Развитие у детей познавательной активности посредством игры ☼
Автор: Логинова Ирина Владимировна
« Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Тема: «Развитие познавательной активности у дошкольников посредством игры»
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В связи с этим цель моей педагогической деятельности – повышение уровня развития познавательной деятельности посредством игр и игровых упражнений. Задачи, которые определила для реализации данной цели:
-совершенствовать восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени;
-тренировать зрительную, слуховую. Двигательно- моторную память;
-развивать концентрацию, переключение и распределение внимания;
-учить овладевать элементарными навыками анализа и синтеза, устанавливать тождества и различия, обобщать, классифицировать, делать выводы;
- развивать творческое воображение;
- стимулировать речевое развитие путем тренировки движения пальцев рук, развивать графические навыки;
-воспитывать коммуникативные навыки и умения.
В практической деятельности использую метод интерактивной игры, который помогает создать условия для обретения значимого для детей опыта социального поведения. В таких играх дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. В ходе таких игр знакомлю детей с проблемной ситуацией, которую нужно решить самостоятельно. Для достижения поставленной цели дети взаимодействуют друг с другом, таким образом, использую социо- игровые приемы ( работа в парах, в подгруппах). В данном случае интерактивная игра выступает как инструмент, позволяющий значительно разнообразить форму познания окружающей действительности. Для эффективной реализации логических задач, развития внимания у детей использую конструктивные игры: «Монгольское игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Танграм», а так же интеллектуальные игры, разработанные Б.П. Никитиным (например «Сложи квадрат», «Угадай-ка») Данные игры способствуют развитию умения сравнивать, делать самостоятельные выводы, развивают логическое и образное мышление, творческое воображение. В интеллектуальном развитии ребенка в обогащении его творческих способностей большую роль играет символической аналогии, при помощи которых ребенок постепенно овладевает умением построения наглядно- пространственных моделей. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета- заместителя, в рисовании-знаковый смысл графических построений. Использование символики ускоряет процесс запоминания. Предлагаю детям задания в игровой форме «на что похож круг» Им нужно сделать «волшебные превращения», дорисовать предметы из разных геометрических фигур. Затем аналогично предлагаю поиграть детям с линией. Использую игровые задания: с помощью символов прорисовать названные мной предметы. А затем дети, глядя на символы, вспоминают названные слова. Это способствует развитию у детей памяти, воображения, внимания. Детям с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторые отставания в двигательной сфере. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Поэтому предлагаю детям игровые задания: построить из счетных палочек различные предметы для развития у детей восприятия и ощущения, произвольного внимания и памяти использую игры с пуговицами : «Рыбалка», «Аквариум», «Пуговичное ожерелье», «Пуговичное лото», « Пуговичный массаж» Благодаря этому происходит сенсомоторное развитие, являющееся условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Для привития у детей интереса к занятиям использую в работе пальчиковые игры. Развития мелкой моторики предлагаю задания с использованием цветных канцелярских скрепок и заколок для волос, разнообразных магнитиков с которыми дети выполняют игровые упражнения: «Сделай бусы в подарок маме», « Сплети венок», «Укрась полянку», Посади бабочку на цветок», что помогает развить у детей воображение, логическое мышление, память и речь.
Активно использую пальчиковые игры с карандашом такие как «Самомассаж», «Пружинка», «Спускаемся по лесенке», которые помогают снять усталость, напряжение мышц и оказывают тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения мышц и суставов костей. Удерживание карандаша во время выполнения упражнений способствует развитию произвольности (осознанности) и повышают координацию движений. Для развития у детей перцептивных процессов у дошкольников применяю игры малой подвижности: «Узнай фигуру», «Цветные шарики», «Найди свой цвет», « Поймай мяч». Данные игры способствуют развитию концентрации внимания, эмоционально-волевых качеств. Систематически провожу с детьми кинезиологические упражнения, которые направлены на развитие обоих полушарий головного мозга: «Колечки», «Кулак- ребро- ладонь», «Нарисуй двумя руками одновременно дом»
В работе с детьми использую игры «Логико- малыш», разработала игровые задания с последующей самопроверкой «Наведи порядок», «Четвертый лишний» , «найди предметы на полочке» Данные игры развивают у детей аналитические способности( через сравнение правильного ответа с результатом своего решения), навык самоконтроля результата собственной деятельности. Чтобы выработать у детей определенные навыки и умения учебной деятельности. Использую приемы мнемотехники, которые способствуют развитию зрительной и слуховой памяти, ассоциативного мышления ( разучивание стихотворения, загадок) Для развития познавательной активности широко использую словесные игры. В таких играх. Как «Узнавание предмета по заданным признакам», « Бывает- не бывает», «Пары слов» у детей формируется способность выявить логическую связь между предметами. Использую также и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): игры из серии «Учимся мыслить», «Учимся запоминать», «Учимся анализировать»