Статья Развивающая игра "Моя любимая тундра". Автор: Туприна Раиса Федотовна

Автор: Туприна Раиса Федотовна
Исследовательская работа в научно-практической конференции "Шаг в будущее" 

 Основная цель данной игры заключается в том, чтобы дети,  играя, поглубже узнали о природе своей родины:  о животных, которые обитают в нашей северной земле; о птицах, которые зимуют и прилетают, гнездятся в тундре; о самых разных рыбах, которые водятся в реках  и многочисленных озерах нашей тундры; о ягодах, которые растут в наше короткое лето; о национальных одеждах  долган  и об инструментах,  без которых не могут обойтись  их прадеды, прабабушки, дедушки и бабушки, отцы и мамы живя в нашей суровой тундре.


Автор: Туприна Раиса Федотовна
lll региональная научно-практическая конференция Шаг в будущее
Юрюнг-Хаинская средняя общеобразовательная школа
Развивающая игра
Моя любимая тундра
Выполнила ученица 8 а класса
Туприна Рада
Юрюнг-Хаинской школы
Анабарского улуса
Руководитель : Туприна
Раиса Федотовна
учитель изо и черчения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста
1. Игровая деятельность
1.2. Настольно-печатные дидактические игры
1.3. Лото
1.4. Домино
Глава II. Игра Моя любимая тундра
2.1. Как изготовить игру
2.2. Шесть видов изображений на лото и домино
2.3. Апробация игры в детском саду.
Заключение
Использованная литература.
Введение
Природа нашей анабарской тундры очень красива, богата и разнообразна. Основная территория расселения – лесотундра. Здесь обитают самые разные животные, птицы, рыбы, растут цветы, разнообразные растения. Здесь живут истинные патриоты родного края, душой и сердцем любящие свою взрастившую, вскормившую их тундру - долганы.
Традиционные занятия – оленеводство, охота на дикого оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Как каждый народ долганы имеют очень интересную, богатую самобытную материальную культуру. Восприятие мира детьми отличается своей самобытностью, так как они очень близки к природе, к окружающей их среде. Природные изменения арктической тундры очень ранимые, изменчивые.
Мы считаем, что начиная с дошкольного возраста, дети должны изучить и знать ближе о природе своей родной тундры :
Поэтому, исходя из принципа от родного порога в мир общечеловеческой культуры (программа Б.М.Неменкого Изобразительное искусство и художественный труд), мы решили все это отразить в игре лото-домино, которую назвали Моя любимая тундра. Это и послужило причиной моего доклада.
Объект исследования - дидактическая игра моя любимая тундра.
Цель исследования – закреплять знания о природе родной тундры, о жизни людей, воспитывать любовь к родной природе через дидактическую игру в лото-домино.
Актуальность:
Необходимость изучения о природе.
Воспитание любви и чувства гордости красотой и богатством родной земли.
Задачи:
Изучить о животных, птиц, рыб, ягод, одежде долган, инструментах с целью применения изображений для изготовления игры.
Изготовить лото и домино с изображениями.
Разработать и апробировать данную игру в МДОУ Тугутчаана п. Юрюнг-Хая.
Гипотеза:
Применение дидактической игры Моя любимая тундра выявит следующие преимущества:
Дети глубже узнают, природу родной тундры, разделяя по таким видам как животные, птицы, рыбы, ягоды, одежда, предметы быта.
При игре у детей развиваются: память, внимание, сообразительность, зрительно-моторная координация, наблюдения, разговорная речь.
Дети научатся: сортировать, классифицировать, складывать.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что изготовленная нами игра может быть востребована детьми дошкольного возраста, воспитателями детского сада, родителями.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и игр лото и домино.
Глава I. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
игры по сенсорному воспитанию,
словесные игры,
игры по ознакомлению с природой,
по формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками,
настольно-печатные игры,
словесные игры,
псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
Игры-путешествия.
Игры-поручения.
Игры-предположения.
Игры-загадки.
Игры-беседы (игры-диалоги).
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она
Имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность.
Программа воспитания и обучения детей в детском саду выделяет следующие виды самостоятельных детских игр:
Сюжетно-ролевые,
Театрализованные,
Подвижные,
Дидактические.
Важным средством формирования игровых умений у детей и руководства совместными детскими играми является игровой материал, игрушки.
Изготовленная нами игра кубики Моя любимая тундра относится к дидактическим настольно-печатным играм. Поэтому мы остановимся на настольно – печатных дидактических играх.
1. Настольно-печатные дидактические игры
Настольно-печатные дидактические игры используются следующих видов:
Разрезные картинки
Кубики с картинками
Лото
Домино
Шашки
Шахматы
