Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие творческого потенциала школьников на уроках и во внеурочное время через использование проектного метода обучения» | Кавинская Наталия Александровна. Работа №206347

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кавинская Наталия Александровна
Описание инновационного опыта работы по теме: «Развитие творческого потенциала школьников на уроках и во внеурочное время через использование проектного метода обучения»»

Развитие творческого потенциала школьников на уроках и во внеурочное время через использование проектного метода обучения
Мы должны создавать основы для прорывного
инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны
особые меры государственной поддержки вузов и школ,
активно внедряющих инновационные образовательные
программы.
Владимир Путин, Президент Российской Федерации
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться, раскрыть творческий потенциал ребенка. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это специально организованное пространство для освоения разных видов и форм деятельности. Поэтому возникла необходимость в новых формах организации учебного процесса, внедрение современных технологий, в которых реализуются новые роли учителя и ученика: учителя как организатора познавательной деятельности, а ученика – как её субъекта.
Предмет Технология является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.
Современные технологии породили новые цели обучения, которые открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности учащегося, способствуют развитию образного мышления, воображения, фантазии.
Но присутствует такая проблема, как преподавание предмета в смешанных (не делящихся на подгруппы мальчиков и девочек) классов. Таким образом, обнаруживается противоречие между потребностью общества в творчески развитой личности и недостаточными возможностями традиционной классно - урочной системы.
Программой предусмотрен обширный перечень работ для выполнения на уроках Технология. Но время на их реализацию ограничено, поэтому изготовление большей части работ приходится переносить на внеурочные занятия, где появляется больше возможностей для развития индивидуальных способностей учащихся. Внеклассные занятия должны быть тесно связаны с уроками Технологии и опираться на знания, ранее полученные учащимися на этих уроках, так как преследуются одни и те же цели и задачи — всестороннее развитие детей в процессе их творческой деятельности.
Передо мной встал вопрос, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению (творчеству)? Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом сделать учащегося инициатором в организации своей познавательной деятельности.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно - воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Данный метод проектов дает каждому ученику возможность проявить себя, обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать потенциал своих творческих способностей и возможностей, ставит ученика в активную познавательно - исследовательскую позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?",обеспечивая жизнедеятельность человечества, не нарушая при этом гармонии интересов человека.
Поэтому я поставила перед собой цель: разработать систему мероприятий, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету.
Задачи:
оценить существующие условия для развития творческого потенциала школьников;
разработать программу внеурочной деятельности по предмету;
спланировать работу с одаренными детьми;
проводить анализ деятельности в данном направлении (ежегодно)
Метод проектов - способ, предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельность учащихся, поэтому на уроках я использую различные формы организации деятельности - индивидуальную, парную, групповую. Задания учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, что способствует повышению уровня компетентности обучающихся школы в области решения проблем и коммуникации,
Б. Неменский считал коллективную творческую работу – одним из самых эффективных методов развития творческих способностей, т. к. в такой работе нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего результата по мере своих сил.
Во время работы над проектом учащиеся образуют группу с едиными целями, задачами. Немаловажно, что все проекты, созданные во время работы, будут представлены широкой аудитории учащихся: на выставках, конкурсах, олимпиадах различного уровня. Поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей. Тематика проекта выбирается по желанию учащихся, но исходя из тематики модуля программы.
В ходе выполнения творческого проекта учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного творчества, с использованием основных и вспомогательных материалов, материалами для оформления изделия. В процессе выполнения творческого проекта учащимся приходится пользоваться знаниями многих школьных дисциплин: математикой, физикой, химией, географией, биологией, рисованием, черчением и многими другими знаниями, которые они узнают из Технологии. Технологическое обучение опирается на межпредметные знания, например: из антропометрии – выявление соответствия изделия размерам и форме человека; из безопасности жизнедеятельности – система мер по охране труда, производственной санитарии, гигиене, и т.д.; из биологии – строение тела человека, особенности его телодвижений; из географии – климатические условия в различных регионах, пределы температуры в данном климатическом регионе; из математики – расчет расхода материалов, денежных средств, математические зависимости и многие другие.
Внеурочная деятельность является продолжением и дальнейшим развитием той учебной и воспитательной работы, которая проводится с учащимися на уроке в соответствии с обязательными для всех учебными программами.
Внеурочная деятельность наряду с уроками трудового обучения призвана расширить и углубить знания, умения и навыки детей по обработке различных материалов. Они занимают большое место в трудовом обучении и воспитании школьников.
Таким образом, для реализации моих целей необходимы мероприятия:
Разработка и реализация программ основного и дополнительного образования (интегрировать, используя разделы декоративно-прикладного творчества).
Реализация проектного метода обучения на уроках и во внеурочной деятельности.
Создание условий сотрудничества и сотворчества на уроках и во внеурочное время.
Была разработана авторская программа внеурочной деятельности по предмету Художественная обработка материалов. 5 класс. В Программе прослеживаются основы учебно-исследовательской и проектной деятельности. (Приложение 1)
Достижение целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов в сочетании с традиционными методами, способами и формами обучения .
Обучаясь по программе Художественная обработка материалов, школьникам будет предоставлена возможность изучения новых технологий и применение современных материалов в творческой деятельности. На занятиях должны практиковаться экспериментирование с различными материалами, что раскроет творческий потенциал ребёнка, у школьников возникнет потребность в исследовании, в разработке собственных проектов.
Тематика проектных заданий на уроках и во внеурочное время должна быть достаточно широкой и разнообразной, чтобы охватить больший круг вопросов программы предмета Технология и учесть интересы учащихся. Организуя учебное проектирование, необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся для этого нужно использовать различные по уровню сложности проектные задания.
