Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Автор Барыкина Клавдия Сергеевна

Описание педагогического опыта
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
1. Информация об опыте
Тема опыта
На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия — и ученика, и педагога, от которого новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, владения соответствующими приемами организации учебного процесса.
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в педагогической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны, прежде всего, с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть.
В русле поиска современных подходов к обучению обусловило выбор темы опыта Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы.
1.2. Сведения об авторе опыта
Барыкина Клавдия Сергеевна – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3. Работаю в данном учреждении с 2014 года.
Как учитель-предметник считаю, что вызвать интерес, увлечь идеей общего дела можно через создание творческой атмосферы на уроке. Такое умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Главное для меня, чтобы пробудившийся интерес не угасал, а для этого надо совмещать профессию учителя и волшебника. Мой предмет – русский язык и литература. Познавая язык и литературу, каждый открывает для себя тайну неизведанного. И для этого, каждый учитель должен найти тонкий подход, свою манеру ведения урока, свою технологию. У каждого из нас своё кредо, своя философия. Кто-то об этом заявляет громко с трибун, кто-то доверяет свои мысли дневнику, кто-то, которых большинство, держит свои мысли при себе, себя я больше отношу к третьим, но все мы: и первые, и вторые, и третьи, знаем, главное, любить и понимать своих учеников. Кто, как ни учитель, помогает найти свои пути в жизни. В моем понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время, кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. А переживаний и бессонных ночей с каждым годом становится больше, потому, что с каждым годом все больше понимаешь, какую ответственность на себя возложила 17 лет назад. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу.
1.3. Условия возникновения и становления опыта
Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества образования.
Другим важнейшим условием является потребность общества в образованной личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.
Третьим условием становления данного опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которые обусловили потребность пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, разработки и реализации технологий педагогической деятельности.
1.4. Актуальность опыта
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
1.5. Ведущая педагогическая идея
Цель современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо применение педагогом на уроках русского языка и литературы разнообразных форм и методов обучения. Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания, — говорил Буслаев.
1.6. Длительность работы над опытом
Временем становления данного опыта можно считать 2009- 2013 год, время за которое изучалась педагогическая, психологическая и научная литература, передовой опыт других учителей, формировался свой собственный. С 2014 по 2015 появилась возможность проанализировать результативность опытной работы.
1.7. Диапазон опыта
Опыт Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы интересен тем, что я предлагаю на уроках русского языка и литературы широко использовать творчество детей.
Предлагаемые формы работы органично вплетаются в существующие программы по русскому языку и литературе, дополняя и обогащая их.
1.8.Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат современные педагогические технологии.
1.9. Новизна опыта
Новизна опыта выражается в том, что сочетание уроков традиционной формы и внедрение в учебный процесс развивающих педагогических технологий формирует у учащихся устойчивый интерес к изучению русского языка и литературы, активизирует их познавательную деятельность различными путями.
II. Технология описания опыта
2.1. Определение цели
Целью педагогической деятельности является:
Сформировать коммуникативную и культуроведческую компетенции обучающихся.
Использовать компьютерные технологии и коммуникативные возможности Интернета.
Систематизировать информационные ресурсы.
2.2. Постановка задач, способствующих достижению данной цели
Достижение планируемой цели предполагает решение следующих задач:
• дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
• содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
• вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
• воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
• стать другом, раскрыть богатство их душ.
2.3 Организация учебно-воспитательного процесса
Перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовывать новые требования.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Какие же технологии и их приемы я использую на своих уроках?
Игровые технологии.
Проектное обучение.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Здоровьесберегающие технологии.
РКМЧП
Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность. Нужна ли игра на уроках русского языка и литературы? Всем входящим в класс хорошо известно, что на предложение: А сейчас давайте поиграем! - наши дети реагируют немедленно и с восторгом. Причем они готовы принять за игру даже соревнование по рядам - кто быстрее ответит на вопрос учебника.
Творческой работой учащихся является школьное сочинение.
Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношения к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.
Игровая технология – вот что спасает учителя и учащихся. Много интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось в современной методике. Мое внимание привлек прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.
Интересной получается такой вид творческой работы, написанной по определённому количеству слов, которые дети сами выбирают. Учащиеся записывают слова (словарные, новые, на повторение орфографических правил, на определение лексического значения и др.) Затем подчеркивают 3-5 (и более) слов, которые они должны употребить в своем мини-сочинении, объединив общей темой. Такая работа может проводиться как в начале урока, так и в качестве рефлексии. В своей практике использую также сочинение по данному началу. К такой работе необходимо написать продолжение.
В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращаю их к нетрадиционным формам сочинения, как рецензия, эссе, репортаж, интервью, путевые заметки, юмористические рассказы, лингвистические сказки, дневниковые записи, письмо, миниатюры.
В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое жанр письма.
Письмо – это полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы. На литературном материале я практикую письма – обращения к какому-нибудь персонажу, письма - признания таланта какого-то человека, воображаемые письма одного героя другому.
На итоговом сочинении 2 декабря учащиеся 11 класса выполнили работы в разных жанрах, что ещё раз подтверждает эффективность данной работы.
Проектные технологии
Проектные технологии позволяют решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. Проект является действенным средством вовлечения в урочную и внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению произведения путем чтения критической, научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками. Исследовательскую работу, посвященную творчеству С.Маршака и творчества Кукрыниксов, провела ученица 10 класса Бородина Виктория. В работе отмечена не только межпредметная связь, но и внутрипредметное взаимодействие литературного материала, создание произведений художника кисти и художников слова.
На своих уроках метод проектов использую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты – при изучении литературных произведений учащимся предлагается создать художественный образ в виде иллюстраций, сборники собственных сочинений.
