"Развитие словотворчества детей дошкольного возраста методами и приёмами развивающего обучения"

Автор: Мартынова Ольга Анатольевна

ФГОС определяет современные требования к усвоению программы дошкольного образования. Эти требования представлены в виде ориентиров, которые представляют собой социально – нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одним из основных компонентов структуры содержания дошкольного образования, согласно ФГОС: является познавательно – речевое развитие. К целевым ориентирам данного компонента относятся: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, обладает развитой литературной речью, проявляет интерес к словесному искусству.

Дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии всех психических процессов, а особенно речи.

Творческие способности детей, креативное мышление особенно ярко проявляются в словотворчестве. Словотворчество или новообразования – явления, которое издавна имеет место в речи, а в науке о языке закреплено как окказионализм. Дети, особенно в старшей, подготовительной группе должны знать, что словотворчество имеет место в жизни, оно известно, и значимо для речи. Именно при помощи словотворчества писатели и поэты находят возможность более точно и образно охарактеризовать ситуацию; при  помощи словотворчества создаются смешные слова, словосочетания. Важно уметь так образовывать слово, чтобы оно нашло место в язык, запомнилось, понравилось другим людям и использовалось ими. Образовательная программа» Детство», которая реализуется в ДОУ, содержит отдельные цельные компоненты, среди которых определено важное место речевому развитию дошкольника. Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитию связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Многие исследователи отмечают, что словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. В ходе изучения теоретического материала я выяснила, что в нашей стране изучением детской речи занимались следующие ученые: Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова. На современном этапе темой словотворчества детей продолжают заниматься российские ученые: В. К. Харченко, Цейтлин и др.

Проводя анализ речевого развития детей на начало старшего дошкольного возраста, мы обратили внимание, что у детей отсутствует интерес к малым формам народного фольклора, не все дети понимают сюжет сказки, смысл пословиц, метафор. Ребята не различают жанры поэзии и прозы, речь недостаточно образна и выразительна. Перед нами встала проблема: используемые нами средства обучения не эффективны, не позволяют решить данную задачу. Проблема продиктовала противоречие между программными требованию к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста и средствами обучения, которые не эффективны в развитии детей по данному направлению.

Чтобы разрешить данное противоречие была продумана идея: найти эффективные средства для развития детского словотворчества в полном объёме. Была поставлена цель: изучить методическую литературу, чтобы выявить при каких условиях происходит процесс развития словотворчества детей, какой методический «инструмент», или инновационная технология может быть успешно применена в рамках данного направления.

В ходе анализа методической литературы выявили следующие методы и приемы, позволяющие развивать процесс словотворчества детей. Ими стали:

Игры – драматизации, импровизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Такие виды игровой активности создают естественные условия для возникновения языковых игр.

Такие игры предлагали: Г. Швайко «Игры, игровые упражнения для развития речи» (М. Просвещение, 1988);

Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Под редакцией Сохина Ф. А. (М. Просвещение, 1991);

М. Андрепасова «Народная игра, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению» (Дошкольное воспитание 2007г, №3);

З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» ((М. Просвещение, 1991);

Работа с загадками, автор Т. Н. Ломбина. В ее методики много игр по работе со сказкой: «Сказки от пословиц», «Сказки от превращений», «Сказки о временах года, запахах и звуках», «Сказки от одного слова».

Методика использования малых фольклорных форм, автор Г. Клименко.

Дидактические игры, предложенные С. Кудрявцевой. Направлены на развитие у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей.

Интересна и многогранна методика Л. Б. Фесюковой, развивающая образное ти логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь.

Мнемотехника или – алгоритмы. Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная методика помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику руки. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Метод моделирования сказок как средство развития речи детей дошкольного возраста. Направлен на освоение специальных средств литературно – речевой деятельности, ознакомления детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения), развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи. Технология программы «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, В. В.В. Холмовского.

Т. А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко предлагают использование методов и приемов ТРИЗ – технология, которая располагает конкретными приемами, методами для развития речевого творчества детей. Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Они позволяют сделать традиционное обучение развивающим.

Чтобы достигнуть высоких результатов в развитии детей по данному направлению, я решила использовать данные формы работы по развитию речевого творчества детей. Приемы развивающего обучения совершенствуют, модернизируют, дополняют традиционные формы работы.

Принимая во внимание и учитывая специфику отобранных методов и приемов в процессе обучения дошкольников по данному направлению, мы определили следующую цель: создание условий для творческой речевой деятельности дошкольника.

Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:

·         Организовать развивающую речевую среду в группе (обогатить дидактическими пособиями, подобрать литературные произведения адекватно возрасту детей для обучения и развития словесного творчества).

·         Организовать специальное обучение словотворчеству детей не только на специальных занятиях, но и других режимных моментах, с использованием методов и приемов развивающего обучения.

·         Организовать консультативную помощь родителям по данному направлению.

На первом этапе работы были созданы условия для речевой деятельности дошкольников. Речевой уголок был пополнен дидактическими играми с речевым содержанием.

С целью привлечения интереса детей к сочинению сказок в речевой уголок были помещены мнемотаблицы к знакомым сказкам.

Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно оформленный книжный уголок группы, поэтому он был оснащен художественной литературой разного жанра, в соответствии с возрастом детей.

В уголке развития речи поместили альбом «Речевое творчество», где были представлены схемы для составления описательных рассказов, схемы стихосложения, составления загадок, историй разного типа: реалистического и фантастического.

Для развития речевого творчества организовали музыкально – театральную зону, где были представлены: кукольный, настольный, пальчиковый и варежковый театры. Детям предоставлялась возможность проявлять речевое творчество при воспроизведении сказок, стихотворений, как собственного сочинения, так и из литературного опыта.

Так же среда обогатилась тризовскими дидактическими пособиями: схемами – таблицами по составлению сравнений, загадок, метафор, лимериков.

В нашем детском саду  под руководством старшего воспитателя работает творческая группа по изучению и внедрению инновационной технологии ТРИЗ в образовательный процесс. Я являюсь членом данной творческой группы.

Согласно плану мероприятий творческой группы, я определила для себя следующе этапы работы по развитию словотворчества детей.

Авторы данной технологии предлагают начать работу по речевому творчеству с умения составлять загадки. Работа в этом направлении имеет следующую цель: развивать способность к анализу, обобщению, формирование умения самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умения ярко и лаконично передавать образы предметов.

И строилась по следующему плану:

- Нахождение схожих предметов, по какому – либо признаку в окружающей обстановке;

- С помощью предметных картинок дети учились анализировать и сравнивать разные предметы, искать образные сравнения;

- Введение модели, с помощью которой дети учатся отгадывать загадки;

-Ознакомление с моделью составления загадок, используя методы ТРИЗ. Коллективное составление загадок.

Обучение детей по составлению загадок шло по определенной методики от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает модель и объект загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью. Загадки составлялись по моделям. Сначала графы таблиц заполнялись рисунками детей, затем загадка записывалась печатными буквами, таким образом, создавался альбомчик «Загадки от ребят».

В результате первого этапа у детей развивались наблюдательность, внимание, воображение, формировалось умение рассуждать, анализировать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

На втором этапе шла работа по составлению метафор. По определению философов, метафора – это перенос свойств одного объекта на другой, основанный на скрытом сравнении. Работа с детьми по обучению составления метафор шла по определенным этапам. Предварительным этапом стало знакомство детей с творческими играми и заданиями, которые учили детей выделять характерные и специфические значения признаков объектов, разные значения  к одному признаку. Затем прошло знакомство детей с моделью составления метафор. Практическая работа проходила на основе рассматривания сюжетных картин, анализа героев художественных произведений. Загадочные фразы составлялись в НОД по развитию речи, на речевых досугах, в совместной деятельности взрослого и детей в свободное от занятий время.

Так же одна из методик, которая нами была использована в работе с детьми по развитию речевого творчества, стала методика ТРИЗ – технологии по составлению дошкольниками рифмованных текстов – лимериков. Работа с детьми по данной методике строилась в определенной последовательности. Сначала проводились игры с детьми по картине разного сюжета: «Складушки – ладушки», в которой подбирались существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой. Игра «Складные картинки» учила детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. Через игры «Придумай рифмованное слово», «Придумай рифмованные строчки» дети учились самостоятельно подбирать рифмы к разным частям речи, а так же составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Игра « Составляем лимерик» познакомила детей с моделью составления лимерика. Изначально ребятам было сложно составить даже двухстрочники, но с каждым разом стихи получались все интереснее по содержанию и больше по размеру строк. Нужно отметить, что в основном лимерики составлялись на основе анализа художественных произведений природоведческого характера. Например, лимерик по произведению Мамина - Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишку – короткий хвост».

Жил – был Мишка.

Он был веселый шалунишкой.

Однажды он в болото попал

И жить комарам помешал.

