Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей  | Дышловенко Анна Сергеевна. Работа №302554

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности. В дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента.

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности.

 

Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы ни замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

 

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 85Звездочка
Консультация на тему: Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель
Дышловенко Анна Сергеевна
Безигры нет, не может быть полноценного
умственногоразвития.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Для современной образовательной системы проблема умственного,интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться ввозрастающем объеме знаний. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственныеспособности. Вдошкольном возрастепроисходит закладка такого фундамента.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнемразвитияпознавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этомуспособствуетигра – один из основных видов детской деятельности.
Использованиеразвивающихигр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит иинтеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевомразвитии. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новойигры, как бы ни замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности дляразвития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов(Борис Павлович Никитин).
Почти каждая игра может бытьразвивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.
Кубики Никитина- прекрасный дидактический материал дляразвитиялогического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал систему такихразвивающих игр, какСложи узор,Куб для всех,Уникуб,Сложи квадрат,Точечки. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д. Задачи даются ребенку в различнойформе: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разнымиспособами передачи информации.
На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша - эффективное пособие, разработанное венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышлениядетейк усвоению математики. Дидактическое пособиеЛогические блокисостоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмясвойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
Сначала предлагаются самые простыеигры:
• Раздели фигуры(блоки)(по цвету, или форме, или размеру, или толщине)
• Найди фигуру(блоки)(по цвету, форме, размеру, толщине)
•Создай образ(по схеме)
Далее проводится более сложный вариант. Это разбиение блоков по свойствам (с использованием кругов,Домино.
Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материалЦветные палочки Кюизенера. Универсальный материал дляразвития у детейлогико-математическихспособностейразработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.
Палочки Кюизенера– это набор счетных палочек, которые еще называютцветными палочками,цветными числами. В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает.Счетные палочки Кюизенераявляются многофункциональным математическим пособием, которое позволяетчерез рукиребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношенийбольше – меньше,право – лево,между,длиннее,вышеи многое другое. Наборспособствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторскихспособностей, мелкой моторики.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Дляинтенсивного развитияпространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторскихспособностей, мелкой моторики применяютсяигры Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В основном, этоигры- конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. По словам В. В.Воскобовича:Это — не просто игра, это — познавательная деятельность.
В работе сдошкольникамииспользуется технология ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия широко применяется всреде педагогов. Адаптированная кдошкольному возрастуТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизомТворчество во всем.
Волшебный мешочек(на ощупь)
•Похвалушки(двоедетейхвалят каждый свой предмет)
•Вдвоем(по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)
•Загадка(составление рассказа – загадки, не называя предмет)
•Хорошо - плохоилиРозовые – черные очки
•Чудесные вещи(придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)
•Придумай сказочку(привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)
Особое место в работе с детьми занимаютигрына составление целого изчастей:Танграм,Колумвово яйцо,Вьетнамская игра,Монгольская игра,Листик,Волшебнй круг,Головоломка Пифагора,Пентамино. Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (н., квадрата в игреТанграмили круга вВолшебном круге) на несколько частей.Способдействия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности. Из любого набора можно составить изображения разнообразнойконфигурации: силуэты животных, птиц, человека, транспорта, узоры. Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, форме
В практике широко используется группа игр,развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т. е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могутбыть:
• арифметическими(угадывание чисел);
• геометрическими(с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
• буквенными(изографы, ребусы, кроссворды).
Ониинтересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 4 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы длядетей- это не только отличная гимнастика дляразвития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запасдетей. Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов.
Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор,развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы. При подборе загадок, необходимо учитыватьвозраст детей.
Не остаются без вниманияигрыс использованием пословиц, поговорок (Повтори,Послушай и закончи,Скажи по-другому(Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое - что оннадоел как горькая редька; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что онсвалился как снег на голову).
Еще раз, говоря о значенииразвивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что знания, усвоенные безинтереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×