Статья "Развитие творческих способностей у детей дошкольногот возраста посредством нетрадиционного рисования". Автор: Рожкова Наталья Владимировна

Автор: Рожкова Наталья Владимировна
образовательный проект на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольногот возраста посредством нетрадиционного рисования"

 


Автор: Рожкова Наталья Владимировна
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей № 195
Образовательный проект на тему:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования
Подготовила:
Воспитатель
Рожкова Н.В.
Оренбург - 2019
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей дошкольного возраста.
1.1 Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.
1.2 Принципы эффективности нетрадиционной техники рисования. Тематическое планирование.
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей у детей дошкольного возраста.
2.2. Результативность работы.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение.
Введение.
Проект реализуется в рамках художественно-эстетическогонаправления развития дошкольников.
Новизна выбранной темы состоит :
Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не укоренились, они являются скорее экспериментальными.
Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
В-третьих, нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость. Они готовы многократно повторять то или иное действие, и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех. И радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
В-четвёртых, необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами рисовать на цветной, влажной, ровной и мятой, гладкой или наждачной бумаге.
Актуальность выбранной темы:
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к личности человека: инициативность, способность нестандартно мыслить, самостоятельно решать сложившиеся проблемы, способность к творческому созиданию и самореализации. По мнению Т. Комаровой формирование творческой личности происходит в процессе изобразительной деятельности, которая создаёт предпосылки для формирования социально-активной личности. Сегодня задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска новых способов художественного выражения - нетрадиционных приёмов рисования. Нетрадиционные способы рисования способствуют развитию эмоционально-волевых процессов у детей; вырабатывают точность движения руки, координацию её движений со зрением, слухом и другими органами чувств; ребёнок выступает как субъект, которому нравится действовать.
Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка, повышать интерес к художественной деятельности, даёт возможность чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение даёт полную свободу для самовыражения. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Цель проекта.
Развивать навыки изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста техниками нетрадиционного рисования.
Задачи проекта:
1. Обучать приёмам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов, создавая свой нетрадиционный образ. Учить осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
2. Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность, расширять художественный опыт; умение видеть красоту в окружающем мире, любоваться ею. Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении. Формировать положительный устойчивый интерес к рисованию.
3. Воспитывать доброжелательное, положительно-эмоциональное восприятие.
Отличительные особенности проекта.
Основа данного проекта – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к рисованию. Детям нравятся разнообразные способы рисования - печатание листьями, рисование пальчиками, свечой, солью, корректором, жёсткой щёткой, поролоном, нитками. Эти необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, позволяют преодолеть чувство страха перед неудачей; развивают пространственное мышление, творческую активность, инициативность; развивают мелкую моторику рук, чувства ритма, фактурности. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой задуманное). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Ребёнок учится понимать, ценить произведения искусства, богатства родной природы. Большое значение в формировании личности ребёнка имеют разнообразные виды художественного творчества. Нетрадиционные способы художественного творчества наиболее интересны и увлекательны для детей, так как предоставляют неограниченные возможности для выражения эмоций и впечатлений об окружающем мире. Наличие разнообразного материала в процессе дополнительного образования, разнообразие способов рисования, помогает детям увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами рисования сделать сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку удивиться и порадоваться миру.
Глава 1.
1.1 Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста как психолого- педагогическая проблема.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием творчество, творческая деятельность. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое, будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия .
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и дозревает в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период дозревания есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным .
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в момент созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей .
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей .
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда- либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка распространенный среди родителей способ помощи детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься .
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться . Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. М.Мир, 1992. стр. 436. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какойлибо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность способность совершенствовать свой продукт или придавать ему законченный вид [16, c.90].
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 1978.с.636..
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [5, c.27].
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историкокультурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. 1995 № 9, с.5455..
1. Релизм воображения образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно преобразовательный характер творческих решений способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности поведения предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза: Уникон ТРИЗ, 2001..
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция [14, c.31].
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
1.2.Принципы эффективности нетрадиционной техники рисования. Тематический план.
Проект составлен в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными общеобразовательными стандартами:
-Принцип психологической комфортности.
-Принцип развивающего характера художественного образования.
