Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развивающая предметно – пространственная среда как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. | Спасюк Ирина Александровна Матвеева Олея Александровна. Работа №239698

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Спасюк Ирина Александровна Матвеева Олея Александровна
В материале представлен опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников.

Одним из направлений нравственного воспитания является любовь родным местам, ощущение своей неразрывности с окружающим миром.

И. А. Спасюк, О.А. Матвеева, воспитатель М Б ДОУ Детский сад № 83 ( Бийск )
Развивающая предметно – пространственная среда как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В материале представлен опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников. Актуальность. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Дошкольный возраст – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Любовь к своему Отечеству начинается к любви к своей малой родине – месту, городу, где человек родился. В каждом городе есть свои особенности: исторические, культурные и природные, которые формируют интерес и привязанность к родному городу, развивают патриотические чувства ребенка. Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно – патриотическое воспитание детей – это организация предметно – развивающей среды. От среды зависит развитие важных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность. Одним из направлений патриотического воспитания является любовь родным местам, ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Подробнее остановлюсь на организации экологической предметно – развивающей среды на территории дошкольного учреждения и за ее пределами. Преобладающими в дошкольном возрасте наглядно – действенные и наглядно – образные формы мышления обеспечивают усвоение специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Определяющим моментом создания экологической развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение цели осуществляется через реализацию образовательной программы. Экологизация – означает системный подход к объективному миру, большее осознание роли природы в жизни человека (Н. Ф. Реймерс). Обобщая опыт своей экологической работы, хочу рассказать об использовании природных объектов, доступных на территории дошкольного учреждения и за ее пределами для экологического воспитания дошкольников.
Воспитание гражданина – это многогранный процесс и одной из задач является формирование чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому.
Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края – одна из основных задач патриотического воспитания. Перед педагогами нашего детского
сада стоят следующие цели:
1. Научить понимать и ценить красоту природы родного края.
Воспитать чувство любви к природе и необходимости её защищать.
Научить детей наблюдать за жизнью живых объектов, анализировать, делать выводы.
Развивать познавательные процессы, обогащать и активизировать словарь детей.
На основе наблюдения за явлениями природы воспитывать у детей понятие целостности. Детский сад №83 является государственным образовательным учреждением. Актуальной задачей для нас является воспитание всесторонне развитой личности для успешной интеграции ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников,
Природа прекрасна во все времена года и во всех уголках нашей необъятной родины.
Знакомство детей с природой нашей страны и родного края осуществляют на занятиях Ребенок и окружающий мир:
- при изучении и чтении художественной литературы русских и современных писателей и поэтов таких как Е. Чарушина, М. Пришвина, В. Сибирцева, Ю. Дмитриева, А. Барто.
- при знакомстве с репродукциями пейзажной живописи известных русских художников И. Левитана "Золотая осень", "Грачи прилетели", И. Шишкина "Рожь", "Утро в сосновом бору", И. Глазунова "Несжатая полоса". Объекты для экологического развития за пределами территории дошкольного учреждения.
Одна из форм ознакомления с природой является экскурсия.
Перед началом любой экскурсии проводятся знакомство с художественной литературой, соответствующей тематике: разучиваются стихи, читаются произведения авторов, пишущих о природе – это В. Бианки, Г. Снегирев, Л. Извекова, Н. Осипов.
Для детей младшего возраста проводятся экскурсии в музей школы №4 им. В.В.Бианки, где изучаются экспозиции "Птицы Алтая", "Литературное наследие В. Бианки". Дети старшего возраста посещают краеведческий музей им. В. Бианки, где познавая свой край через экспозиции "Животный мир Алтая", Растения Алтая, "Историческое наследие Алтая", прививается любовь к Родине.
Лучший результат дают те экскурсии, которые проводятся с применением беседы. Детям, педагоги не дают готовые знания, а ведут их во время экскурсии от наблюдения к выводу – это активизирует, развивает у них способность наблюдать, мыслить, обобщать и делать выводы. Перед началом каждой экскурсии педагоги
дают опережающее задание, во время экскурсии подводят к выводу, а итоги экскурсии делают вместе с детьми. Пространство экологического развития детей на территории дошкольного учреждения: 1 Участок для игр По следам Зимы - следы птиц, собак, кошек на снегу. Их читают дошкольники. 2 Птичья площадка – расположены кормушки, поилки для птиц.
На прогулке дети наблюдают за живыми объектами природы: птицами, насекомыми, растениями. Зимой - за зимующими птицами (синицами, воробьями, снегирями, свиристелями), весной - перелетными птицами (трясогузками, грачами, скворцами). 3 Пудинг (торт) для птиц – изготавливается вместе с детьми в виде слоеного пирога из разных кормов.
