Развитие творчества

Автор: Аникина Анна Владимировна

 

Талант раскрывается по-разному. Иногда он раскрывается в раннем возрасте. Уже в детских рисунках, порою таких неумелых, наивных, но таких искренних, непосредственных, ярких можно увидеть искорки одаренности и даже таланта. Творчество изначально  присуще ребенку, надо только не мешать ему свободно выражаться. И тогда очень важно родителям, а так же первому педагогу поддержать способности, развить их, направить в нужном направлении, а в последствии  помочь сохранить их надолго. В дальнейшем эти первые шаги в искусстве станут началом отсчета творчества и мастерства малыша, а первые работы уже можно рассматривать как самодостаточные, самоценные произведения.

Развитие творческих способностей  начинается с обучения «азбуке» изобразительной деятельности, постепенно расширяя арсенал выразительных изобразительных средств. Эти первые элементарные шаги помогут детям овладеть технологичными, рациональными приемами изображения, без которых невозможен полет детской мысли, фантазии.

Система по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста основывается на раскрытии педагогом творческого потенциала ребенка через создание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждение в необходимости принятии малыша таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создание условий для самовыражения. 

Несложно научить ребенка рисовать. Без посторонней помощи и советов ребенок стремиться выразить в рисунке свое отношение к миру, выразить себя в рисунке. Занятие творчеством способствует развитию мировоззрения малыша. В детском творчестве проявляется личность ребенка, его эмоции, чувства, настроение.  В художественном творчестве малыш активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое о себе.  Психологам давно известен тот факт, что преобладание в рисунках детей ярких и светлых тонов говорит об их положительном отношении к  изображаемому.  И наоборот, использование темных, мрачных красок может говорить об отрицательном отношении к изображаемому, или о преобладании отрицательных эмоций в его психическом состоянии. В данном случае анализ рисунков помогает нам, педагогам, психологам и конечно, родителям, заглянуть в глубины личности малыша, помочь справиться ему с отрицательными эмоциями, если они возникли.

   Но что же считается основным в обучении творчеству? Прежде всего, ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, красках, фломастерах. Ему надо научиться элементарно пользоваться карандашом, кистью и красками, уметь видеть цвет и форму предметов.  Ребенок на занятии по рисованию получает необходимые первичные профессиональные навыки, знания. Их усвоение должно происходить  ненавязчиво, не заметно для них самих. На занятиях по рисованию формируется своеобразная творческая среда. Здесь каждый из детей  – талантливый художник! Малыши формируются  как личности, ценящие опыт других и умеющие сохранить свою индивидуальность.  Добиться того, чтобы каждый рисунок был индивидуален, не похож на остальные, очень сложно. Но обязательно нужно стремиться к этому. Все рисунки малыша необходимо хвалить, а индивидуальные – особенно. Полезно проводить маленький «искусствоведческий анализ».

- Какое красивое платье ты нарисовала кукле! Раньше ты никогда не рисовала такого красивого платья.

Такой разбор помогает ребенку осознать художественный прием, который он использовал неосознанно, а может быть и вообще случайно. Теперь этот прием зафиксирован и может быть применен в других работах. Главное, чтобы он не превратился в шаблон.

 В то же время нельзя захваливать маленького художника. Это может привести к развитию полной некритичности, невозможности воспринимать критику впоследствии и тем самым к остановке его творческого развития. Необходимо гибкое сочетание необидной для малыша критики с дружелюбным вниманием к его творчеству, с поощрением самых разных проявлений его фантазии и индивидуальности.

Обучение рисованию нельзя превращать в скучное обязательное занятие. Обучение малышей ведется лишь постольку, поскольку оно отвечает внутренней потребности самого ребенка. Нужно предлагать малышу рисовать все, о чем он любит говорить и беседовать с ним о том, что он любит рисовать. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство. Необходимо  предоставлять возможность юному творцу рисовать совершенно  самостоятельно, принося на доброжелательный суд взрослых только готовый рисунок.

   Для самого юного художника очень важна оценка его творчества родителями, педагогом и, конечно, сверстниками. А где это можно увидеть? Конечно же, на выставке!

Первые зрители – это, конечно, мамы, папы, дедушки и бабушки юных дарований, которые не перестают удивляться фантазии, выдумке, раскованности в использовании цвета и умению рассказать в рисунке об увиденном. Одновременно складывается особое, уважительное отношение родителей к занятию детей. И это не удивительно, ведь каждому приятно, когда выставлены работы именно его ребенка.

Детские рисунки… Обычно они хранятся в старых папках, альбомах лишь для того, чтобы когда-нибудь показать их подросшим авторам, или их детям.

 

Они хранятся как память родителей  о своих нереализованных надеждах. Лишь немногие родители  оформляют «шедевры» своих малышей в самодельные паспорту, рамочки и с любовью, не жалея дорогих обоев, размещают их на самом видном месте. А как гордиться своими работами сам юный художник!

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x