-Принцип интеграции. Взаимодействие разнообразных видов деятельности и образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями, спецификой и возможностями образовательных областей.
-Принцип сезонности (построение познавательного содержания составлено с учётом природных и климатических особенностей в данный момент времени).
-Принцип систематичности и последовательности (от простого к сложному, от неизвестного к известному).
-Принцип природосообразности (постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей).
-Принцип интереса (построение с опорой на интересы детей).
-Принцип личностно-ориентируемого подхода к каждому ребёнку.
-Принцип наглядности (доступности, повторности программного материала).
-Принцип сотворчества воспитателя и детей.
Тематическое планирование разбито по модулям, всего 3 модуля. Каждому модулю соответствует одно время года- соответственно, осень, зима и весна.

Тема
Интегративные качества
Методические
Пособия
Модуль 1 Волшебная осень
1.1
Печать листьев.
Осень на опушке краски разводила.
эмоционально отзывчивый на красоту осени, проявляет интерес к осенним явлениям природы; овладение новым видом изобразительной технике – печать листьев.
Осень А Вивальди ; Сказка о листке; стихотворение Ю Капотов Листопади Михайлова Как обидно ; рассматривание картины Левитана Золотая осень ; . хороводная игра Лети листок ко мне в кузовок..
1.2
Рисование пальчиками.
Ветка рябины.
способный решать интеллектуальные задачи –умение анализировать натуру, выделять её признаки и особенности;
физ. развитие – развитие мелкой моторики рук.
А Толстой Осень ; загадки; . физ.минутка Рябина ; Н. Некрасов Говорила рябина рябинки .
1.3
Раздувание краски.
Осенние мотивы.
Овладение таким способом изображения, как кляксография; эмоционально отзывчивый; физическое развитие
Е Авдеенко Золотая осень; физ.минутка Журавлики; В.Пальчинскайте Сундучок осени; отрывок из рассказа Осень из книги Четыре художника; Г.Скрибитский Листопад..
1.4
Смешивание цветов.
Цветик семицветик.
Эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.
Отрывок из сказки цветик разноцветик. Физ. Минутка разноцветные стихи.
1.5
Кляксография.
Весёлые кляксы.
Эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением.
И Винокуров Чернильная клякса.; Физ.минутка Дети любят рисовать; Н Алексеевская о пользе карандаша и кисточки.
1.6
Монотипия.
Пейзаж у озера.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
Чтение сказки Лилина Мура Крошка енот и тот кто сидит в пруду; .прослушивание аудиозаписи песня Улыбкана музыку Шалинского; .игровое упражнение отражение в зеркале;. В.Берестов Картинки в лужах; И.Бунин На пруду.
1.7
Каракулеграфия
Волшебный карандашик
Ожившая сказка.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
М Бородинская Колдунье не колдуется;. физ.минутка Ой - ой - ой, ай - ай - ай. .
1.8
Итоговое занятие.
Выставка рисунков.
Эмоционально отзывчивый;
Физическая культура; любознательно активный;
Овладения умениями и навыками.;
Способный управлять своим поведением
Модуль 2.
Зимушка - Зима.
2.1
Фототипия – рисование свечой.
Морозный узор.
Эмоционально отзывчивый;
Физическая культура; любознательно активный;
Овладения умениями и навыками.;
Способный управлять своим поведением
Загадки, стихотворение
Д.Чуйко Волшебник;отрывок из стихотворения М .Пожарова Заклинание зимы, стихотворение Н.Френкиля
На стекле морозный иней
2.2
Техника выполнения витражей – клеевые картинки.
Витражи для окошек Зимушки – Зимы.
Эмоционально отзывчивый;
Физическая культура; любознательно активный;
Овладения умениями и навыками.;
Способный управлять своим поведением
Чтение сказки Г.Х. Андерсен Снежная королева; рассматривание репродукций с зимними пейзажами
стихотворения П..Вяземского Здравствуй, в белом сарафане…
2.3
Рисование солью.
Дед Мороз.
Эмоционально отзывчивый;
Физическая культура; любознательно активный;
Овладения умениями и навыками.;
Способный управлять своим поведением
Чтение сказки В.Одоевского Мороз Иванович; М.Клалова Дед Мороз; физ.минутка Наш весёлый Буратино; песня о деде Морозе
2.4
Рисование углём.
