Статья Развитие творческого воображения младших школьников. Автор: Варава Ольга Викторовна

Автор: Варава Ольга Викторовна
Развите творческого воображения младших школьников


Автор: Варава Ольга Викторовна

(Слайд 2)

Развитие творческого воображения младших школьников в условиях реализации ФГОС

Успешный человек – всегда потрясающий художник

своего воображения. Воображение гораздо важнее

знания, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно.

Альберт Эйнштейн

 

Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Но нам в школе приходится наблюдать, как с приходом новых технологий поменялось отношение учащихся к учебе. Виной всему, я считаю, это быстрый доступ в интернет, где, не прикладывая особых усилий, можно найти любую информацию, не написав самому ни строчки. Пора признать суровую правду жизни – «общение» детей с компьютерами уже неизбежно. С одной стороны да, это очень хорошо, что сейчас появился интернет, и информацию, которой нет в библиотеке, можно найти там, но с другой стороны интернет влияет негативно на здоровье, на восприятие мира. Все образы и герои придуманы, готовы шаблоны для рисования, готов образ для героя любой игры, в том числе и развивающей.

Но в современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.

(Слайд 3)

Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать

Основные проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.Дог

Управляемая фантазия позволяет человеку быстрее и проще адаптироваться к изменяющимся условиям.

 

Вот, например, задача для всех, чтобы проверить свое воображение.

 

Задача (как измерить температуру жука) совсем проста и решается с помощью приема объединения. Возьмите сотню жуков и поместите их в стакан, а потом поставьте в этот стакан обычный градусник. Прибор покажет среднюю температуру жуков внутри стакана - что вам и нужно.

(Слайд 4)

Процесс развития творческого воображения пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Если бы мы не обладали воображением, то лишились почти всех научных открытий и произведений искусства. Данная способность особенно интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет.

Столкнувшись с проблемой скудного воображения наших детей, я задала себе вопрос: « Почему так происходит? Что я, как учитель, могу для этого сделать?»

Современная школьная программа насыщена огромным количеством знаний, но, к сожалению, не предусматривает систематического развития воображения, то есть умения творчески пользоваться этими знаниями. Фантазия – качество величайшей ценности, но никто не учит фантазии, ни в школе, ни в ВУЗах.

Проблемой изучения творческих способностей занимались такие отечественные психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие. В трудах этих ученых были разработаны основные положения теории о творческих способностях. Изучение творчества широко представлено во многих научных трудах — В.В. Давыдова , Л.В. Занкова, Я.А. Пономарева и других. Творческое воображение как продукт мыслительной деятельности, обеспечивающий новое образование, реализуемый в разных видах деятельности изучался Л.С. Выготским, О.М. Дьяченко, А.Я. Дудецким, А.Н. Леонтьевым и другими.
Сначала посмотрим, что такое воображение и фантазия?

(Слайд 5)

Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?

Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

 

Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина "Руслан и Людмила", небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик - это фантастические образы.

(Слайд 6)

Различают несколько видов воображения:

Воссоздающее - это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

Давайте вспомним какую-нибудь сказку (например, «Конек-Горбунок»). И вообразим, как выглядят сказочные персонажи (Иван, Конек-Горбунок, царь, девица и т.д.). У каждого возникают похожие персонажи, отличаются лишь в мелочах.

Творческое - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Именно этот вид воображения является предметом моего изучения и развития у детей.

Давайте придумаем что-нибудь сами. Можно комбинировать свойства. Например, стеклянный дождь, инопланетяне, газообразное растение, планета счастливых детей….

Неуправляемое - это то, что называют "буйной фантазией", несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

 

А. Эйнштейн считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать "по законам" трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.

Видимо, так дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды".

Существует три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства.

Перечислим основные способы развития фантазии и воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?

1. Сформировать мотивацию!

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку.

3. Фантазировать должно быть интересно. . У младших школьников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

4. Влюбить детей в себя. На этой "волне любви" они больше нам доверяют и охотнее слушаются.

5. Собственным примером. В раннем детстве ребята копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Ведь учитель - авторитет для ребенка.

6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?"

8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

9. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

10. Обучить приемам развития воображения и фантазирования.

Чтобы правильно воспользоваться способами развития воображения, мы должны знать –что мы хотим видеть в результате, а значит выявить уровень творческого воображения.

Для выявления уровней воображения у младших школьников мною было организовано и проведено исследование в 1 классе. Всего в исследовании приняли участие 31 человек.

Методика «Дорисуй линию»

 Ребенку дается лист бумаги с линией, простой карандаш. Предлагается придумать и дорисовать данную линию. На выполнение задания простым карандашом отводится 4 мин. Далее можно предложить детям разукрасить свой рисунок. Эта методика позволит определить уровни воображения и способность создавать оригинальные образы. Прежде чем проводить эксперимент, учащимся было подробно рассказано, что они должны сделать: «Ребята, посмотрите на ваши столы. На них вы найдёте листы бумаги. Посмотрите внимательно на эти волшебные фигуры. Волшебные они от того, что каждая из них может превратиться во что угодно».

Сейчас я вам предлагаю поприсутствовать на моем небольшом мастер-классе в роли учеников и принять участие в нашей диагностике. Итак, начнем. Ваша задача просто внимательно осмотреть свою линию, подумать и дорисовать её в то, что вам пришло на ум.

После того, как ученики выполнили поставленную перед ними задачу, их работы были собраны для выявления результатов. Давайте посмотрим, что у вас получилось и что получилось у детей.

