РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ В РАЗНЫХ ВИДАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Чекалина Татьяна Владимировна

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ В РАЗНЫХ  ВИДАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чекалина Т.В.

п. Половинный, ГО Верхний Тагил, Свердловская обл.

 

В жизнедеятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она необходима повсюду, и тем более, в процессе обучения. От того, насколько грамотно будет поставлена речь ребенка, напрямую зависит его будущее. Правильно поставленная речь – один из главных критериев психологического становления человека. Речь входить в окружающий мир ребенка, помогая детям общаться просто и непринужденно, высказывать собственные мысли, узнавать больше интересного.

Речь, как исторически образовавшаяся конфигурация общения развивается в дошкольном детстве. Ребенок использует речь для выражения собственных желаний и ощущений. Речь детей в младшем возрасте складывается в общении с окружающими их людей, а в дошкольном учреждении в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. В процессе общения появляются его познавательная и предметная деятельность. По мере овладения речью перестраивается и психика малыша, она помогает ему более осмысленно понимать окружающий его мир и явления. К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний.

Своевременное и верное овладение ребенком речью считается важным условием психологического становления и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении [2].

Овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет является главной задачей работы дошкольной образовательной организации, так как данный возрастной этап более сенситивен к ее усвоению.

В этом периоде выделяют типичные трудности становления речи дошкольника:

1. Односложная речь, состоящая только из несложных предложений («ситуативная» речь). Неспособность грамматически верно выстроить распространенное предложение.

2. Скудность речиедостающий лексикографический запас).

3. Замусоривание речи сленговыми фразами (результат просмотров телевизионных передач), использование нелитературных фраз и выражений.

4. Слаборазвитая диалогическая речь (неспособность правильно и доступно поставить вопрос, выстроить короткий или  развернутый ответ).

5. Сложность выстраивания монолога: (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами).

6. Неумение обосновать свои утверждения и выводы.

7. Слабая ориентация в культуре речи (неумение применить интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.).

8. Общее неразвитие дикции (интонационная и произносительная смазанность речи) [2].

Исследованиями развития речи у детей занимались специалисты по психологии, педагоги, языковеды и др. (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Леушина и др.). Именно они уделяли огромное значение вопросам изучения речи на рубеже дошкольного детства, собственно, что содействовало созданию основ методики развития речи в дошкольном образовательном учреждении.

В наше время особенно выросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достичь определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному рассказыванию, формирования не только способности правильной речи, но и составление речи выразительной, образной [1].

Дошкольники овладевают родным языком с помощью речевой деятельности: восприятия речи и говорения. Для этого принципиально создавать условия для общения и выражения собственных мыслей. При этом наглядность является одним из ведущих дидактических основ педагогики.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» [1].

Воздействия с предметами, их зрительное восприятие – это первый период в развитии мышления малыша, вследствие этого принципиально внедрение наглядного материала на протяжении всего коррекционного процесса.

В последнее время в педагогической практике для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста используются приемы мнемотехники.

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Внедрение мнемотехники на сегодняшний день является актуальным.

Ребята, владеющие наглядными средствами моделирования, в последующем готовы самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Эффективность применения способа находится в зависимости от конкретных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка определенного возраста. На различных этапах и в зависимости от персональных возможностей ребят применяются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы [3].

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно применять бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение, мнемотехникой строится от простого к сложному. Нужно начинать работу с простых мнемоквадратов, поочередно передвигаясь к мнемодорожкам, и позднее – к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1. Формирование и рассматривание таблицы, анализ того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Пересказ с опорой на знаки (образы).

С поддержкой мнемотаблиц, схем-моделей удаётся добиться надлежащих результатов:

• у ребят возрастает круг знаний о находящемся вокруг них мире;

появляется желание пересказывать тексты, выдумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на повышенный уровень;

ребята преодолевают застенчивость, робость, учатся держаться перед аудиторией [3].

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать  план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности учебно-воспитательной работы дошкольной образовательной организации.

Список использованной литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст]/ Т.В. Большова. – Спб., 2005. – 71 с.

2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]/ В.К. Воробьева. – М., 2005. – 114 с.

3. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст]/ Т.Б. Полянская. – М., 2009. – 135 с.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x