По тонированной бумаге
Зимнее деревце
Эмоционально отзывчивый;
Физическая культура; любознательно активный;
Овладения умениями и навыками.;
Способный управлять своим поведением
аудиозапись А.Вивальди Времена года (Зима),
репродукции картин И.Шишкина Иней и Н.Глущенко Зимний день,
стихотворение А.Пушкина Зимнее утро
2.5
Пластилинография.
Новогодняя ёлочка.
Эмоционально отзывчивый;
Физическая культура; любознательно активный;
Овладения умениями и навыками.;
Способный управлять своим поведением
Словесная игра (стихи Е.Благининой); стихотворение Р.Кудашова Ёлка; пальчиковая игра На ёлке; В.Шипунова Маленькая ёлочка
2.6
Рисование углём.
Вальс снежных хлопьев.
Эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
репродукция картины И. Грабаря Февральская лазурь,
аудиозапись балета П.И.Чайковского Щелкунчик (Вальс снежных хлопьев),
стихотворение И.Сурикова Зима
2.7
Рисование с использованием клейстера
Морозные узоры на стекле.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
А.Вивальди Времена года (Зима),
загадки о зиме, стихотворение Н.Френкеля На стекле морозный иней.
2.8
Набрызги.
Зимние напевы.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
муз. П. Чайковского 1-я симфония, 2 часть,
А.Пушкин: Волшебница – зима, Ф.Тютчев: Чародейка – Зима, физминутка: Зимний лес
2.9
Рисование поролоном.
К нам пришёл мишка.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
С.Михалков Котята; викторина о кошках, физ. минутка.котята.
2.10
Итоговое занятие.
Праздник Зимы, выставка рисунков.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
Модуль 3.
Весенние мотивы.
3.1
Рисование штрихов.
Колючая сказка.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
Чтение рассказов М. Пришвина Ёж, Е.Чарушина Ёж;. И Акимушкин Жил был ёжик.; физ. минутка Ёжик топал по тропинки.; подвижная игра Сонный ёжик; репродукция с изображением ежа , маска ёжика для игры.
3.2
Рисование нитками.
Красивые картинки из разноцветной нитки.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.
способный управлять своим поведением
Г.Давыдова Котенок; физ.минутка Вяжет бабушка носок; рассматривание картин из ниток
3.3
Рисование музыки.
Музыкальный рисунок.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
Прослушивание классических мелодий; муз. игра Музыкальные змейки; хороводная игра Шире круг
3.4
Шаблонография.
Рисунок по шаблону.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
Загадки о предмете, имеющим форму (квадрата, круга, треугольника,
овала, прямоугольника);игра Собери фигуру; стихотворения Р.Сеф На свете все на все похоже
3.5
Граттаж. Космический пейзаж.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
Беседа о космосе, о первом космонавте земли Ю.А.Гагарине; рассказ А.Метяево Первый полёт; игра космическое путешествие; физ.минутка Ракета; В. Татарина Космонавт.
3.6
Батик.
Берёзка.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
Заучивание стихотворения С.Есенина Берёзка; рассматривание репродукций, картин Левитана Берёзовая роща; хоровод Берёза моя берёзонька; физ.минутка Ай, да березка
3.7
Рисование методом тычка.
Черёмуха.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
Стихотворение В.Александрова Черёмуха; В.Ерусаков Черемуха;рассказ
Черемуха Э.Шима; физ.минутка; Черемуха С.Есенин,
В.Жуковский Черемуха цветет
3.8
Тампонирование на мокром листе.
Цветы на поляне.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
Беседа с детьми о празднике восьмого марта; стихотворение
Е.Серова Выглянул подснежник в темноте лесной,
3.9
Проступающий рисунок.
Праздничный салют над городом.
эмоционально отзывчивый;
физическая культура; любознательно активный;
овладения умениями и навыками.;
способный управлять своим поведением
Беседа с детьми о дне победы; чтение рассказов Л.Кассиля Твои защитники, Памятник советскому солдату;стихотворение Т.Белозёрова День победы, М.Владимововладе6ие умениями и навыками Ещё тогда нас не было на свет, физ.минутка Салют; стихотворение Н.Найдёновой Пусть будет мир
3.10
Итоговое занятие.
