Развитие связной речи с помощью мнемотаблицы. ☼
Автор: Чамыян Азиана Алексеевна
Консультация для родителей.
«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей в группе ОНР»
Подготовила : воспитатель
Чамыян А.А.
Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми проблемами. Каждой маме хочется, чтобы ее ребенок пошел в первый класс подготовленным не только умел читать, считать, но и владел правильным звукопроизношением, умел связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, использую прием мнемотехники.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Ис¬пользование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Через мнемотаблицы я знакомлю детей с сезонными явлениями природы. С этой целью использую обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна».
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней елки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.
Описательный рассказ о зайце.
Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «3» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. В ходе НОД я помогаю детям вопросами: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?» В НОД включаю различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, по¬говорок, народные приметы и т. д. Основной частью НОД является составление описательных рассказов, заучивание стихов, рассказывание сказок, поговорок.
Сказка «Маша и медведь».
Сказка «Рукавичка».
Наша Таня, громко плачет, уронила в речку мячик
Тише Танечка не плачь, не утонет в речке мяч.
Расскажи о себе.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Груши - это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов.
Таким образом, с помощью этого инновационного метода, мне удается достичь следующих результатов:
- у детей появляется желание пересказывать сказки и рассказы, как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас, что очень важно для будущих первоклассников;
- дети преодолевают робость и застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, так как каждому ребенку хочется рассказать свой личный рассказ по своей схеме;
Я считаю, что метод мнемотехники можно и нужно применять в дошкольном возрасте, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Литература:
1. С.В.Бойкова «Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников» Издательство Каро-2005г.
2. Т.В.Большова «Учимся по сказке» СПб ,Детство Пресс- 2001г.
3. Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2009г.