Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста

Автор: Чистопольцева Людмила Михайловна

 

Развивающая игра как средство развития познавательных процессов

 

детей старшего дошкольного возраста

 

Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньшее, а может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале,  отражалась  история че­ловечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторо­нами. Ещё в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы. Игра возникает в ходе  исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных от­ношений.

 

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопреде­ление школьников, на становление коммуникативной неповторимости лично­сти, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ро­левой динамизм современного общества.

 

В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место за­нимает игра в жизни ребёнка.… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вли­вается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это Искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [22, с.145].

 

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуа­ции, проигрываемые ребёнком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.  Эта специфическая особенность игры несёт в себе большие воспита­тельные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определённые положительные чувства играющих  детей. В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию.   Через творчество и игрушки ребёнок может успешно освоить многие элементы и виды человеческой дея­тельности. Ребёнок, мало играющий, теряет в своём развитии, так как в игре «ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повсе­дневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» [22, С.147].

 

Можно сказать, что игра - это метод познания действительности. Он на­правляется внутренними силами и позволяет ребёнку в короткие сроки овла­деть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой куль­туры.  Возможно,  игра прельщает ребёнка своим непостижимым многообра­зием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.

 

А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые прогрессивные об­разования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учёбе[22, с.150].

 

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ре­бёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. «В школьном возрасте,- отмечал он, - игра не умирает, а проникает в отношения действи­тельности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении, труде…»[8, с.114].

 

Игра как специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребёнка. В дошкольном  и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:

 

   - игры, возникающие по инициативе ребёнка, - самодеятельные игры;

 

  - игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с обра­зовательной и воспитательной целью;

 

  - игры, идущие от исторически сложившихся традиций – этноса- народ­ные игры, которые могут возникать по инициативе взрослого.

 

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен ви­дами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра-экспериментиро­вание и сюжетные самодеятельные игры, игры сюжетно-образовательные.

 

Сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной ини­циативы, творчества ребёнка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наибо­лее ярко представляют игру как форму практического размышления на мате­риале знаний об окружающей действительности, значимых переживаний и впе­чатлений, связанных с жизненным опытом ребёнка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание са­модеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребёнка и со­держательным общением с взрослыми.

 

Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самодеятель­ными, так как за самостоятельностью в них  стоит выученность правил, а не ис­ходная инициатива ребёнка в постановке игровой задачи.

 

Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они форми­руют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

 

Развивающие  игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения воспитания детей. Раз­вивающие игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются воспитательное и развивающее влияние игро­вой деятельности [28, с.22].

 

Развивающая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

 

1) дидактическая задача;

 

2) игровые действия;

 

3) правила игры;

 

4) результат [28, с.22].

 

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую     дея­тельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в ди­дактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

 

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

 

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, иг­ровыми задачами и игровыми действиями.

 

В развивающей игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведе­нием детей. Правила влияют и на решение развивающей задачи – незаметно ог­раничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкрет­ной задачи учебного предмета.

 

Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

 

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

 

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения[28, с.24].

 

Таким образом, развивающая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель развивающих игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сфор­мулировать основные функции развивающих игр:

 

- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие на­пряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

 

- функция формирования психических новообразований;

 

- функция формирования собственно учебной деятельности;

 

- функция формирования обще учебных умений, навыков самостоятель­ной учебной работы;

 

- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

 

- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение соци­альных ролей[28, с.26].

 

Таким образом, развивающая игра – сложное, многогранное явление. Приобщение дошкольников к школьному обучению в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. Применение развивающих игр повышает эффективность пе­дагогического процесса.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x