Викторина, выставка рисунков.
3.Содержание
Модуль 1. Волшебница осень.
Тема 1.
Печать листьев.
Осень на опушке краски разводила.
Зрительный ряд : иллюстрации с изображением осенней природы (картина И.Левитана Золотая осень).
Музыкальный ряд: Осень А. Вивальди.
Дополнительное оборудование: листья разных пород деревьев, 2 альбомных листа, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, корзина для сбора листьев, трафареты листьев из цветного картона для игры.
Вид деятельности : коммуникативная, игровая – хороводная игра: Лети, листок, ко мне в кузовок, музыкально- художественная.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество с музыкой, с чтением художественной литературы: чтение сказки о листке, стихотворение Ю.Капотова Листопад, И.Михайлова Как обидно.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 2 .
Рисование пальчиками.
Ветка рябины.
Зрительный ряд: гроздь рябины - натура или фотоиллюстрация, картинки с изображением осеннего леса, дерева рябины.
Музыкальный ряд:
Дополнительное оборудование: альбомный лист в форме овала, тонированный тушью чёрного цвета, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка, фартук.
Вид деятельности: коммуникативная, чтение-загадка, А.Толстой: Осень.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество с чтением художественной литературы, со здоровьем – физкультминутка Рябина.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 3.
Раздувание краски.
Осенние мотивы.
Зрительный ряд: репродукции с осенними мотивами.
Музыкальный ряд: муз. Джойса Осенний сон.
Дополнительное оборудование: альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка, фартук.
Вид деятельности: музыкально – художественная, коммуникативная.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество и музыка, коммуникация.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 4.
Смешивание цветов.
Цветик – разноцветик
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением радуги.
Музыкальный ряд:
Дополнительное оборудование: спектральный круг, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, палитра, разноцветные ленточки по количеству детей.
Вид деятельности: коммуникативная, игровая, чтение.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество и чтение художественной литературы – отрывок из сказки: Цветик разноцветик. здоровье – физкультминутка Разноцветные стихи.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 5.
Кляксография.
Весёлые кляксы.
Зрительный ряд: готовые работы по кляксографии для образца.
Музыкальный ряд:
Дополнительное оборудование: альбомный лист, дополнительный лист для тренировочного упражнения, гуашь, набор фломастеров, салфетка, перо, баночка с тушью.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная
Интеграция образовательных областей: коммуникация, труд, здоровье.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 6.
Монотипия.
Пейзаж у озера.
Зрительный ряд: фотоиллюстрация с пейзажем, отражённым в озере.
Музыкальный ряд: аудиозапись песни Улыбка на музыку В.Шаинского.
Дополнительное оборудование: альбомный лист, с готовой линией сгиба по вертикали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо), нижняя – синим (вода), кисть, салфетка.
Вид деятельности: игровая – игровое упражнение Отражение в зеркале, музыкально – художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: музыка, чтение художественной литературы – чтение отрывка из сказки Л.Муура Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 7.
Каракулеграфия.
Волшебный карандашик.
Зрительный ряд: лист с каракулями (в данном случае полуконтуры знакомых зверушек).
Музыкальный ряд:
Дополнительное оборудование: альбомный лист с каракулями, простой карандаш, набор цветных карандашей.
Вид деятельности: игровая, трудовая, чтение – М.Бородицкая: Колдунье не колдуется.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье.
Продукт: выставка работ.
8.Итоговое занятие.
Выставка рисунков.
Модуль 2. Зимушка – зима.
Тема 1.
Фототипия – рисование свечой.
Морозный узор.
Зрительный ряд: репродукции с зимними пейзажами.
Музыкальный ряд: муз. А. Вивальди: Времена года. Зима.
Дополнительное оборудование: альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стакан с водой.
Вид деятельности: коммуникативная, трудовая, музыкально – художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, познание, чтение художественной литературы – загадки о зиме, стихотворение Н.Френкеля На стекле морозный иней, здоровье.
Продукт: выставка работ.
Тема 2.
Техника выполнения витражей – клеевые картинки.
Витражи для окошек в избушке Зимушки – Зимы.
