Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развиваем познавательные способности детей 5-ти лет" ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Томчук Дина Николаевна

Родительское собрание на тему:

« Развиваем познавательные способности ребенка 5-ти лет »

 

МБДОУ «Белоснежка», старшая группа №14,

Подготовила: воспитатель -Томчук Д. Н.

 

Слайд 1. «Развиваем познавательные способности детей  5-ти лет»

Дошкольный возраст — становление и развитие наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

Текст к слайду:

Под познавательными способностями подразумеваются такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности.

Способности обеспечивают ребенку познание предметов и явлений окружающего мира,  они тесно связаны с познавательными процессами  и отражаются в познавательных интересах.

Слайд 2.     ФГОС    Задачи познавательного развития

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; 
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Текст к слайду:

К  5-6  годам дошкольного возраста действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. Образ предмета все более дифференцируется, приближается к реальному предмету, обогащается названием его свойств и качеств, информацией о возможных разновидностях предмета. Ребенок начинает быстро узнавать знакомые предметы, замечает их различия и сходство, выполняя при этом основные действия в уме. Действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления.

Пример:

Формировать представления о: – геометрических формах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник) и телах (шар, конус, куб, цилиндр, ромб, кирпич, брусок, пластина, призма); – плоскостных и объемных фигурах.

- Развивать интерес к созерцанию предмета, делая его объектом специального рассмотрения, к восприятию целостного облика предмета, учить выделять в нем форму. ---Формировать умения: – преобразовывать плоскостной материал из одной формы в другие (лист бумаги прямоугольной формы в квадрат и треугольник) – изменять конструкции из плоскостного материала в объемные формы (квадрат и прямоугольник — в цилиндр, круг — в конус, квадрат — в куб);

– объединять различные геометрические фигуры в одну (квадрат, прямоугольник, многоугольник);

Пример:

Формировать представления о: – цветах спектра (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, сиреневый); – хроматических и ахроматических цветах; – особенностях расположения цветовых тонов в спектре; – светлости цвета (степень близости данного цвета к белому) и его насыщенности (степень чистоты); – понятии «сочетание цветов».

- Развивать интерес к созерцанию предмета, делая его объектом специального рассмотрения, к восприятию целостного облика пред мета, учить выделять в нем цвет.

- Формировать умения: – создавать новые оттенки цвета, получать новый цвет; – подбирать соответствующий цвет к предмету; – сочетать цвета в окружающей жизни: сочетание цвета штор и стен, выбор вазы определенного цвета для цветов.

Слайд 3.  Основные этапы развития познавательных способностей

-любопытство;

-восприятие окружающего мира;

-развитие наглядно-образного мышления;

-использование приобретённых навыков

Текст к слайду:

1.      Любопытство.

Любопытством наделен любой ребёнок от природы. Задача родителей дошкольника не ограничивать ребёнка в стремлении к познанию окружающего мира.

Подбирая игры и упражнения для развития познавательных способностей, важно помнить, что ребенка следует заинтересовать.

 Для этой цели,  хорошо подойдут сюрпризные моменты (черный ящик с предметом для исследования внутри, который нужно отгадать;  схема комнаты, где спрятаны сокровища  пиратов и их нужно оттыскать; необычная вещь, которой нужно найти применение; присланное письмо с просьбой  помочь сказочному герою).    

2.      Восприятие окружающего мира

Дошкольник начинает осмысленно изучать различные процессы, происходящие вокруг него. Он учится анализировать и сопоставлять факты, делает выводы. Он замечает необычные для него объекты и находит новое для себя. Все это способствует развитию исследовательской деятельности ребёнка.

3.      Развитие наглядно-образного мышления

У ребёнка начинает развиваться воображение, он много фантазирует и придумывает. Он сочиняет истории и одушевляет свои любимые игрушки. У них появляются имена, ребёнок придумываем за них «игрушечную» жизнь.

4.      Использование полученных навыков

Когда ребёнок усвоил новую информацию или научился что-то делать, у него возникает огромное желание поделиться этим со всем миром. На этом этапе задача родителей показать ребёнку, где проходит грань между интересным и познавательным общением и хвастовством.

Слайд 4. В чём  заключается  развитие познавательной деятельности дошкольников? 

В  развитии следующих особенности личности ребёнка:

внимания;

памяти;

восприятия;

воображения;

мышления;

усидчивости.

Текст к слайду:

1.Тренируем внимание и память

Родители должны подбирать для игры с ребёнком такие игры, которые могут быть элементарными, на первый взгляд, и, не требующими никаких дополнительных предметов. Например, на развитие внимания существуют  короткие загадки: «В семье 4 сына, у каждого мальчика по одной сестре. Вопрос: сколько всего детей живёт в этой семье?» Такие элементарные вопросы могут заставить задуматься не только ребёнка, но и не самых внимательных взрослых. Самый очевидный, на первый взгляд, ответ не всегда оказывается верным.

