«Развивающая предметно – пространственная среда в подготовительной группе» ☼
Автор: Муратова Наталья Ивановна
«Развивающая предметно – пространственная среда в 1 подготовительной группе»
Сейчас у нас подготовительная к школе группа, мы продумали и разместили пособия и игровое оборудование таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах, т.е. центрах.
Вариативность среды обеспечивается периодической сменяемостью игрового материала, появлением новых предметов, изготовленных совместно взрослыми с детьми (различные сменяемые чехлы, накидки, полотна для ширм, тематическое оформление, маски, украшения и др.).
Для организации двигательной активности детей в группе мебель размещена по периметру, столы раздвигаются, появляется свободное пространство. Также принцип трансформируемости реализуется через использование мобильного оборудования – ширм, платформ на колесах, выдвижных ящиков, легких контейнеров, лотков для хранения материала – это дает возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте. В свою очередь ширмы являются полифункциональным оборудованием с широким спектром использования детьми пространства: театрализованная деятельность, тематические постройки и т.д.
РППС группы содержательно-насыщенная, учитывает закономерности развития, возрастные особенности детей.
В нашей группе мы создали следующие центры развития детей.
В центре познавательного развития размещены пособия по сенсорике, математике: дидактические игры, настольные игры, настольно-печатные, различные мозаики, вкладыши, шнуровки. Для развития познавательных способностей и познавательной активности можно предложить различные настольные игры сложного содержания: шашки, шахматы, головоломки.
Для конструирования выделили отдельное место, в котором находятся: металлический, пластмассовый и деревянный конструкторы. Здесь же размещается макет части города, мелкие автомобили, дорожные знаки.
Центр художественно-эстетического развития предполагает музыкально-театрализованную и творческую деятельность. Здесь размещены театральная ширма, наборы кукол и т.п. Дети по своему замыслу самостоятельно изготавливают маски, разные атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации.
В центре речевого развития находится книжный уголок. Нами представлены: книги, энциклопедии, игры «Словарик», «Слоги», «Играем, читаем», магнитная доска с набором букв и т.д. Дети имеют возможность принести свою любимую книгу и представить ее вниманию сверстников.
В центр социально-коммуникативного развития входят: режиссерские, сюжетно-ролевые игры, уголок безопасности. Все атрибуты разложены в удобные легкие контейнеры: «Почта», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Медицинский центр» «Семья», «Дом», «Жилая комната» со всей мебелью (сделано из коробок разного размера). Здесь расположены крупные игровые модули для сюжетно – ролевых игр: гладильная доска, кухня, туалетный столик и т.п.
Физическое развитие представлено двигательным центром, в котором расположены все необходимые пособия: ленты, платочки, мячи различных размеров, султанчики, мелкие игрушки и многое другое для проведения утренних гимнастик и образовательной деятельности по физическому развитию. Для проведения гимнастик после сна есть дорожка здоровья, тренажёры для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки, профилактики миопии, развития дыхания.
Для организации уголка уединения детей мы используем пространство спальни - здесь же расположены спокойные игры, кресла, балдахин. Дети по своему усмотрению могут устроить уголок уединения в пространстве группы, используя ширмы, ткань и подушки.
Для детских «секретиков» в группе разместили пластмассовые ящики, каждый ребенок для своего ящика нарисовал эмблему.
РППС нашей группы безопасна, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению их надежности и безопасности.
Отдельное место отведено изобразительной деятельности. Оно находится между «конструированием» и «уголком природы». Рядом выделили место для размещения работ детей (со сменой экспозиции). В приемной тоже есть место, где отражается вся жизнь детей в группе: пройденный материал, праздники, выставки, творческие работы.
Для размещения уголка природы использовали угловую часть групповой комнаты, поместив в ней комнатные растения, сменяемые материалы по различным темам, например наборы картинок по разным климатическим зонам ('Пустыня', 'Арктика', и т.п.) по экосистемам ('Лес', 'Город' и т.п.), размещены книги познавательного характера, ориентирующие детей на изучение окружающего мира, дающие им возможность приобрести новые знания.
Все материалы периодически обновляются, доступны детям в любое время.
Создали в группе условия для экспериментирования с различными материалами и предметами: водой, глиной, весами, компасом, пружинами и т.п.
Конечно, мы всегда помним что, одним из непременных условий влияния среды на развитие ребёнка является участие взрослого. Он может стимулировать познавательную деятельность детей, поддерживая имеющиеся у них интерес, обеспечивая материалами для экспериментирования, играми, игрушками, отвечая на многочисленные вопросы или предлагая новые сферы деятельности.