Зрительный ряд: репродукции с зимними пейзажами.
Музыкальный ряд:
Дополнительное оборудование: альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, палитра, простой карандаш, клей ПВА, салфетка.
Вид деятельности: коммуникативная, трудовая, продуктивная, чтение.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы – чтение сказки Г.Х.Андерсена: Снежная королева, стихотворение П.Вяземского: Здравствуй, в белом сарафане…, здоровье – физкультминутка В гостях у Зимушки – Зимы.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 3.
Рисование солью.
Дед Мороз.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением Деда Мороза, новогодние открытки.
Музыкальный ряд: прослушивание песен о Деде Морозе.
Дополнительное оборудование: игрушка Буратино, альбомные листы, гуашь, соль.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, музыкально – художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы – сказка В.Одоевского: Мороз Иванович, здоровье.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 4.
Рисование углём по тонированной бумаге.
Зимнее деревце
Зрительный ряд: репродукции картин И.Шишкина Иней и Н.Глущенко Зимний день
Музыкальный ряд: аудиозапись А.Вивальди Времена года (Зима)
Дополнительное оборудование: тонированная бумага, уголь
Вид деятельности: продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы – стихотворение А.Пушкина Зимнее утро
Продукт: выставка работ.
Тема 5.
Пластилинография.
Новогодняя ёлочка.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением новогодней ёлочки.
Музыкальный ряд: слушание песни: В лесу родилась ёлочка муз.Л.Бекмана.
Дополнительное оборудование: плотный картон с силуэтами ёлки, набор пластилина, бисер и блёстки для украшения, стека, салфетка для рук.
Вид деятельности: коммуникативная, трудовая, музыкально – художественная, чтение, игровая – словесная игра на стихи Е.Благининой.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, чтение художественной литературы – стихотворение Р.Кудашова Ёлка, здоровье.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 6.
Рисование углём.
Вальс снежных хлопьев.
Зрительный ряд: репродукция картины И. Грабаря Февральская лазурь
Музыкальный ряд: аудиозапись балета П.И.Чайковского Щелкунчик (Вальс снежных хлопьев)
Дополнительное оборудование: бумага для рисования, гуашь, акварельные краски, кисти, уголь, цветные мелки, ножницы.
Вид деятельности: коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная, чтение художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, чтение художественной литературы – стихотворение И.Сурикова Зима
Продукт: выставка рисунков.
Тема 7.
Рисование с использованием клейстера.
Морозные узоры на стекле.
Зрительный ряд: рассматривание узоров на стекле
Музыкальный ряд: А.Вивальди Времена года (Зима)
Дополнительное оборудование: бумага, губка, широкая кисть, цветной клейстер, клей.
Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, познание, чтение художественной литературы – загадки о зиме, стихотворение Н.Френкеля На стекле морозный иней.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 8.
Набрызги.
Зимние напевы.
Зрительный ряд: репродукции с зимними пейзажами.
Музыкальный ряд: муз. П. Чайковского 1-я симфония, 2 часть.
Дополнительное оборудование: альбомные листы с готовым фоном, гуашевые краски, зубные щётки.
Вид деятельности: игровая, музыкально – художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, чтение художественной литературы – А.Пушкин: Волшебница – зима, Ф.Тютчев: Чародейка – Зима, здоровье – физминутка: Зимний лес.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 9.
Рисование поролоном.
К нам пришёл котёнок
Зрительный ряд: детские игрушки
Музыкальный ряд:
Дополнительное оборудование: альбомный лист, простой карандаш, гуашевые краски, кусочки поролона.
Вид деятельности: игровая, чтение, коммуникативная, трудовая.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы – С.Михалков: Котята, здоровье – физминутка: Котята.
Продукт: выставка работ.
10. Итоговое занятие.
Праздник зимы. Выставка рисунков.
Модуль 3.
Весенние мотивы
Тема 1.
Рисование штрихом
Колючая сказка
Зрительный ряд: репродукция с изображением ежа.
Музыкальный ряд:
Дополнительное оборудование: альбомные листы, простые карандаши, маска ёжика для игры.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, чтение.