Независимо от вида, дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Таким образом, структурными элементами дидактической игры являются:
Обучающая и воспитывающая задача
Игровые действия
Правила.
Основными задачами умственного воспитания в дидактических играх являются:
Формирование системы научных знаний о природе и обществе
Развитие умственной деятельности мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда
Воспитание познавательных процессов, любознательности
Формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира.
С детьми разных возрастов дидактические игры применяют с постепенным усложнением задания. Игры способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в умственном воспитании и сенсорном развитии. В играх сочетается дидактический элемент с занимательностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения задания.
Дидактические игрушки и игры подводят детей к активной игровой деятельности, так как, играя, ребенок производит различные действия: рассматривает, ощупывает, сравнивают по цвету, форме, величине, разбирает на части, делает простейшие обобщения.
Настольно – печатные игры разнообразны. В каждой игре определены содержание, правила, игровые действия и концовка, все элементы игры взаимосвязаны. Эти игры способствуют расширению представлений об окружающих предметах и явлениях, о природе, о качествах и свойствах предметов, знакомят детей с различными формами, цветом, величиной.
Настольно – печатные игры совершенствуют координацию рук, развивают ловкость, меткость, глазомер детей. Выполнение правил игры требует от детей определенных волевых усилий, умения согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
В правилах настольных игр указывается, детям, какого возраста можно рекомендовать данную игру. Естественно, что взрослый должен объяснить детям правила игры и непременно поиграть с ними. Затем дети играют самостоятельно. Темы настольных игр чрезвычайно разнообразны – труд, искусство, путешествия, спорт, жизнь детей – все находит в них отражение.
Педагогическая задача настольных игр дидактического характера – проверить, уточнить, расширить знания детей, развить у них память, внимание, сообразительность.
1.3 Лото
Дидактическая задача. Упражнять детей в умении объединять предметы, закреплять знания детей о ягодах, рыбах, инструментах, одежде долган.
Игровые правила. Перечислить названия, правильно сложить фишки.
Игровые действия. Находить маленькие карточки с изображением ягод, рыб, инструментов, одежды
долганов и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все клеточки.
Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.
Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепление знаний о 6 видах. Усвоив правила, дети используют их в самостоятельных играх.
Домино.
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о животных, птицах, ягодах, рыбах, инструментах, одежде долган, помогающих детям правильно их называть и подбирать парные изображения.
Игровые правила. Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.
Игровые действия. Если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
Глава II. Игра Моя любимая тундра
2.1. Как изготовить игру
Для изготовления данной игры, для нас основная цель заключалась в том, чтобы дети, играя, поглубже узнали о природе своей родины: о животных, которые обитают в нашей северной земле; о птицах, которые зимуют и прилетают, гнездятся в тундре; о самых разных рыбах, которые водятся в реках и многочисленных озерах нашей тундры; о ягодах, которые растут в наше короткое лето; о национальных одеждах долган и об инструментах, без которых не могут обойтись их прадеды, прабабушки, дедушки и бабушки, отцы и мамы живя в нашей суровой тундре.
2.2. На шести гранях кубика выполнили 6 видов изображений по таким видам как: животные, птицы, рыбы, ягоды, одежда,предметы быта.
1.
Животные тундры
Северный олень
Белый медведь
Песец
Волк
Росомаха
Соболь
Горностай
Заяц
Овцебык
2.Птицы
Лебедь
Чайка
Канюк
Сапсан
Гага гребенушка
Куропатка
Полярная сова
Серый гусь
Розовая чайка
3.Рыбы
Использованная литература.
Сидоров Б.И.
Знаете ли вы птиц Якутии?: Справочник-определитель. / Б.И.Сидоров;
[художник С.П.Павлова]. 2-е изд. – Якутск: Бичик, 2005. - 96 с.
Сидоров Б.И. Знаете ли вы млекопитающих Якутии?: Полевой определитель со справочным материалом/ Б.И.Сидоров; Худож. В.И. Габышев. - Якутск: Бичик , 2002 - 88 с.
Барболина А.А.
Картинный словарь долганского языка: Пособие для уч-ся нач.кл.- 2-е изд. , исправ. и доп. – СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2003. – 134 с.: ил.
Сидоров Б. И., Тягтиргянов М.М.
Пресноводные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Якутии: Справочник – определитель / Б.И.Сидоров, М.М.Тяптиргянов.- Якутск: Бичик, 2004. – 64 с., ил.
Тимофеев П.А.
Ягодные растения Якутии / П.А.Тимофеев, Е.И.Иванова; отв. ред. Л.В.Кузнецова.- Якутск: Бичик, 2006.- 60 с.: ил.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x