 

 

2. Стимулируем желание изучать мир, развиваем восприятие

Как правило, дети не страдают от недостатка желания узнать, как что-то устроено. Но когда он изучил все, до чего смог дотянуться, настало время родителей показать ребёнку что-то новое. Одинаково новым для ребёнка будет и устройство вселенной, и принцип работы холодильника. Может показаться, что это слишком сложные темы для дошкольника, но ребёнок заранее не ограничивает себя предубеждениями, что это непонятно или невозможно. Для него это бесконечно интересно, он не пугается от обилия новой информации. (пример с подготовкой билетов в институт)

Дети открыты всему новому, они с удовольствием выслушают все, что им расскажут взрослые.

Не забывайте о том, что дети прекрасно слышат то, во что им не стоит вслушиваться и о чём говорят взрослые между собой. У них есть удивительная способность выдавать подслушанную информацию в самые неподходящие моменты.

3. Воображение и мышление развиваем вместе

У дошкольников мыслительные процессы взаимосвязаны с развитием воображения. Логические задачи и игры помогут малышу научиться мыслить структурировано и развить логику.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане:

 «Что произойдёт, если оживут все предметы?»,

 «Что могла сказать машина , если бы ожила?»

 «Может ли трамвай  плыть по воде?»

Предложите  подумать,

«Как изменились бы жизнь людей, если бы пропали машины или пропало электричество?»

 Подумайте с ребенком, как можно использовать испорченный предмет. Например, чайник с отломанным носиком можно использовать как вазу для цветов или для хранения клубков.

4.Развиваем усидчивость

Самое большое препятствие в развитии познавательных способностей у дошкольников – это детская неусидчивость. Ребёнку сложно сосредоточить все своё внимание на чем-то одном, его то и дело что-то отвлекает. Он только что сел рисовать, но вот на кухне упала на пол вилка. Звук упавшей вилки заинтересовал ребёнка, и он быстро отвлёкся от рисования.

Чтобы ребёнок был более усидчивым, нужно постараться оградить его от внешних отвлекающих моментов и по возможности не давать ему отвлекаться на что-то новое, пока он не закончит делать что-то одно.

Слайд 5. Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника.

 А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Текст к слайду:

Активизировать познавательную деятельность помогут нестандартные задания. Они вызывают у детей желание включиться  в активный поиск  решения  проблемы. Например, назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета (книги, свечи).

   Используйте вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия:

«Что  общего у всех предметов?»

 «А как вы думаете, чем они отличаются?» ,

 «Что можно сделать из бумаги (железа)».

  Слайд 6. Игры на развитие памяти, внимания, мышления:

-«Какого предмета не хватает?» 

- «Внимание» 

-«Угадай, какой предмет загадан» 

-«Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?»

 «Кому что нужно для работы»

-«Назови пару»

-«Найди пару»

Текст к слайду:

Какого предмета не хватает» ( Поставить перед ребенком на 1 минуту  5-6 предметов, затем попросить ребенка отвернуться и убрать один предмет. Вопрос к ребенку: «Какого предмета не хватает?»

- «Внимание» (В этой игре на несколько секунд покажите какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак, а потом спрячьте.  Ребенок должен нарисовать его).

Угадай, какой предмет загадан» (Ребенок должен описать предмет и его характерные особенности, не называя его).

Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?», «Кому что нужно для работы» (кастрюля, мясорубка, шумовка – повару; сумка, газеты, письма – почтальону)

-«Назови пару» (ребенок должен назвать предмет прародитель современного представителя. Например, пылесос- веник, электрочайник- самовар и тд).

Найди пару» (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением:счеты- калькулятор)

Лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками - направленные на формирование умения планировать последовательность действий, будут интересны вам и ребенку.

Слайд 7. Родители для ребенка - главные в познании окружающего мира.

Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

О чем говорят родители с детьми;

Как родители организуют режим детей;

Как и за что поощряют, наказывают;

Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят.

Текст к слайду:

 Для детей дошкольного возраста основным процессом усвоения новых знаний, навыков или умений является игра. Задача взрослого поощрять стремление ребёнка к развитию, не забывая при этом контролировать каждое его действие, чтобы дошкольник не причинил себе или окружающим вреда.

Дошкольники изучают мир исходя из своих ощущений, поступков и эмоций. Чем больше он видит, слышит или чувствует, тем больше он запоминает и анализирует. При этом его творческая деятельность будет значительно продуктивнее.

 

 

 

 

 

Прикрепленные файлы:
Пожалуйста, подождите.
x
×