Интеграция образовательных областей: физическая культура – подвижная игра: Сонный ёжик, коммуникация, познание, чтение художественной литературы – чтение рассказов М.Пришвина: Ёж, Е.Чарушина: Ёж, И.Акимушкина: Жил – был ёжик, здоровье – физминутка: Ёжик топал по тропинке.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 2.
Рисование нитками.
Красивые картинки из разноцветной нитки.
Зрительный ряд: образцы поделок с использованием ниток.
Музыкальный ряд:
Дополнительное оборудование: альбомные листы с готовым фоном, простые карандаши, клей ПВА, разноцветные отрезки ниток, ножницы, карандаши.
Вид деятельности: игровая, чтение, трудовая.
Интеграция образовательных областей: труд, чтение художественной литературы – Г.Давыдова: Котёнок, здоровье – физминутка: Вяжет бабушка носок.
Продукт: выставка работ.
Тема 3.
Рисование музыки.
Музыкальный рисунок.
Зрительный ряд:
Музыкальный ряд: прослушивание классических мелодий.
Дополнительное оборудование: альбомные листы, гуашь.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная.
Интеграция образовательных областей: музыка, физическая культура – подвижная игра – Музыкальные змейки, хороводная игра – Шире круг.
Продукт: выставка рисунков
Тема 4.
Шаблонография.
Рисуем по шаблону.
Зрительный ряд: картинки – разгадки.
Музыкальный ряд:
Дополнительное оборудование: альбомный лист, набор шаблонов геометрических фигур разного размера, простой карандаш, набор цветного картона.
Вид деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, чтение.
Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы – загадки о предмете, имеющем форму (квадрата, круга, треугольника, овала, прямоугольника ), здоровье – физминутка: Разминка.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 5.
Граттаж.
Космический пейзаж.
Зрительный ряд: иллюстрации о космосе.
Музыкальный ряд:
Дополнительное оборудование: альбомные листы с готовой основой под граттаж, заострённая палочка.
Вид деятельности: игровая – игра: Космическое путешествие, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы – рассказ А.Митяева: Первый полёт, В.Татаринов: Космонавт, здоровье – физминутка Ракета.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 6.
Батик.
Берёзка.
Зрительный ряд: репродукции картин И.Левитана: Берёзовая роща.
Музыкальный ряд:
Дополнительное оборудование: подготовленный батик, простые карандаши, гуашевые краски.
Вид деятельности: игровая – хоровод: Берёза моя, берёзонька, коммуникативная, чтение, продуктивная
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы – заучивание стихотворения С.Есенина: Берёза, здоровье – физминутка: Ай да берёзка!.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 7.
Рисование методом тычка.
Черёмуха
Зрительный ряд: ветка черёмухи или иллюстрация с её изображением.
Музыкальный ряд:
Дополнительное оборудование: альбомный лист с готовым тёмным фоном, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, 2-3 ватные палочки, салфетка.
Вид деятельности: коммуникативная, игровая, чтение.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы – З.Александрова: Черёмуха, рассказ Э.Шима: Черёмуха, физминутка – Черёмуха С.Есенин.
Продукт: выставка рисунков
Тема 8.
Тампонирование на мокром листе.
Цветы на поляне
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением весенних цветов.
Музыкальный ряд: музыка П.И.Чайковского Апрель. Подснежник
Дополнительное оборудование: альбомные листы, кисть, акварель
Вид деятельности: коммуникативная, музыкально – художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, познание, чтение художественной литературы – Е.Серова: Выглянул подснежник в темноте лесной.
Продукт: выставка рисунков.
Тема 9.
Проступающий рисунок.
Праздничный салют над городом.
Зрительный ряд: выставка книг о войне, репродукции с изображением салюта.
Музыкальный ряд: прослушивание песен о войне
Дополнительное оборудование: альбомный лист, набор восковых карандашей (мелков), акварельные краски, кисть, стаканчик с водой, салфетка.
Вид деятельности: коммуникативная, музыкально – художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, познание, чтение художественной литературы – чтение рассказов Л.Кассиля Твои защитники, Памятник советскому солдату, стихотворение Т.Белозёрова: День Победы, здоровье – физминутка: Салют.
Продукт: выставка рисунков.
Глава 2.
2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Интеллектуальное развитие.
Любознательный, активный. Интересуется новым. Любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. Ориентируется на сотрудничество (в случае затруднения обращается к взрослому). Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе.
