Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
ВКонтакте Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческого мышления у дошкольников с помощью игровых методик | Волошина Татьяна Геннадьевна. Работа №359118

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль игровых методик в активизации креативности у детей, анализируются особенности игровых приемов, способствующих формированию воображения, ассоциативного мышления и оригинальности мышлительных процессов, а также подчеркивается значимость педагогической поддержки в организации творческой деятельности.

Ключевые слова: творческое мышление, дошкольный возраст, игровые методики, креативность, педагогическая поддержка, воображение, игровые технологии.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ МЕТОДИК

 

Волошина Татьяна Геннадьевна, воспитатель

МБДОУ Краснокаменский детский сад № 5 «Капелька» комбинированного вида, пгт. Краснокаменск

 

Аннотация. В статье рассматривается роль игровых методик в активизации креативности у детей, анализируются особенности игровых приемов, способствующих формированию воображения, ассоциативного мышления и оригинальности мышлительных процессов, а также подчеркивается значимость педагогической поддержки в организации творческой деятельности.

Ключевые слова: творческое мышление, дошкольный возраст, игровые методики, креативность, педагогическая поддержка, воображение, игровые технологии.

 

Творческое мышление играет важную роль в когнитивном развитии дошкольников, определяя их способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и применять знания в новых ситуациях. Оно формируется в процессе активного взаимодействия ребенка с окружающей средой, познания мира и самостоятельного поиска решений в игровых и учебных ситуациях. Развитие творческого потенциала детей требует создания особых условий, способствующих раскрепощению воображения, эмоциональной вовлеченности и любознательности.

Игровая деятельность является естественным способом познания мира для ребенка дошкольного возраста. В игре дети не только моделируют различные жизненные ситуации, но и учатся анализировать, синтезировать и преобразовывать информацию. Игровые методики, направленные на развитие творческого мышления, основываются на принципах вариативности, воображаемого моделирования, поиска альтернативных решений и спонтанного творчества. К таким методикам можно отнести сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации, проблемные игровые ситуации, игровые тренинги, направленные на развитие ассоциативного и дивергентного мышления.

Одним из важнейших аспектов формирования творческого мышления является развитие воображения, которое позволяет ребенку представлять и создавать новые образы, комбинировать известные элементы и находить неожиданные связи между явлениями. Включение в образовательный процесс игр, основанных на трансформации предметов, придумывание фантастических историй, изменение традиционных сюжетов сказок или использование методики «Что было бы, если…» позволяет детям развивать гибкость мышления и умение выходить за рамки стандартных решений.

Ассоциативное мышление, являясь неотъемлемым элементом креативного процесса, требует формирования у детей способности находить связи между, казалось бы, несвязанными объектами и явлениями. Использование в педагогической практике игр на аналогии, сравнительные характеристики, придумывание нестандартных названий и неожиданных сочетаний способствует развитию образного восприятия и способности к оригинальным умозаключениям.

Не менее важным является формирование самостоятельности мышления, при котором ребенок не просто воспроизводит предложенные образы и решения, а стремится к созданию новых, собственных вариантов. Для этого в игровой деятельности активно используются элементы исследования и эксперимента. Дидактические игры с открытым концом, творческие задания, предполагающие несколько вариантов решения, игры, основанные на поиске неизвестного, помогают дошкольникам учиться мыслить самостоятельно, проявлять инициативу и уверенность в своих возможностях.

Педагогическая поддержка играет ключевую роль в организации творческих игр, обеспечивая детям пространство для самовыражения и развития. Воспитатель не только создает условия для активного включения ребенка в игру, но и стимулирует его интерес к поиску новых идей, побуждает к нестандартному решению задач, помогает преодолевать страх перед ошибками. Важно не ограничивать ребенка жесткими рамками, а поощрять его креативные проявления, предлагая нестандартные ситуации и побуждая к самостоятельному поиску решений.

Таким образом, использование игровых методик в развитии творческого мышления у дошкольников способствует активному раскрытию их интеллектуального и личностного потенциала. Игра становится не просто развлечением, а мощным инструментом познания и формирования навыков креативного мышления, необходимых для успешного обучения и дальнейшей жизни. Включение в образовательный процесс разнообразных игровых приемов, направленных на развитие воображения, ассоциативного и самостоятельного мышления, помогает детям становиться более инициативными, гибкими в суждениях и способными к оригинальному решению задач.

 

Список литературы

1. Бурачевская, О. В. Развитие познавательных способностей и творческого мышления посредством интерактивно-игровых модулей LogoSmart / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 21-24.

2. Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ / Т. В. Закалюжная, А. В. Дорофеева, Е. Н. Бутенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 251-253.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×