Развитие связной речи с помощью мнемотаблицы.

Автор: Чамыян Азиана Алексеевна

Консультация для родителей.

«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей в группе ОНР»

 

Подготовила : воспитатель 

Чамыян А.А.

 

Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми проблемами. Каждой маме хочется, чтобы ее ребенок пошел в первый класс подготовленным не только умел читать, считать, но и владел правильным звукопроизношением, умел связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. 

Монологическая речь более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, использую прием мнемотехники. 

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Ис¬пользование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Через мнемотаблицы я знакомлю детей с сезонными явлениями природы. С этой целью использую обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». 

 

 

 

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней елки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

 

 

Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

Описательный рассказ о зайце.

 

 

Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «3» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. В ходе НОД я помогаю детям вопросами: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?» В НОД включаю различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, по¬говорок, народные приметы и т. д. Основной частью НОД является составление описательных рассказов, заучивание стихов, рассказывание сказок, поговорок.

 

 

 

 

 

Сказка «Маша и медведь».

 

Сказка «Рукавичка».

 

 

 

Наша Таня, громко плачет, уронила в речку мячик

Тише Танечка не плачь, не утонет в речке мяч.

Расскажи о себе.

 

 

   

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

 

 

Груши - это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов.

Таким образом, с помощью этого инновационного метода, мне удается достичь следующих результатов:

- у детей появляется желание пересказывать сказки и рассказы, как на занятии, так и в повседневной жизни;

- расширяется круг знаний об окружающем мире;

- активизируется словарный запас, что очень важно для будущих первоклассников;

- дети преодолевают робость и застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, так как каждому ребенку хочется рассказать свой личный рассказ по своей схеме;

Я считаю, что метод мнемотехники можно и нужно применять в дошкольном возрасте, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

                              Литература:

1. С.В.Бойкова  «Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников» Издательство Каро-2005г.

      2. Т.В.Большова «Учимся по сказке» СПб ,Детство Пресс- 2001г.

      3. Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении       рассказыванию детей дошкольного возраста»  Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2009г.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x