сочинение загадок можно проводить как на непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное от них время, в режимных моментах,  например, на прогулках, наблюдая за явлениями природы, птицами, растениями.

     Перед прогулкой познакомим детей с коротким образным стихотворением об одуванчике:

 Носит одуванчик

          Жёлтый сарафанчик.

 Подрастёт - нарядится

 В беленькое платьице.

    На прогулке дети наблюдают за одуванчиком, за изменением его цвета, это интересно и необычно. Без труда сочиняется загадка:

              Этот цветочек

             Носит жёлтый веночек.

             Подрастёт - нарядится

             В беленькое платьице. (Одуванчик).

     Все дети знакомы с простым, незатейливым цветком – колокольчиком. Сочиняется по аналогии с загадкой об одуванчике такая загадка:                                                                                  

            - Что за цветочек?                                                                                                                 

              Синий звоночек. (Колокольчик).

    Впоследствии предлагаю сочинять загадки о перелётных птицах. Весной, беседуя об изменениях в жизни птиц, о признаках весны, обращаем внимание детей, но то, что происходит с птицами, когда они прилетают в родные края: вьют гнёзда, живут рядом с нами. А что будет осенью: наступят холода, птицы соберутся в стаи и улетят в тёплые края. Примерными вопросами, направляем детей на сочинение загадок:

- Что делали птицы, когда прилетели весной к нам в город? (Пели песни, вили гнёзда)

- А как ласково сказать о гнёздах? (Гнёздышки)

- А где жили птицы по отношению к нам? (Около, рядом; рядом с нами).  - Что произошло осенью? (Наступили, настали холода).

- И что мы делали, когда провожали птиц? (Прощались с ними).

 Вот из ответов детей у нас и получилась загадка о перелётных птицах:

    - Гнёздышки вили, рядом с нами жили.

      Холода настали, мы прощаться стали.

    После знакомства с загадками по теме «Домашние животные», можно предложить сочинить загадки, состоящие из одного слова. На что похожа кошка (собака, корова, лошадь)? Или, с чем их можно сравнить? И дети на основе загадки: «Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк», сочиняют загадку о собаке – «замок», на основе загадок о кошке, сочиняют такую загадку «мышеловка», на основе знаний о корове сочиняется загадка «кормилица», о лошади «стрела», потому что лошадь мчится быстро.

    Сочинение загадок поможет сделать жизнь детей более интересной и радостной. Сочинение загадок – это творчество, а при творчестве появляется идея, появляются стихи – загадки, которым «цены нет». Литературное творчество дошкольников имеет значение исключительно для них самих и для тех взрослых, которые могут чувственно, без равнодушия, воспринять литературное творение ребёнка. Почувсвовав равнодушие взрослых, ребёнок теряет интерес к своим сочинениям, расценивая их как незначительные и неценные в мире, в котором ему предстоит жить.

 

Литература:

 

1.     А.Л.Барто «Игрушки». РИО «Самовар». 2004.

2.     Е Н.Николаева. «Психология детского творчества». Издательство Питер. Москва, Санкт- Петербург, Нижний Новгород. 2010.

 

1.     3.Л.С.Выготский. «Мышление и речь». М. Просвещение. 1991.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x