Статья "Развитие творческих способностей детей средствами креативного рисования". Автор: павина елена юрьевна

Автор: павина елена юрьевна
семинар - практикум для педагогов


Автор: павина елена юрьевна

 

 

 

Семинарпрактикум для педагогов

Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами креативного рисования»

Подготовила: Павина Елена Юрьевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 18 «Полянка»,

г. Норильск, Красноярского края.

 

 

 

 

 

 

- 2019 -

Девиз моей деятельности:

 

Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов в области художественного-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить педагогов с различными креативными техниками рисования, способствующих развитию творческих способностей и интереса детей к художественно-эстетической деятельности (рисование шаром марбл; изготовление воздушных красок из муки;рисование пеной для бритья); рисование овощами.

- поделиться практическими умениями в области изобразительной деятельности с использованием креативных методов в рисовании.

- повысить уровень практических навыков у педагогов в области применения креативных техник рисования.

Методы и приемы:

Репродуктивный и практический

Оборудование:

Столы, стулья для педагогов; материалы для практической деятельности –краски гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы, палитры для смешивания красок, тарелочки, салфетки, мука, пена для бритья, овощи, фрукты, коробки, шар марблc.

Предварительная работа:

Поиск специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования.

Ход проведения семинара - практикума.

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на семинаре-практикуме тема которого «Развитие творческих способностей детей средствами креативного рисования»

Начну с предисловия. Любое мероприятие - оно как яблоки на дереве, ждешь одно, а получаешь другое. Я вам предлагаю взять по зеленому бумажному яблоку и написать, что вы ожидаете от сегодняшнего семинара.

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции(анализ, синтез, сравнение), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель проведения семинара-практикума: познакомить вас,уважаемые педагоги, с различными креативными техниками рисования на занятиях по изобразительной деятельности, путем экспериментирования используя необычные материалы для рисования, что позволит развить творческие способности и вызовет интерес к художественно-эстетической деятельности у дошкольников.

У всех на устах звучит слово «креативность». Что же это такое? Слово пришло в нашу речь из английского языка, и является аналогом слова (creativityтворить, создавать) означает уровень творческой одаренности. Способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления.

Детей с раннего возраста всегда привлекает рисование. Таким способом они пытаются отразить свое впечатление об окружающем мире. Но от некоторых детей часто слышу, что у них ничего не получиться, даже не пытаясь пробовать. Размышляя над этим вопросом «почему есть такая проблема у детей, которые рождены творить» используя различную научную психологическую и педагогическую литературу. Меня заинтересовало рисование нетрадиционными способами.Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, нестандартно. Творческое воображение особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте, и если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, тем самым обедняем личность ребенка.

Рисование нетрадиционными способами увлекательно тем, что в ней можно использовать различные ненужные интересные вещи (проще говоря, бросовый материал): зубная щетка, пробки, пенопласт, катушки ниток, свечи, шишки и многое другое. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что отсутствует слово «нельзя». Дети при этом ощущают незабываемые положительные эмоции. Такие занятия снимают у детей страх, что тормозит развитие пространственного мышления, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает детей к творческим поискам и их решениям, развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия, развивает мелкую моторику рук.

Нетрадиционные техники рисования являются средством всестороннего развития дошкольников. Рисование нетрадиционными техниками является одним из важнейших средств формирования умственных, познавательных, эстетических и творческих способностей. Так же пробуждает эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе и нравственно – трудовую сторону личности ребенка.

Виды креативных техник рисования:

- рисование своими руками (рисование пальцами и ладошками)

- рисование по мокрому листу – это соединение жидкой краски с влажным листом, что создает эффект расплывчивости контура, это дает возможность ребенку фантазировать.

- монотипия – это отпечатывание симметричного оттеска рисунка на другой половинке листа.

 

- кляксография обычная и трубочкой включает в себя, знакомство с новой техникой, видами её выполнения.

- рисование шаром «марблc»предусматривает знакомство детей с техникой рисования с помощью стеклянного или пластикого шарика.

- оттиск мятой бумагой

- рисование воздушными красками

- оттиск печатками из природного материала

- рисование пеной для бритья.

- рисование техникой «Граттаж» - способ выполнения рисунка путем процарапывания на листе бумаге пером или острым инструментом бумаги или картона. Рисунок выполнен в этой технике отличается контрастом белых линий рисунка и черного фона.

 

Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно– можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную технику, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Обучение креативному рисованию возможно с самого раннего возраста детей. Ребенок – исследователь и творец по своей природе. Начиная с раннего возраста процесс рисования увлекает и захватывает ребенка. Яркие цветные пятна и линии, возникающие в процессе так называемой детской мазни, притягивают ребенка.

Это рисование пальчиками в возрасте от 2-х лет ладошками, пробками делают оттиски, поролонам, печатками различными.

Дети в возрасте 3-4 лет продолжают знакомиться с карандашами и красками, учатся приёмам проведения прямых, округлых и замкнутых линий. Внимание детей ещё не устойчиво, рассказ взрослого должен совпадать по времени с моментом восприятия. При восприятии ребёнком предмета главным для него является форма.

В более старшем возрасте у детей формироваться умение изображать округлые и многоугольные формы, развивается координация движений и способность в нужный момент изменить направление движения руки, создавая угол или замыкая линию. Рисует ребёнок предмет последовательно, часть за частью. Работы могут быть самыми разными по содержанию. Рисунки начинают приобретать сюжетный характер. Дошкольники проявляют заинтересованность в результатах своей работы. Используются сложные техники нетрадиционного рисования: свечи + акварель, монотипия, кляксография обычная и с использованием трубочки, пластилинография, шар марблc.

Практическая часть.

Уважаемые педагоги, в нашей практической части я хочу познакомить вас с менее известными, но не менее интересными техниками, такими как рисование шаром марблс (стеклянный шар); самостоятельное изготовление красок из муки; рисование пеной для бритья.

Техника рисования с помощью шарика марблс.

И первая техника, с которой вас хочу познакомить это рисованием шаром марблс(стеклянный шарик или можно использовать шарик –прыгун). Для данной техники понадобится картонная коробка (или лоток с высокими бортами), альбомный лист бумаги, стеклянный шар (или резиновый шар прыгун), краски гуашь. На дно коробки прикрепляем двусторонним скотчем альбомный лист бумаги, капаем краску разных цветов, кладем в коробку 3-4 шара и хаотичными движениями вращаем коробку в разные стороны, рисуем. Давайте попробуем выполнить сейчас что-нибудь в данной технике.

(Практические самостоятельные действия педагогов.)

Получаются очень яркие и насыщенные работы. Можно смело отправлять в музей авангардистов! Или использовать, как фон для любого рисунка.

Техника рисования овощами.

Еще очень интересная, на мой взгляд, техника рисования овощами. Для этого нужно изготовить штампы из овощей.Для получения интересных отпечатков можно раскрасить осенние листочки или разрезанные пополам овощи. Основу прижимаем к бумаге и получаем интересный рисунок. Можно создавать при помощи оттисков из овощей интересный сюжет.

Практически из любого овоща можно вырезать фигурку, но природные следы, например, от лука или пекинской капусты смотрятся куда выгоднее.