РАЗВИТИЕ ВАЖНЕЙШИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ☼
Автор: Семенова Ольга Юрьевна
В соответствии с требованиями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» важнейшими качествами личности в современном мире становятся инициативность, умение выбирать свой профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей своей жизни.
В области образования должны быть решены три важнейшие задачи, связанные с ценностными ориентациями школьников, позволяющими реализовать опережающую функцию образования в развитии личности и общества:
· современное образование должно раскрыть основы наук и картину мира благодаря направленности современного научного знания, культурного наследия, практической деятельности людей и их философского осмысления на преодоление отторжения человека от природы, культуры, социума, включая самообразование;
· современное образование должно подготовить учащихся к жизнедеятельности, адаптировать их к природной и социокультурной среде, направить на создание материальных и духовных ценностей;
· современное образование (прежде всего, экологическое и психолого-валеологическое) должно выработать установку на преодоление глобальных проблем, кризиса цивилизации как на глобальном уровне, так и на региональном и индивидуальном уровнях.
В современных условиях нестабильности экономики, политических сложностей, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей. Именно поэтому школа, решая задачи образования, должна помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Реализация современной концепции образования требует новых подходов к содержанию учебных дисциплин и образовательных областей, ко всей организации образовательного процесса.
Информационный подход с его авторитарной педагогикой, классно-урочной системой организации учебного процесса, предметным характером построения учебного плана и традиционной пятибалльной системой оценки знаний учащихся уже не удовлетворяет современным условиям обучения. Конечной целью обучения признавалось овладение знаниями, умениями и навыками, накопленными общечеловеческой практикой познания. Развитие индивидуальных способностей считалось побочным результатом обучения. Существующие технологии были ориентированы на реализацию информативно-познавательной, а не развивающей функции. В последнее время информационный подход связывают с компьютеризацией процесса обучения. Но образование – это не только и даже не столько трансляция информации (пусть даже самой ценной, самой полезной для становления личности), не только и даже не столько апелляция к интеллекту, сколько апелляция к чувствам, к индивидуально неповторимому внутреннему миру человека, к его мироощущению, мировосприятию, мировидению. Личность создается личностью, социумом, собственной жизнедеятельностью и жизнетворчеством.
Важным в процессе формирования качеств личности является включение учителей, учащихся, родителей в совместную деятельность с использованием, в том числе, знаний по биологии. «Я строю свою школу»: разработка Устава ОУ, создание пришкольного участка (теплицы, зеленого уголка школы, географической площадки, обсерватории, оборудование кабинетов, оформление интерьера школы и др.), охрану природы и т.д.
Особенность психического развития школьников заключается в их повышенной чувствительности к активному присвоению общечеловеческих ценностей, способствующих развитию самосознания и способов ориентации в мире природы и человеческих отношений. Но учитель не должен навязывать те или иные ценности, он создает условия для их понимания, выбора и присвоения. Учитель должен способствовать поиску учеником своего места в современном мире, способствовать развитию самостоятельности и творческого склада ума.
В настоящее время активными темпами развиваются биотехнологии, позволяющие бороться с тяжелыми болезнями, решать проблему голода, повышать качество жизни. С другой стороны наблюдается обострение экологических проблем. Все это способствует повышению роли биологического образования. Современное биологическое образование призвано формировать валеологическую и экологическую компетентность, получать знания необходимые в повседневной жизни.
Новый образовательный стандарт по биологии предполагает умение учащихся использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, умение работать со справочной литературой, проводить биологические эксперименты, развитие познавательных процессов интеллектуальных и творческих способностей при наблюдениями за живыми объектами, работу с разными информационными источниками, формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за домашними растениями и животными. А так же заботу о собственном здоровье и о здоровье окружающих, для оценки своей деятельности по отношению к природной среде и к собственному организму, для профилактики заболеваний и вредных привычек.
В связи с тенденцией к постепенному сокращению часов по биологии, по некоторым разделам, одним из оптимальных средств достижения выше поставленных целей и путей соответствия вышеупомянутым требованиям в современной школе является развитие самостоятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе.
База для развития самостоятельности должна закладываться на уроке, так как именно на уроке учащиеся получают основные знания, умения и навыки, отталкиваясь от которых можно осваивать все последующие и дополнительные. В большей степени, именно на уроке осуществляется процесс формирования научного мировоззрения. В рамках урока возможно применение технологий проектного обучения, развития критического мышления. Повысить уровень самостоятельности учащихся возможно с помощью насыщения учебного содержания материалом проблемного характера и применения современных методов и технологии организации самостоятельной работы.
Литература
1. Кулев А.В. Биологические задачи исследовательского характера / Журнал «Биология в школе».- 1991, №6.
2. Горбачева О.В. Проблемное обучение на уроках биологии как средство активации познавательной деятельности учащихся.
3. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования, М.: Мнемозина, 2002.