(Слайд 7)

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

Высокий уровень. Исходная фигура, линия должна играть роль несущественного компонента в сложном изображении. Ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

Средний уровень. Ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

Низкий уровень. Ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.   Например, квадрат и треугольник превращаются в экран телевизора. Это считается повторением. Это изображение не засчитываются ребенку. Если у учащихся совпадали изображения с соседом по парте, то такие фигуры не засчитывались

Итак, оценив работы по приведённым критериям, я представила их количественный анализ в таблице.

 

Результаты в экспериментальной группе показали, что из 31 учащегося класса у 52% детей класса низкий уровень развития воображения, 43% средний уровень и всего5% с высоким уровнем развития воображения

Таким образом, анализ результатов эксперимента показал, что у большей части детей воображение находится на среднем и низком уровне. Уровень воображения не достаточен и требует развивающей работы. Данные моего эксперимента подтвердили необходимость исследования проблемы . С данной целью была проведена работа, которая, на мой взгляд, заключается в создании и реализации комплекса заданий по развитию воображения у младших школьников.

Учебная программа начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приёмов и тренировок для развития воображения.

Нужна система упражнений. Это серьезная и напряженная работа. Мысль приучается преодолевать психологические барьеры.

Я хочу вам представить комплекс заданий и приемов, направленных на развитие творческого воображения, которые использую не первый год в своей работе.

(Слайд 8)

Диалоговые игры хорошо развивают творческое воображение. Игра состоит в том, что преподаватель рассказывает какую-то загадочную ситуацию, а учащиеся, задавая вопросы преподавателю, должны найти разгадку. Преподаватель может отвечать только «да», «нет», «не могу ответить». Наиболее простым вариантом такой игры является отгадывание задуманного слова. Очень полезно записывать вопросы на доске и в конце игры вычеркивать заведомо лишние, бессмысленные вопросы. Еще игра помогает созданию коллектива, созданию дружеских отношений между ребятами.(Фото)

Виды ролевых игр в начальной школе

Отличительным свойством ролевой и деловой игры является наличие сюжета. Можно использовать такие разновидности сюжетов:

созидательные;

связанные с профессией;

связанные с открытием;

маршрутные, т.е. путешествия;

связанные с искусством;

военизированные;

сказочные;

фантастические.

Игра «Планета друзей»

Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.

Составить правила совместного проживания на планете.

Описать, какие события происходят на планете.

Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.

После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.   

В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.

Школьникам нужно описать:

какую ситуацию они проиграли;

какую тему затронули;

как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.

Тематика подобных игр очень разнообразна.

 

Логические задачи и задачи на смекалку способствуют развитию творческой личности.

Задачи в рисунках развивают внимательность и остроту зрения. Дети учатся видеть суть предмета.

Среди занимательных игровых материалов, которые могут использоваться в работе с учащимися, важное место принадлежит кроссвордам и ребусам.

Особенно благоприятны для развития творческого воображения у детей уроки обучения грамоте, когда в них звучит выразительное чтение. Каждый ученик

по-своему рисует тот, или иной образ. Поэтому необходимо предлагать учащимся мнениями, высказываниями по поводу содержания текста.

Чтобы речь учащихся была выразительной, образной, проводится работа над изобразительными средствами языка. Ученикам предлагается подбирать сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы, антонимы при описании словесных образов.

Прием детского иллюстрирования является одним из возможных способов развития творческого воображения детей при чтении художественных произведений. Далеко не все учащиеся сразу овладевают умением воссоздать образы и картины читаемого текста. Это умение надо специально формировать на уроках литературного чтения: раскрывать значение слов и выражений, обогащать словарь детей, предоставлять им возможность наблюдать окружающую жизнь, выражать свои мысли в словесной форме.

(Слайд 9)

Изучая произведение А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» ребятам дается задание: изобразить море во всех его трех состояниях, которые описываются в сказке. На этом этапе урока мы с ребятами выяснили причину того, почему на протяжении сказки море меняется. Учащимся было предложено задание:

- Найдите в тексте выражения, которые раскрывают поведение моря. Прочитаем их. Картина меняющегося моря – это изображение нарастающего гнева рыбки. Сначала море спокойно. «Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе». Оно выступает как часть могучей природы.

- Какими красками можно передать такое состояние погоды?

- Море может быть какого цвета? (Светло-синее)

- Волны какие: большие или маленькие? (Их можно вообще не наблюдать, т.к. море спокойно.)

- Небо какого цвета можно изобразить, если море спокойное? (Светлое, голубое с пробеламиожно изобразить солнышко.)

- Далее какое море перед нами?

«…Видит, - море слегка разыгралось,

Помутилось синее море:

Не спокойно синее море…»

-Какими цветами мы воспользуемся для передачи этого состояния моря?

- Море какое? (Синее.)

-Что еще можем изобразить? (Небольшие волны)

-Небо какое? (Темное, с надвигающимися туками, но солнышко ещё еле-еле прорывается сквозь нахмурившееся небо.)

- И в завершении:

«…Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, и воют, и воют…»

- Что можете сказать о цветах в этом случае? ( Море темно-синее, с большими страшными волнами. Небо хмурое, закрытое темно-серыми тучами. Солнца не видно). Этот этап является подготовкой в изображении состояния моря на листе бумаги. Ребята прекрасно справляются с таким видом работы и с великим удовольствие выполняют её на уроке изобразительного искусства.

Анализируя вместе с детьми каждое описание, учитель помогает детям определить полноту передачи и содержания картины, заметить наиболее яркие и удачные моменты в рассказах и работах учащихся.

Умение накапливать и обрабатывать информацию сопутствует творчеству. Ребят надо постепенно приучать к сбору личной базы знаний.

(Слайд 10)