Изучая произведение И.Гончарова Обломов, я остановилась на литературоведческом понятии деталь. Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет, характер в неповторимой индивидуальности. Результатом исследовательской деятельности группы учащихся десятого класса является создание кластеров (схем-ассоциаций)
Работа над созданием презентации позволяют каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями. Мои ученики участники муниципального конкурса Я с книгой у компьютера с проектами Любовь к Бунину, Мой Бунин (Юзеев Е., 11 класс 2015 год); краевого конкурса рефератов с использованием компьютерных технологий Петропавловск-Камчатский – город воинской славы с проектной работой Герои Курильского десанта (Похилец Эля, 2015 год).
Поднимая вопрос перегрузок наших детей на уроках, остановлюсь на информационно-коммуникационной технологии. Она экономит время на уроке, позволяет сделать его интересным. Просмотр презентаций представляет личность писателя. Просмотр видеофильмов будит интерес к изучаемому произведению. (В моей видеотеке более 100 художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве писателей и поэтов мировой художественной литературы).
Люблю слушать актёрское чтение стихов и прозы, к чему привлекаю и своих воспитанников, что способствует стремлению детей правильно читать стихи. Контрольные работы по проверке знаний кажутся детям не такими сложными. За счёт новизны снижается утомляемость.
Здоровьесберегающие технологии – идут рука об руку с дифференцированным обучением. Разноуровневое обучение бережёт психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по своим силам, обучающийся чувствует себя защищённым. А начинается всё с улыбки, с которой учитель заходит в класс. Его спокойная, но не монотонная речь снимает эмоциональное напряжение школьников, вносит нотку доверительных отношений. Обязательными атрибутами урока считаю физкультминутку, которая позволяет:
-снять усталость;
-дать отдых мышцам, органам слуха, восстановить силы учащегося;
-поднять настроение;
- снять статическое напряжение.
А также смену видов деятельности и минутку смеха, что способствует периодической смене позы ученика. Употребление пословиц напоминает учащимся о соблюдении режима дня. Применяю скороговорки для зарядки языка. В канву урока непременно ввожу тексты, пропагандирующие спорт, здоровый образ жизни, милосердие, душевность, сострадание, толерантность, добро, заботу, и др.
Количество видов учебной деятельности на моих уроках составляет не менее четырёх (4-7 видов), и их продолжительность не превышает 10 минут. Смену видов учебной деятельности, как советуют психологи, произвожу через 7-10 минут. Учащимся предоставляю возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность. Наличие на уроке оздоровительного момента обязательно.
Огромное значение имеет психологический климат на уроке: взаимоотношения между учителем и учениками, между учащимися; наличие эмоциональных разрядок; наличие внешней мотивации (похвала, поддержка); стимуляция внутренней мотивации (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу).
Уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-интервью с радостью воспринимаются учениками. Провожу физкультминутки,
Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка позволяют создать не только ситуацию успеха для каждого ребенка, но и сохранить здоровье.
РКМЧП
Применение технологии РКМЧП дает возможность создания условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В своей практической деятельности, реализуя принципы РКМЧП, я использую следующие приемы, обеспечивающие развитие познавательных, регулятивных, коммуникационных и личностных УУД обучающихся: Да-нетка, Кластер, Синквейн, Другая точка зрения, Взаимоопрос, Эссе, Ключевые слова, Толстые и тонкие вопросы.
Ребятам всех возрастов нравится выбирать самим того, кому они зададут вопрос. Этот прием помогает выработать умение формулировать и задавать вопросы, аргументировать свою позицию при ответе; воспитывает толерантность. Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии – эссе, мини-сочинения.
III. Результативность
Сотрудничество и сотворчество с учащимися помогают добиться у каждого ученика усвоения материала, соответствующего базовому уровню знаний, а также способствует их продвижению к творческому уровню. Результатами этой деятельности явились победы моих учеников в творческих конкурсах муниципального, краевого, Всероссийского и Международного уровня (олимпиадах).
Постоянно занимаюсь с одаренными детьми и отстающими в учебе.
Формируя устойчивый интерес к предмету, добилась того, что стабильным стало качество знаний учащихся по русскому языку и литературе.
Заключение
Сегодня нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное – тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли бы преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы помогает развить лингвистические способности, научить учеников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться всей громадой русского языка, выражать себя в творчестве.
IV. Библиографический список
Беспалова Е.В. Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка. Справочник классного руководителя, № 3, 2008.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Изд-во Мирос, М., 2002.
Газета Здоровье детей, № 1, 2005, изд-во Первое сентября, Москва.
Газета ПедСовет, № 4, 2006.
Дмитриева Н.А. Изображение и слово. – М.: Изд.Искусство, 1962.
Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: Учеб. пособие. М., 2002.
Васюта И., Махотина А. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы.
Вишнякова Е.Е. Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо, Главное – заинтересовать чтением
Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М.:Изд. Просвещение,1992.
Ревягин Л.Н. Начала синергетики // Содержательная и дидактическая интеграция в образовательном процессе: Сборник научно-методических работ / Под ред. проф. В.А. Доманского. Томск: ТГУ, 2004. Вып. 2.
Сайт международного журнала о критическом мышлении Перемена
http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара. Под ред. А.В.Великановой. – Самара: Изд-во Профи, - 2001.
Халперн, Дайана Психология критического мышления, Питер, СПб, 2000
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа №3
г. Вилючинск
Барыкина Клавдия Сергеевна
HYPER13PAGE HYPER15
2
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа №3
г. Вилючинск
Барыкина Клавдия Сергеевна
1
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x