«Развитие творческих и художественно-эстетических способностей, как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности»

Автор: Батуева Таисья Михайловна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

        Потребность общества в личности нового типа  – творчески активной и свободно мыслящей – несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Эта задача успешно может быть решена в рамках предметов «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

 

     Предметы «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

 

  - это творческие предметы, которые предоставляют большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. 

 

   Тема самообразования: «Развитие   творческих и  художественно-эстетических способностей, как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках  и во  внеурочной  деятельности» является         актуальной  т.к. в любое время необходимы   люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.

 

    Своей ведущей педагогической целью считаю – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предметов решаю следующие задачи:

 

·         привитие знаний и умений по предметам технология, изо, музыка;

 

·         формирование политехнических знаний;

 

·         экологической культуры;

 

·         развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи;

 

·         обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда;

 

·         развитие эстетического чувства и художественной инициативы.       

 

       На  своих уроках  использую различные пути для развития творчества: это коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.

 

      Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально для каждого класса, здесь можно варьировать способами  развития творческих способностей, комбинировать их.  На уроках  создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.          

 

     Важным средством приобщения учащихся  к творчеству, развитие их способностей  является приобщение их к свободной  импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы мои уроки были уроками творчества, на них я создаю определенные условия: атмосфера  раскованности, отсутствия боязни быть  непонятым  или осмеянным, никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.

 

      С первых дней в классе стараюсь создать такую обстановку, в которой дети могут научиться выражать свои мысли. Даю такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика, смогут научиться оценивать и обосновывать свою оценку.  Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.

 

Для развития творческих способностей учащихся использую различные методы  учебного  познания:

 

·         Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи.

 

·         Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что?  Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

 

·         Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической  форме (эскиз проекта или его словесное описание).

 

·         Метод ученического планирования. Этот метод  предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.

 

·         Метод самоорганизации обучения.          Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).

 

·         Методы  проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность.

 

   Учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

 

   - самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

 

   - планирует варианты решения проблемы;

 

   - делает выводы;

 

   - анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

 

      Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».

 

     На моих уроках учащиеся выполняют различные типы проектов, чаще всего это практико-направленные и творческие проекты. Темы проектов по предметам дети определяют самостоятельно.

 

    Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику, уточнять свои профессиональные планы.

 

    Использование компьютера на уроке, во внеурочное время позволяет сократить время на разработку эскиза, развивает художественный вкус, формирует навыки компьютерной грамотности. Содержательные презентации позволяют обеспечить наглядность при изучении нового материала. Использование компьютера в образовательном процессе, безусловно, важно, т.к. позволяет учащимся решать и творческие задачи.

 

     Мой педагогический принцип: «Всё творчески, а иначе зачем?». Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.

 

     Результатом моей работы является:

 

     1)    Трудно творить без определённого запаса знаний. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения.

 

       2)    Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.

 

      3)    Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.

 

      4)    При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

 

    5)    Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится  понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками  образовательного процесса.

 

      6)    Творчество детей проявляется в работах, которые ежегодно выставляются сначала в школе на выставке декоративно - прикладного творчества, а затем лучшие работы участвуют в районной выставке декоративно - прикладного творчества, где занимают призовые места.

 

     7)    Учащиеся участвуют в оформлении зала для школьных мероприятий. К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки родным и близким людям.

 

     8)    Предмет «Технология», «Изо», «Музыка» для большинства учащихся является самым любимым предметом школьной программы. Так приятно слышать от детей, когда они приходят с каникул и говорят: « Как мы соскучились по вашим предметам».

 

       Творческие способности мною развиваются не только на уроках, но и во внеурочное время. Одним из средств активизации творческого потенциала личности детей является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Внеурочная деятельность по программе «Бумажная пластика» ведется для детей 1-4 классов, где дети реализуют свои способности, таланты, возможности и актерские способности: изображают героев сказок, вспоминают особенности голоса, движений сказочных героев.

 

Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.

 

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. 

 

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

 

А творческий учитель тот, кто…

 

- участвует в экспериментальной работе школы;

 

- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится   рационализировать тематическое и поурочное планирование;

 

- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

 

- уважает личность ученика;

 

- дифференцирует объем и сложность заданий;

 

- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

 

-  развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

 

- педагог содействует ребенку в формировании положительной концепции, самопознания и творческого самопроявления;

 

                Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.                                                      В своей дальнейшей педагогической деятельности я буду продолжать работу над развитием творческих способностей детей, искать новые пути и методы работы. 

 

       Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей  школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x