«Развитие творческих способностей на уроках гуманитарного цикла»

Автор: Каманина Ольга Александровна

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №12»

города Дзержинска Нижегородской области

 

 

Материал к конференции по теме:

«Перспективы развития художественного образования»

 

Тема работы:

«Развитие творческих способностей на уроках гуманитарного цикла»

 

 

                                            Автор:

     Каманина Ольга Александровна,

              учитель русского языка и литературы

              высшей квалификационной категории

                               МБОУ «Средняя школа №12»

                          города Дзержинска Нижегородской области

                                педагогический стаж -20 лет

                               образование-Нижегородский Государственный          

                                педагогический университет 

                                имени Горького-1996 год

 

2016 

 

 «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

         Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; весело познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

          И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

       Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

     Различные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

           Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил  Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

 

 Подготовка к нестандартным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: урок-дебаты, уроки-инсценировки, литературная гостиная, исследование (как правило это урок-проект), путешествие, деловая игра, экскурсия, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

 

 

 

 

 

Литературная гостиная

   Данная разновидность  нестандартных уроков относится к театрализованным формам подобных игровых мероприятий и обладает одной важной отличительной особенностью – она подразумевает обязательное наличие   сценария. Как показывает педагогическая практика, подобные уроки могут с большим успехом использоваться среди учащихся средних и старших  классов, вызывая неподдельный интерес и радость у школьников. Я проводила литературные гостиные по творчеству Б.Л.Пастернака и М.И.Цветаевой, учащиеся готовили занятие вместе со мной: учили слова, стихи, находили песни на стихи Пастернака и Цветаевой, подбирали костюмы, парики, что предстать в образах авторов. Поэтому в девятых-одиннадцатых  классах для повторения и закрепления изученного материала либо на этапе контроля знаний учащихся  можно организовать и провести литературную.

 

 

Урок-инсценировка

 

 

          Небольшое театрализованное представление помогает раскрыть актерские таланты  и развивать уже имеющиеся творческие способности учащихся. Задания носят дифференцированный характер, ребята сами распределяют роли, группируются по интересам. Такие уроки способствуют развитию коммуникативных УУД, учат ребят работать в группе. Поскольку групп несколько, это помогает задействовать всех школьников, имеющих разных уровень знаний. Здесь в игровой форме учащиеся вспоминают изученный  материал. Такие уроки лучше проводить в 5-6 классах.

 

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

 

         Как правило, они могут использоваться на этапе изучения нового материала или, наоборот, применяться в ходе обобщающего повторения. Главная их особенность заключается в формировании и закреплении умений и навыков самостоятельного получения знаний. Для этого школьникам предлагают текст и формулируют к нему вопросы. В результате ученики, отвечая на них, должна сами прийти к необходимому выводу и озвучить его.

Организация уроков-исследований вполне уместна и среди учащихся среднего звена.

 

Урок-дебаты

Подобные уроки лучше проводить в подготовленном классе. Я практикую уроки-дебаты в старших классах, когда у ребят уже достаточно сформированы навыки отстаивания собственного мнения, когда учащиеся уже умеют работать в группах. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов). Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников. 

Такой урок  позволяет ученикам приобрести навыки и умения:

•  организации совместной деятельности;

•  сбора и осмысления разнообразной информации;

•  формирования и отстаивания собственной позиции;

•  публичных выступлений;

•  грамотного диалогического общения и взаимообучения.

 На таком уроке педагог выполняет роль консультанта, научного руководителя.

 

УРОК-ПРАКТИКУМ

 

          Обычно уроки практикумы проводятся на этапе обобщающего повторения и закрепления изученного материала. Поскольку они относятся к разновидности способов проверки и контроля знаний учащихся. Как к правило, в ходе практикумов формируются и закрепляются первоначальные, полученные ранее навыки самостоятельной работы с учебниками и различными пособиями по данному предмету, а также умения в области подбора информации для подготовки разнообразных обобщающих устных докладов. Ведь на уроках практикумах совершенствуются практические навыки, которые основаны на теоретических знаниях, приобретенных в ходе традиционных уроков русского языка. На таких уроках я, как правило, применяю метод проектов. На уроках-зачетах практикую самопроверку, точнее назначаю консультантов, которые, по сути, становятся заместителями учителя.

         Особо хочу отметить, что развитию творческих способностей учащихся способствует вовлечение в совместную внеурочную деятельность. Мои ученики являются участниками научно-практических конференций, задача которых не только привить интерес к определенному предмету, но  развитие творческих способностей. Именно участие и подготовка к конференциям способствуют развитию потенциальных возможностей ученика, воспитывают гармоничную развитую личность, способную мыслить самостоятельно, позиционировать себя в обществе, отстаивать свое мнение.

         Развитию творческих способностей также воспитанию ценностных установок способствуют социальные проекты. В этом году совместно с ребятами 5-10 классов мы подготовили и провели социальный проект «Новогодний калейдоскоп» для младших школьников, т.е., проще говоря, проводили новогодние елки. Такие мероприятия способствуют сплочению коллектива, развивают умение сотрудничать, работать в коллективе, испытывать чувство локтя, если что-то не получается т.д.

 

Нестандартные формы уроков  являются необходимой частью учебно-воспитательного процесса в целом. Они формируют, последовательно совершенствуют, закрепляют и повышают  уровень когда-то давно потерянного учащимися интереса к школе.

 хся лкщие схемы и таблицы;

 типа, способствующих подготовке учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x