Раздавил он их целую кучу,

Налетели они на него тучей.

Искусали весь нос, Еле он ноги унес,

Вот какой бедненький Мишка.

Так же в своей практике с детьми использовала обучение детей рассказыванию по серии  сюжетных картин, с использованием мнемотехники. Цель данной работы: развитие памяти, мышления, воображения, внимания и мышления и речевой деятельности детей. Продуктивная деятельность детей по данной методике шла под руководством воспитателя по изготовлению мнемотаблиц по знакомым сказкам.

Используемый в практике метод моделирования сказок, знакомил детей с сериационным видом моделирования. Цель данного метода формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки, выделять в литературном произведении эпитеты, сравнения и активно их использовать при описании предметов, пересказе сказок сочинении историй. Продуктивная деятельность детей: моделирование сказок.

Свою работу с детьми по данному методу я построила на уже знакомых детям сказках. Дети вспомнили и называли персонажей сказки, уточняли, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассматривали картинки из этой сказки, выкладывали мозаику отдельных кусочков сказки, обыгрывали сказку, используя настольный театр. В свободное время дети рисовали эпизоды из сказок, лепили героев. Когда вся предварительная работа была проделана, мы предлагали детям условные заместители персонажей сказки – это: кружочки, полосочки, квадратики и др. «близкие вещи». Дети отмечали, чем они похожи и чем отличаются (цветом, размером). Например, к сказке «Репка» мы отобрали шесть персонажей – полоски одинакового размера, но разной величины (от самой высокой, до самой низкой), репка была желтым кружочком. Дети быстро выложили сказки и рассказали ее без труда. В другом варианте мы использовали геометрические фигуры: квадратики и кружки, одинакового размера, но разного цвета. Дети быстро выбирали нужные по цвету фигурки. Выкладывали и рассказывали сказку. Дети быстро освоили сериационный  метод моделирования, всегда с интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту). Так же нужно отметить, что анализируя  сюжет сказки, мы часто предлагали детям разрешить проблемы героев. Через решение проблем выходили на сказку на новый лад (с новой концовкой).

Сочинение историй по методу «бином фантазии» (интересная история, в которой увязываются два случайно выбранных и разных по смыслу понятия или герои различных сказок). Необходимость придумать необычную занимательную историю значительно  повышала творческую речевую активность детей.

В результате мы получили продукт творческой деятельности:

- «Наши сказки»

- «Любимые сказки на новый лад»

- «Волшебство Золотой рыбки»

- «Волшебная путаница»

- «Теремок на новый лад»

- «Зимние истории».

Родители как часть образовательного процесса так же были вовлечены в данную деятельность. Через родительские собрания, семейные гостиные, групповые консультации, неделю открытых дверей, совместные досуги, выставки, беседы, наглядно – текстовую информацию мамы и папы узнавали значимость внедрения  в работу с детьми  методов и приемов ТРИЗ. На практических семинарах  вместе с детьми  родители сочиняли сказки, истории..

Так же нами родителям были даны рекомендации завести специальную папку, куда помещались наиболее удачные рисунки, сказки, сочинённые ребенком. Такая форма фиксации продуктов  творчества  помогала ребенку направлять свое воображение  на создание  законченных и оригинальных  произведений. А затем совместно с родителями создавали альбом, куда собирали интересные высказывания, умозаключения, стихи, рассказы, сказки, фантастические истории, придуманные детьми и их родителями, которые размещались в книге «Мы – фантазеры». Такая работа способствовала проявлению творческой активности родителей, интереса к творчеству собственных детей. 

Подводя итог своей работы, могу сказать, что на каждом занятии по развитию речи, в свободное от НОД время нами используется игровой прием или сюрпризный момент (приход игрового персонажа, письма), создающие проблему для детей, мотивацию, дающую толчок к творчеству детей.

В результате постоянного включения методов и приемов инновационных технологий в НОД, свободную деятельность, у детей значительно снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость. У дошкольников значительно расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное , эмоциональное отношение к занятиям. Постепенно развивается логическое мышление, речевая и общая активность, развиваются все стороны речи дошкольников.

Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения прилагательные.

На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно составлять загадки, сочинять лимерики.

Использование ТРИЗ на занятиях по развитию речи дает очень хороший результат. Речь детей становится образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневной жизни.

Перспективами на будущее считаю, внедрять в практику работы с детьми данные методы и приемы. Дать детям инициативу, тем самым сделать данную деятельность более мотивированной.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x