Развиваемся, играя

Автор: Садрутдинова Зульфия Раисовна


                   Развиваемся, играя

С первых дней жизни ребенка его сенсорное развитие является залогом успешного осуществления им различных  видов деятельности, формирования способностей. Поэтому необходимо, чтобы оно планомерно и систематически внедрялось в процессы познания ребенком окружающего мира: знакомство с предметами, их свойствами и качествами.

Усвоение детьми сенсорной культуры- главное направление соответствующего воспитания. Его основными задачами являются:

- усвоение детьми существующих сенсорных  эталонов;

- вхождение сенсорного опыта в деятельность детей;

- соединение опыта чувственного характера с опытом словесным.

 Важное значение при организации сенсорного воспитания детей отдается дидактической игре. Ее цель- способствовать закреплению знаний воспитанников о свойствах и качествах предметов.

В образовательном процессе мы используем:

1.Игры для сенсорного развития: «Большие и маленькие», «Угостим кукол», «Дома на нашей улице», «Какой  мяч больше?» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине. Игры «Какой это формы?», «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек», «Вкладыши» и т.п. учат различать предметы по форме. Группируют предметы и соотносят их по цвету в играх «Разноцветные бусы», «Поставь цветок в вазу» и т.п.

2.Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку», лото «животные», «растения», «посуда» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями, решает умственную задачу: разложить последовательно, подобрать по образцу и т.д. Он старается добиться результата - собрать, например, пирамидку или башенку.

Для реализации сенсорного развития малышей  существует перечень определенных требований и принципов к условиям предметно-развивающей среды:

-информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования, активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);

-вариативность (определяется видом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями);

-полифункциональность (обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды);

-педагогическая целесообразность(позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды и дать воспитанникам возможность самовыражения, индивидуальную комфортность  и эмоциональное благополучие);

-трансформируемость (дает возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяет вынести на первый план ту или иную функцию пространства).

Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величин, материалов, гармонию окружающего мира. Важно подобрать те игрушки и материалы, которые предназначены для детей младшего дошкольного возраста. Здесь используются естественный природный и разнообразный бросовый материал, для развития мелкой моторики рук - специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрешки, шнуровки. Игрушки должны быть правильно подобраны - чистых цветов, четной, несложной формы, разных размеров и выполнены из безопасных для здоровья ребенка материалов.

 

В условиях предметно-развивающей среды ребенок не только познает свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x