Личностное развитие.
Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, рассказов, историй. Откликается на эмоции друзей, близких людей. Эмоционально реагирует на произведения искусства, музыкальные и художественные произведения.
Физическое развитие.
Физически развитый. Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год.
Данное диагностическое обследование позволяет выявить сформированности умений и навыков в творческих способностей каждого ребенка.
Показатели развития освоения программы:
Показатели развития
Качественные характеристики
часто
Ребенок по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.
редко
Ребенок нетрадиционные техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.
Не проявляется
Ребенок нетрадиционные техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.
Диагностическая карта
№ п/п
Ф.И. ребенка
Увлеченность темой и техникой
Способность создавать художественный образ
Средства выразительности
Способность рационально применять техники
Владение техникой изображения
Проявление самостоятельности
Желание экспериментировать
Анкетирование родителей.
Анкета для родителей "развитие у ребёнка художественных способностей"
1. Чем увлекается ваш ребенок дома?
2. Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интересах и т.д.)?
3. Рисует ли ваш ребенок; по своей инициативе или нет?
4. Любит ли мастерить, какими инструментами или материалами пользуется?
5. Что именно он любит изображать, мастерить?
6. Рассказывает ли вам о том, что хочет сделать?
7. Обращается ли он за советом, помощью?
8. Показывает ли он вам готовые рисунки, поделки?
9. Кто чаще занимается с ребенком дома?
10. Бывает ли ваш ребенок в музеях, на выставках? На каких, как часто?
11. Что сделано в вашем доме своими руками? Какое участие принимал в этом ребенок?
12. Применяете ли вы детские рисунки, изделия в оформлении детского уголка, в подготовке к празднику, к дню рождения? Как?
13. Как можно, на ваш взгляд развить у ребенка интерес к искусству в семье? В чем вы видите преемственность с детским садом?
14. Недостаток каких знаний вы ощущаете в вопросах воспитания детей? Какую помощь бы хотели от дошкольного учреждения? Какие темы вас интересуют?
15. Какие формы организации работы детского сада с семьей Вы считаете наиболее удачными (родительские собрания, общие консультации, индивидуальные беседы, просмотр занятий с детьми, родительские уголки, папки-передвижки и т.д.)?
16. Каковы ваши советы по улучшению работы по эстетическому воспитанию в ДОУ? Ваши замечания.
17. Чем бы Вы могли помочь в решении вопросов эстетического воспитания?
18. В какие студии (кружки, школы) вы хотели бы записать вашего ребенка?
19. Как вы оцениваете работу ДОУ в плане эстетического воспитания?
2.2. Результативность работы.
В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.
Результатами моей работы в данном направлении стали:
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Заключение.
Идея моего опыта – сформировать у дошкольников, начиная с младшего дошкольного возраста, способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
В.А. Сухомлинский писал: Общение с искусством – одна из больших радостей жизни. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и всех детей.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Список использованной литературы.
Вариативные формы организации предшкольного образования / сост. О.В. Бережнова. – СПб., 2011. – 208 с.
2.Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании/ А.И.Савенков// Дошкольное воспитание. – 2006. - №1. – С.21; . – С.10.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003,
Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. / Т.А. Копцева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Микляева Н.В. Детский сад будущего: методическое пособие / под ред. Н.В. Микляевой / Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Толстикова С.Н. – М., 2010. – 128 с.
Микляева Н.В. Технологии разработки образовательных программ ДОУ: метод. пособие. – М., 2010. – 128 с.
Микляева, Н.В. Технологии разработки образовательной программы ДОУ: Методическое пособие / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010.
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – Каро, СПб, 2009
Успех. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Н.О.Березина, И.А.Бурлакова, Е.Н.Герасимова и др.; научн.рук. А.Г.Асмолов; рук.авт.коллектива Н.В.Федина]. – М.: Просвещение, 2011. – 303с.
Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/[ Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова м др.; научн.рук. А.Г. Асмолов; рук.авт.коллектива Н.В. Федина]. - М.: Просвещение, 2011. – 240с.
Утробина К. К. Рисованием тычком - М., 2004г.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. – Сфера, М., 2011
HYPER13PAGE HYPER15
2
2
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x