Развитие творческих способностей дошкольников в процессе обучения нетрадиционным техникам по изобразительной деятельности. ☼
Автор: Ермакова Екатерина Васильевна
В период дошкольного детства происходит интенсивное психологическое развитие ребёнка. Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для будущего развития.
Немаловажную роль в процессе развития детей занимает изобразительная деятельность. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Затем ребёнок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движения, речи и мышления, но и помогает ребёнку усваивать знания. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Все дети любят рисовать. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Самым доступным из них является рисование пальчиками, начиная с младшей группы и печать от руки в старшей и подготовительной группах.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Рисование пальчиками;
Оттиск печатками из картофеля;
Рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
Тычок жесткой полусухой кистью;
Печать поролоном;
Печать пробками;
Восковые мелки + акварель;
Свеча + акварель;
Отпечатки листьев;
Рисунки из ладошки;
Рисование ватными палочками;
Пластилинография.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
Рисование песком;
Рисование мыльными пузырями;
Рисование мятой бумагой;
Кляксография с трубочкой;
Монотипия пейзажная;
Печать по трафарету;
Монотипия предметная;
Кляксография обычная;
Волшебные верёвочки.
Каждая из техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу самовыражения.
Дети испытывают неподдельную радость и восторг, когда рисование нетрадиционным способом превращается в поистине творческий процесс, где нет запретов и шаблонов, где его видение мира выражается в красках на листе бумаги и любой окончательный итог работы рассматривается, в какой-то степени, как небольшое, скромное произведение искусства. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только твой собственный путь».