Первоначальное знакомство с зимующими птицами начинают на занятиях по окружающему миру, где приходят к выводу о необходимости изготовления кормушек и подкормке птиц. Проводят наблюдения за кормушками: какие птицы прилетают, чем питаются. Заостряют педагоги внимание детей на то, что зимой птиц надо подкармливать долгое время, чтобы они легче переносили морозы. Зимняя подкормка птиц – одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией детский сад оказывает реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Итоги наблюдений заносят в календари природы. Календари для младших школьников заполняют карточками с рисунками птиц, а для старших дошкольников объем содержания увеличивают: вводится параметр времени. Учат педагоги детей прислушиваться к звукам природы, разгадывать ее тайны. По итогам наблюдений проводят развлечения Покормите птиц зимой, Они зимуют вместе с нами. В летнее время дети наблюдают вместе с педагогами за гнездами птиц: обращают внимание на внешний облик гнезд, размеры гнезд сопоставляют с размерами птиц, которым они принадлежат, ведут наблюдения за поведением птиц около гнезд. Наблюдения начинают с того времени когда начинается постройка гнезда, затем с появлением птенцов дети наблюдают за поведением родителей: какой корм они приносят, сколько раз за время прогулки. Выводы о наблюдениях делают вместе с воспитателем. 4 Скворечники - дети изучают и наблюдают за перелетными птицами. По итогам, в апреле, проводят праздники День птиц и День Земли.
Активно работают с родителями, проводятся индивидуальные консультации, беседы, изготавливаются информационные стенды, папки – передвижки с рекомендациями по изготовлению кормушек и птичьих домиков. Итогом работы являются детские выставки рисунков и поделок перелетных птиц.
5 Уголок нетронутой природы. Наблюдения за растениями проводятся круглый год. При подготовке вспоминают стихи русских поэтов, посвященные картинам русской природы Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Пушкина.
Наблюдения проводятся ежесезонно: весной – происходит пробуждение природы, летом – созревание плодов и семян; осенью – природа засыпает; в зимнее время деревья необычайно красивы, словно сказочные серебряные замки, окна которых мороз разрисовал ажурными узорами. Природу, этот вечный и бесконечно пленительный источник красоты используют для эстетического воспитания детей: обращают внимание на краски осени, очарование зимы, зелень весны, красоту красок лета. Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни. Дошкольникам, которые являются свидетелями сезонных изменений природы, но не всегда способны их самостоятельно заметить, педагоги
показывают все – и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды. 6 Инсектарий – емкость типа аквариума куда помещают насекомых на короткое время.
Чудесна природа нашего края! Особенно хороша она весной, когда всё кругом зеленеет, цветет, звенит и ликует, и появляются первые насекомые. Каждая прогулка – это изучение всё новых и новых видов насекомых: клоп – солдатик, кузнечик зеленый, бабочка – крапивница, божья коровка, рыжий лесной муравей, Некоторые дети с удовольствием берут их в руки и рассматривают, другие - боятся, таким детям объясняют, что эти насекомые не принесут вреда здоровью, третьи – стараются уничтожить и здесь необходимо вспомнить про птиц, а что же есть птицам, если мы уничтожим всех насекомых, чем мы будем любоваться. При близком рассматривании насекомых, обращают внимание на размеры, отмечают их окрас.
Наблюдают за трудом муравьев, за бабочками, порхающими в воздухе. После рассматривания объясняют детям цикл развития бабочек, необходимость этих насекомых для природы, её украшения. Правильное руководство педагога наблюдениями детей, его умение показать детям красоту природы во все времена года воспитывают у детей художественный вкус. На занятиях по изобразительной деятельности дети воплощают свои наблюдения в рисунки. 7 Гостевая площадка для собак и кошек – дети наблюдают за ними, не входя в близкий контакт. 8 Контейнеры проблемного мусора – предназначены для сбора вторичного сырья, который потом используется для творческой деятельности. Создание развивающей экологической среды, которая при правильном ее устройстве, усовершенствовании и последовательном использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей.
Непосредственное изучение детьми природы является стимулом к сознательному и бережному отношению к природным богатствам Родины.
Благодаря проводимой работе, воспитанники бережнее относятся к природе родного края и учатся любить свою Родину.
Литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников
М: Академия, 1999, - С. 90
2. Усачева Т. В. Программа патриотического воспитания дошкольников
М: Журнал Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №4,2010 год.
Хохломская и дымковская роспись.
Хохлома Ковш петушок.
Хохлома Солонка.
Хохлома Бочонок.
Хохлома Ложки и чашки.
Хохлома Ковш лебедь.
Хохлома Солонка и ложка.
Дымка Олень с наездником.
Дымка Лошадка.
Дымка Щука с наездником.
Дымка Барыня с кавалером.
Дымка Барыня водоноска.
Дымка Петушок.
Шишки лиственницы
Хохломская и дымковская роспись.
Хохлома Ковш петушок.
Хохлома Солонка.
Хохлома Бочонок.
Хохлома Ложки и чашки.
Хохлома Ковш лебедь.
Хохлома Солонка и ложка.
Дымка Олень с наездником.
Дымка Лошадка.
Дымка Щука с наездником.
Дымка Барыня с кавалером.
Дымка Барыня водоноска.
Дымка Петушок.
Шишки лиственницы
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×