Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста ☼ | Макарова Елена Александровна. Работа №239320

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Макарова Елена Александровна
Данная статья предназначена для педагогов и родителей.

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Воображение в старшем дошкольном возрасте проявляется особенно ярко по сравнению с предшествующими годами жизни ребёнка. Неуёмной фантазии шестилетнего ребёнка трудно не поразиться. И задача взрослых - развивать воображение. Ведь с этим психическим процессом тесно связаны и готовность к школе, становление личности, его творчества. Если ещё в раннем дошкольном периоде воображение носит пассивный характер, непроизвольный, ребёнок идёт от действия к мысли, то у старшего дошкольника возникает способность идти от мысли к действию, т.е. его воображение становится целенаправленным. Возникновение и дальнейшее развитие такого воображения у дошкольника психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменение содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь, со взрослыми.

Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно- ролевой игре. Позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования - рисование, лепка, конструирование, труд и др.

К шести годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном планировании её хода.

Если четырёх- пятилетний ребёнок планирует один шаг своих дальнейших действий, затем реализует его, видит результат и потом планирует следующий шаг, то у шестилетнего ребёнка уже появляется способность к целостному планированию (« Я нарисую наш дом. Здесь – моя семья. Небо нарисую синим карандашом, солнце будет жёлтым, рядом – речка »).

Если в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется набором игрушек, атрибутами роли, сходством предметов – заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала и воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые.

Воображение шестилетнего ребёнка часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чём говорит взрослый, сверстники, что написано в книге, чего ещё не было в непосредственном опыте, памяти ребёнка (события истории, дальние страны, редкие животные, растения и т. д.).

В дошкольном возрасте возникает и активно развивается творческое воображение. Образам, возникающим в воображении в этот период, присуща особая яркость, наглядность, подвижность, эмоциональность. Это особенно заметно проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным, с их точки зрения, эмоционально насыщенным ролям. И огромное значение игры для психического развития ребёнка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребёнком,- настоящие. Не зря известный режиссёр К.С. Станиславский советовал актёрам учиться игре у детей. Высокой эмоциональностью отличаются и рисунки, стихи, сказки детей шестилетнего возраста.

Но не все дети отличаются богатым развитым воображением в старшем дошкольном возрасте. Главное основание этому- имеющаяся пока ещё недооценка воображения как важного процесса развития личности ребёнка. Нередко акцент в работе с детьми старшего дошкольного возраста делают на их интеллектуальном развитии, форсируют развитие навыков письма, счёта, чтения…Забота же о развитии воображения, об игровой деятельности, где особенно интенсивно оно формируется, если не исчезает вообще, то занимает отнюдь не подобающее ей место. Деятельность шестилеток остаётся во многом «заорганизованной» взрослыми, у детей не всегда есть достаточно времени и места для самостоятельной деятельности, специфически дошкольной, которая так важна для развития воображения. Возникает вопрос – как же его формировать у шестилетнего ребёнка?

Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у него опыта и представлений, взрослым следует позаботиться о расширении, уточнении опыта ребёнка, обогащении предметно - развивающей среды.

Для развития воображения важно не только богатство, разнообразие предметной среды, но и создание условий вообще, предоставление детям пространства, в котором они могли бы фантазировать, творить, реализовывать свои замыслы. И специальные исследования, и передовой опыт свидетельствуют о необходимости создания такой предметной среды, которая служила бы « пусковым механизмом» развития воображения, побудила бы к творческой деятельности.

Важно позаботиться о развитии разных видов игр, художественной деятельности, которые так благодатны для воображения старшего дошкольника.

Поскольку воображение проявляется прежде всего при решении задач, которые не имеют единственного решения, следует стимулировать самостоятельную поисковую деятельность детей с новыми предметами, создавать благоприятные условия для опыта в процессе экспериментирования.

Для целенаправленного формирования воображения дошкольников немалое значение имеет и обучение в целом методы, нормативные знания, система эталонов, с которыми взрослый знакомит ребёнка. Вместе с тем важно «не перегнуть палку», не допустить , чтобы предлагаемые образцы, эталоны («снег – только белый», «море- синее», «солнце круглое, жёлтое») тормозили, препятствовали развитию их собственного воображения, творчества.

Нельзя забывать и за разнообразные частные приёмы развития воображения. Ёще Леонардо да Винчи советовал, например, для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.

Среди других приёмов, стимулирующих детское воображение, можно назвать составление сказок на тему, предложенную взрослым, на самостоятельно выбранную тему, рассказов на основе литературного образа ( в нескольких вариантах: например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет повествования), рассказов по пейзажу и др.

Ценные рекомендации по развитию воображения ребёнка даёт известный детский итальянский писатель Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазии. Введение искусство придумывания историй».

И самое главное, взрослые должны быть Сотрудниками, Соучастниками, Сообщниками в игровой, художественной деятельности, но никак не генератором идей, руководителем.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×