Интеллектуальные ресурсы: основная образовательная программа основного общего образования Технология, разработанная программа внеурочной деятельности.
Информационные ресурсы: Учебники Технология. 5 класс, литература по проектированию, журналы и книги по декоративно-прикладному творчеству, электронный учебник по технологии, мультимедийные энциклопедии, видеофильмы, собрание мультимедийных презентаций и т.д., электронное издание Технология (5 класс) из серии Библиотека электронных наглядных пособий, ЦОР http://fcior.edu.ru/, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://imc.rkc-74.ru/about/, медиатека по разделам программ.
Результаты:
В ГБОУ СОШ №1 созданы условия для развития творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Обеспечена взаимосвязь и преемственность основного общего образования, на основе разработки и реализации интегрированной программы внеурочной деятельности с основной программой основного общего образования: разработана и реализуется авторская программы Художественная обработка материалов 5 класс. (Приложение 1)
Наличие личностных проектов учащихся (творческие, социальные, исследовательские): по каждому модулю программы предмета.
Повышение творческой активности школьников. Организация выставок, поощрения учащихся.
Участие одаренных учащихся в олимпиадах и конференциях по предмету (сохранение контингента)
Всероссийская олимпиада школьников
Год
Этап олимпиады, НПК
Предмет
Участники
Результаты
2011-2012
Городской этап
технология
Карасева А.(7)
Победитель
Окружной этап НПК
технология
Осенкова Екатерина (10)
призер
Окружной этап олимпиады
технология
Карасева А.(7)
призер
2012-2013
Окружной этап олимпиады
технология
Карасева А.(8) Бутина Екатерина, (7)
призерпобедитель
2013-2014
Окружной этап олимпиады
технология
Карасева Анжелика (9)
Бутина Екатерина (8)
призеры
2014-2015
Окружной этап олимпиады
технология
Клевцова Арина (8)
призер
2015-2016
Окружной этап олимпиады
технология
Клевцова Арина (9)
призер
2016-2017
Окружной этап олимпиады
технология
Клевцова Арина (9)
Бекшаева Ирина (8)
призер
Конкурсы, фестивали
Дата прове
дения
Полное наименование
Организа
торы
Место проведения
ФИО
обучающегося
Тур
Результат
участия
29.03.17
Конкурс дек-прикл искусства Подарочки для мамочки (Всероссийский)
Всероссийский центр ИТ ИНТЕЛЛЕКТ
СПб
Клевцова Арина (10)
заочный
победитель
31.10.16
Олимпиада Осень-2016 по технологии
Проект Инфоурок
Клевцова Арина (10)
заочный
победитель
20.03.17
Конкурс дек-прикл творчества Подарок к 8 марта
Интеллектуальный центр дистационных технологий Новое поколение
г. Тольятти
Клевцова Арина (10)
заочный
победитель
31.10.17
Олимпиада Осень-2017 по технологии
Проект Инфоурок
Борисова Ксения (7)
Завалишина Дарья (7)
заочный
Призер
участник
Ноябрь 2017
Городской конкурс Эмблема толерантности
ДДТ г.Чапаевск
ДДТ г.Чапаевск
Заблоцкая Э. (9)
Соскина А. (9)
очный
Победитель
призер
Ноябрь, 2017
Международный Конкурс Обложка любимой книги
Интеллектуальный центр дистационных технологий Новое достижение
г. Москва
Банкетова Дарья (11)
заочный
победитель
Март, 2018
Окружной конкурс проектных работ по профориентации В поисках своего призвания
ГБУ ДПО СО Чапаевский ресурсный центр
ГБУ ДПО СО Чапаевский ресурсный центр
Федулова К. (9)
Осипова А. (9)
очный
Участники
Повышение (сохранение) качества знаний по предмету.
2015-2016
2016-2017
2017-2018
80%
89,3%
81,2%
Публикации на школьном сайте и на педагогических порталах
Дата
Название документа, продукта
Форма документов и материалов
01.2016
Статья Программа внеурочной деятельности Я-Гражданин
http://www.proshkolu.ru
20.11.16
Публикация учебно-методического материала на Портале Всероссийского социального проекта Страна талантов
Свидетельство
12.12.16
Публикация в международном сетевом издании Солнечный свет статьи Программа ВД Художественное творчество
Свидетельство
21.02.17
Публикация на портале всероссийского педагогического форума Наставник Программа ВД Художественное творчество
Свидетельство
Диплом участника
Март 2017
Публикация на сайте всероссийского педагогического сообщества Мое образование статьи Программа ВД Художественное творчество
Сертификат о публикации
10.03.17
Публикация в международном сетевом издании Солнечный свет статьи Программа ВД Я и моя отчизна
Свидетельство
19.11 2017
Публикация на сайте ЮЗУ. Статья по профориентации
http://dporcchap.ru/sluzhba-planirovaniya-karery/informacionnye-materialy4/1194-odin-den-iz-zhizni-shkoly.html
Заметки на школьном сайте в разделе Новости
http://39school-1.minobr63.ru/category/news/
Творческие занятия помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. В процессе работы с различными материалами дети учатся фантазировать и создавать интересные образы и изделия. Занятия этих видов развивают творческое и абстрактное мышление, чувство вкуса, а главное, дети все больше и больше хотят изобретать, создавать, творить и познавать.
Литература
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать
над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. –
Ярославль: Академия развития, 2008.
Федеральные государственные образовательные стандарты https://fgos.ru/
Одина Т.Н. Предметная образовательная область Технология и ее роль в системе школьного образования https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×